Крень юон: различия между версиями
Ladamiri (обсуждение | вклад) |
Ladamiri (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | '''Крень юон''' (букв. праздник хрена) – обряд северных удмуртов, проводился на следующий день после проводов Масленицы. Утром молодежь каталась по улицам на | + | '''Крень юон''' (букв. праздник хрена) – обряд северных удмуртов, проводился на следующий день после проводов Масленицы. Утром молодежь каталась по улицам на запряженных лошадьми санях; к концам оглоблей привязывались использованные банные веники, к дуге – грубо звенящий колокол <ref name="крень"> Крень юон // Владыкина, Т. Г., Глухова, Г. А. Ар-год-берган: обряды и праздники удмуртского календаря / Т. Г. Владыкина, Г. А. Глухова. – Ижевск : УИИИЯЛ УрО РАН, 2011. – С. 76–77. </ref>. |
После обеда женщины выбирали крень-чортӥсь – старика, который будет приглашать на праздник остальных женщин деревни. Он надевал на голову «берестяную цилиндрическую шапку с нашитыми на нее разноцветными лоскутками» <ref name="крень1"> Крень юон // Владыкина, Т. Г., Глухова, Г. А. Ар-год-берган: обряды и праздники удмуртского календаря / Т. Г. Владыкина, Г. А. Глухова. – Ижевск : УИИИЯЛ УрО РАН, 2011. – С. 77. </ref>, ходил по дворам с посохом, к которому приглашенные им женщины привязывали «лоскут материи, кисет (тамак пуйы) или платок (кышет) <ref name="крень1"/>. | После обеда женщины выбирали крень-чортӥсь – старика, который будет приглашать на праздник остальных женщин деревни. Он надевал на голову «берестяную цилиндрическую шапку с нашитыми на нее разноцветными лоскутками» <ref name="крень1"> Крень юон // Владыкина, Т. Г., Глухова, Г. А. Ар-год-берган: обряды и праздники удмуртского календаря / Т. Г. Владыкина, Г. А. Глухова. – Ижевск : УИИИЯЛ УрО РАН, 2011. – С. 77. </ref>, ходил по дворам с посохом, к которому приглашенные им женщины привязывали «лоскут материи, кисет (тамак пуйы) или платок (кышет) <ref name="крень1"/>. |
Версия 17:19, 20 сентября 2018
Крень юон (букв. праздник хрена) – обряд северных удмуртов, проводился на следующий день после проводов Масленицы. Утром молодежь каталась по улицам на запряженных лошадьми санях; к концам оглоблей привязывались использованные банные веники, к дуге – грубо звенящий колокол [1].
После обеда женщины выбирали крень-чортӥсь – старика, который будет приглашать на праздник остальных женщин деревни. Он надевал на голову «берестяную цилиндрическую шапку с нашитыми на нее разноцветными лоскутками» [2], ходил по дворам с посохом, к которому приглашенные им женщины привязывали «лоскут материи, кисет (тамак пуйы) или платок (кышет) [2].
Затем женщины, взяв выпивку и несколько корешков, обходили деревню, мужчин угощали брагой или пивом, а «на закуску» давали откусить корешок хрена, замечая при этом «Это и всё, что осталось от Масленицы». При этом женщины вступали в борьбу и вываливали в снегу мужчин. «Очевидно, это была своеобразная демонстрация сексуального контакта, принявшая форму потехи, увеселения» [2].
Праздником крень юон заканчивался зимний цикл обрядов годового календаря. Смысл обряда заключался в передаче плодотворящей силы земле, которая возрождалась весной. Корешок хрена воспринимался участниками обряда как «фаллос», женщины, стремясь накормить мужчин этим корешком, символизировали стремление усилить их потенцию [2