Шкляева Анастасия Васильевна: различия между версиями
Ladamiri (обсуждение | вклад) |
Ladamiri (обсуждение | вклад) |
||
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 26: | Строка 26: | ||
Первая роль подтвердила способности артистки исполнять сильные, неординарные характеры. Роли будут разные, «но жизненная их основа – в силе их внутренней жизни» <ref name="lozhkin2"/>. | Первая роль подтвердила способности артистки исполнять сильные, неординарные характеры. Роли будут разные, «но жизненная их основа – в силе их внутренней жизни» <ref name="lozhkin2"/>. | ||
− | [[Файл: | + | [[Файл:Sklyaeva2.jpg|thumb|left| М. П. Петров. «Зӥбет зурка». А. В. Шкляева – Дукъя, 1936 г. ]] |
+ | |||
Вторая работа А. В. Шкляевой – роль Дукъи, матери Алексея в спектакле «Иго содрогается» по драме М. П. Петрова. «Когда я играю роль Дукъи, – писала артистка, – то я забывала, что это только сцена, а не сама жизнь, и по-настоящему переживаю все радости и горести Дукъи. Мне порой кажется, что это не Дукъя отправляет сына в солдаты, а я, не Дукъя остается одинокой, а я. Поэтому иногда при игре у меня невольно на глазах выступают слезы» <ref name="volkova"> Волкова, А. В. Мой любимый образ // Всероссийский смотр национальных театров: Государственный республиканский Удмуртский театр: Программа. – Ижевск, 1945. – С. 15. </ref>. | Вторая работа А. В. Шкляевой – роль Дукъи, матери Алексея в спектакле «Иго содрогается» по драме М. П. Петрова. «Когда я играю роль Дукъи, – писала артистка, – то я забывала, что это только сцена, а не сама жизнь, и по-настоящему переживаю все радости и горести Дукъи. Мне порой кажется, что это не Дукъя отправляет сына в солдаты, а я, не Дукъя остается одинокой, а я. Поэтому иногда при игре у меня невольно на глазах выступают слезы» <ref name="volkova"> Волкова, А. В. Мой любимый образ // Всероссийский смотр национальных театров: Государственный республиканский Удмуртский театр: Программа. – Ижевск, 1945. – С. 15. </ref>. | ||
Строка 35: | Строка 36: | ||
Дарованию актрисы был подвластен и комедийный жанр. В 1936 г. А. В. Шкляева исполнила роль Беатриче в «Слуге двух господ» К. Гольдони, в 1937 г. – Мирандолины в «Хозяйке гостиницы» того же автора <ref name="lozhkin"/>. | Дарованию актрисы был подвластен и комедийный жанр. В 1936 г. А. В. Шкляева исполнила роль Беатриче в «Слуге двух господ» К. Гольдони, в 1937 г. – Мирандолины в «Хозяйке гостиницы» того же автора <ref name="lozhkin"/>. | ||
− | Вплоть до ухода на пенсию в 1961 г. актриса создает интересные, запоминающиеся образы. Среди них – Клавдия Сергеевна в «Лейтенанте Пислегине» И. Г. Гаврилова, Огаш кенак в «Вуж юрте» Г. Д. Красильникова, Мавра в «Ӵук лысвуос» (Утренние росы) Т. А. Архипова и В. Е. Садовникова, Алена в «Яратон ке ӧвӧл» (Если нет любви) С. П. Широбокова, Чурай в драме И. Г. Гаврилова «Аннок» <ref name="lozhkin"/>. | + | Вплоть до ухода на пенсию в 1961 г. актриса создает интересные, запоминающиеся образы. Среди них – Клавдия Сергеевна в «Лейтенанте Пислегине» И. Г. Гаврилова, Огаш кенак в «Вуж юрте» Г. Д. Красильникова, Мавра в «Ӵук лысвуос» (Утренние росы) Т. А. Архипова и В. Е. Садовникова, Алена в «Яратон ке ӧвӧл» (Если нет любви) С. П. Широбокова, Чурай в драме И. Г. Гаврилова «Аннок» <ref name="lozhkin"/>. |
− | |||
=Литература= | =Литература= | ||
Строка 45: | Строка 45: | ||
Волкова Тася. Ас рольме яратӥсько // Егит большевик. – 1935. – 18 декабря. | Волкова Тася. Ас рольме яратӥсько // Егит большевик. – 1935. – 18 декабря. | ||
− | Волкова | + | Волкова Т. А. Мынам роле // Гаврилов, И. Г. Вить ар удмурт театрлы = Пять лет удмуртскому театру : 1931–1936 / [сборник организовал И. Г. Гаврилов]. – Ижевск : Удмурт театр : Удгиз, 1936. – 85 с. – Режим доступа: https://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/25990 |
+ | |||
+ | Гаврилов И. Г. Шудо сюрес // Советской Удмуртия. – 1947. – 29 января. | ||
+ | |||
+ | Михайлов С. Со будӥз театрен ӵош // Советской Удмуртия. – 1958. – 12 июня. | ||
+ | |||
+ | Петров М. П. "Сказка о Правде" // Петров М. П. Люкам сочинениос : 6 томен. - Ижевск, 1961. - Т. 6. - С. 186-189 | ||
+ | |||
+ | *См. библиографический список статей о А. В. Шкляевой: Ложкин, В. В. Библиография // Ложкин, В. В. Мастера Удмуртского театра : очерки / В. В. Ложкин ; [ред. П. К. Поздеев]. - Ижевск : Удмуртия, 1991. С. 44-45. – Режим доступа: http://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/3677 | ||
+ | |||
+ | Гаврилова-Решитько М. Шкляева Анастасия Васильевна // Гаврилова-Решитько М. Ӵыдонтэм пумиськонъёс. - Ижевск, 1995. - С. 74-87. | ||
− | + | Тихонова Л. И. Урамын боры будэ // Удмурт дунне. - 2014. - 6 июня. - С. 18. | |
− | + | Евсеева А. Я. Улӥз сцена вылын : [беседа с театральным критиком о жизни и творчестве народной артистки УАССР, заслуженной артистки РСФСР А. В. Шкляевой в связи с 105-летием со дня ее рождения] / А. Я. Евсеева ; записала Г. Семёнова // Удмурт дунне. - 2013. - 25 окт. | |
− | + | ||
[[Category:Удмуртский театр]] | [[Category:Удмуртский театр]] |
Текущая версия на 09:09, 13 декабря 2019
Шкляева (Волкова) Анастасия Васильевна – актриса Удмуртского театра, заслуженная артистка РСФСР.
Биография[править]
Родилась в д. Малый Кармыж Бемыжского (ныне – Можгинского) района УР. В 6 лет осталась сиротой. В 1921 г. дед определяет ее в детский дом с. Поршур (ныне – Можгинский район). Во время голода 1922 г. А. В. Шкляеву вместе с группой детей отправляют в г. Гомель Белорусской ССР. В 1925 г. возвращается в родные места и начинает работать уборщицей в школе [1].
В 1926 г. поступает на национальное отделение рабфака Казанского университета. Благодаря занятиям в драмкружке, обнаруживаются артистические способности. А. В. Сугатов, один из первых удмуртских актеров и режиссеров, порекомендовал ей избрать профессию артиста [2].
В 1929 г. поступает на двухгодичные театральные курсы при Удмуртском центральном клубе в Ижевске. После окончания курсов в числе лучших выпускников была направлена в национальное отделение Московского Центрального техникума театрального искусства (с 1932 г. был реорганизован в театральный институт). Из-за болезни А. В. Шкляева прерывает учебу в вузе и возвращается в Ижевск. В апреле 1933 г. становится актрисой Удмуртского театра [1].
А. В. Шкляева умерла 2 апреля 1998 г. в Ижевске [3].
Творчество[править]
Ее привлекали «роли глубокие, сильные духом, с глубокими, сильными характерами, социально заостренные» [4].
Первая роль – Бӧдёно – из спектакля «Кезьыт ошмес» по пьесе И. Г. Гаврилова показала, что А. В. Шкляева – очень одаренная, неординарная актриса. «Как и многим артистам-удмуртам, ей не было свойственно аффектированное, приподнятое чувство, как бы сильно они ни было. Она целиком уходила во внутренний мир героини <…> Все внимание сосредотачивала на мысленном обдумывании образа, а на репетиции с режиссером найденное выверяла, закрепляла [4].
Сцена признания ее (Бӧдёно) в любви к Беглою «захватывала откровенностью, неподдельной органичностью, большой верой в возможное счастье. … Когда не получает взаимности, неизбывное горе охватывает ее. Весь облик как бы говорил: “Эх, почему я такая несчастливая!” Она сникает, как подрезанный стебелек, становится жалкой, покинутой, никому не нужной» [5].
Эта сцена противоставляется той, где нарядная Бӧдёно приходит на молодежное гулянье «всем своим поведением давая понять, что среди них нет лучше нее» [5].
Она чувствует собственное величие и превосходство, и ее себялюбие ущемлено отказом Беглоя. «Злобно сверкают глаза, губа прикушена. И зритель ощущает рождение жестокой мести, не знающей преград» [5].
Первая роль подтвердила способности артистки исполнять сильные, неординарные характеры. Роли будут разные, «но жизненная их основа – в силе их внутренней жизни» [5].
Вторая работа А. В. Шкляевой – роль Дукъи, матери Алексея в спектакле «Иго содрогается» по драме М. П. Петрова. «Когда я играю роль Дукъи, – писала артистка, – то я забывала, что это только сцена, а не сама жизнь, и по-настоящему переживаю все радости и горести Дукъи. Мне порой кажется, что это не Дукъя отправляет сына в солдаты, а я, не Дукъя остается одинокой, а я. Поэтому иногда при игре у меня невольно на глазах выступают слезы» [6].
«Играя эту роль, А. В. Шкляева всегда вспоминала родную деревню, видела прообразы многих героев пьесы. Она признавалась, что Дукъя – самая любимая ее роль» » [7].
Другая характерная роль А. В. Шкляевой – Кабаниха в спектакле «Гроза» (1938) по пьесе А. Н. Островского. Также актриса исполняла роли героического плана в спектаклях по пьесам И. Г. Гаврилова: медсестры Лены Беляевой в спектакле «Голубые глаза» (1936), советской разведчицы Валентины Афанасьевой из драмы «Герои» (1936) (37). Сыграла главную роль в спектакле «Груня Тарасова» (1937), в которой показан «приход вчерашней батрачки в революцию, процесс рождения новой личности» [8].
Дарованию актрисы был подвластен и комедийный жанр. В 1936 г. А. В. Шкляева исполнила роль Беатриче в «Слуге двух господ» К. Гольдони, в 1937 г. – Мирандолины в «Хозяйке гостиницы» того же автора [1].
Вплоть до ухода на пенсию в 1961 г. актриса создает интересные, запоминающиеся образы. Среди них – Клавдия Сергеевна в «Лейтенанте Пислегине» И. Г. Гаврилова, Огаш кенак в «Вуж юрте» Г. Д. Красильникова, Мавра в «Ӵук лысвуос» (Утренние росы) Т. А. Архипова и В. Е. Садовникова, Алена в «Яратон ке ӧвӧл» (Если нет любви) С. П. Широбокова, Чурай в драме И. Г. Гаврилова «Аннок» [1].
Литература[править]
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Ложкин, В. В. Актриса острой характерности. О А. В. Шкляевой // Мастера Удмуртского театра : очерки / В. В. Ложкин. - Ижевск : Удмуртия, 1991. – С. 33–45.
- ↑ Евсеева, А. Я. Батрачка становится актрисой // Евсеева, А. Я. С любовью к театру : о творческом пути Государственного национального театра Удмуртии : художественно-документальные очерки / А. Я. Евсеева. – Ижевск: Удмуртия, 2006. – C. 43–48.
- ↑ Евсеева, А. Я. Из сокровищницы души : очерки и эссе о деятелях культуры и театрального искусства Удмуртии / Анна Евсеева. - Ижевск : Монпоражён, 2016. – 275 с.
- ↑ 4,0 4,1 Ложкин, В. В. Актриса острой характерности. О А. В. Шкляевой // Мастера Удмуртского театра : очерки / В. В. Ложкин. - Ижевск : Удмуртия, 1991. – С. 34.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Там же. – С. 35.
- ↑ Волкова, А. В. Мой любимый образ // Всероссийский смотр национальных театров: Государственный республиканский Удмуртский театр: Программа. – Ижевск, 1945. – С. 15.
- ↑ Ложкин, В. В. Актриса острой характерности. О А. В. Шкляевой // Мастера Удмуртского театра : очерки / В. В. Ложкин. - Ижевск : Удмуртия, 1991. – С. 36.
- ↑ Там же. С. 38.
Библиография[править]
Волкова Тася. Ас рольме яратӥсько // Егит большевик. – 1935. – 18 декабря.
Волкова Т. А. Мынам роле // Гаврилов, И. Г. Вить ар удмурт театрлы = Пять лет удмуртскому театру : 1931–1936 / [сборник организовал И. Г. Гаврилов]. – Ижевск : Удмурт театр : Удгиз, 1936. – 85 с. – Режим доступа: https://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/25990
Гаврилов И. Г. Шудо сюрес // Советской Удмуртия. – 1947. – 29 января.
Михайлов С. Со будӥз театрен ӵош // Советской Удмуртия. – 1958. – 12 июня.
Петров М. П. "Сказка о Правде" // Петров М. П. Люкам сочинениос : 6 томен. - Ижевск, 1961. - Т. 6. - С. 186-189
- См. библиографический список статей о А. В. Шкляевой: Ложкин, В. В. Библиография // Ложкин, В. В. Мастера Удмуртского театра : очерки / В. В. Ложкин ; [ред. П. К. Поздеев]. - Ижевск : Удмуртия, 1991. С. 44-45. – Режим доступа: http://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/3677
Гаврилова-Решитько М. Шкляева Анастасия Васильевна // Гаврилова-Решитько М. Ӵыдонтэм пумиськонъёс. - Ижевск, 1995. - С. 74-87.
Тихонова Л. И. Урамын боры будэ // Удмурт дунне. - 2014. - 6 июня. - С. 18.
Евсеева А. Я. Улӥз сцена вылын : [беседа с театральным критиком о жизни и творчестве народной артистки УАССР, заслуженной артистки РСФСР А. В. Шкляевой в связи с 105-летием со дня ее рождения] / А. Я. Евсеева ; записала Г. Семёнова // Удмурт дунне. - 2013. - 25 окт.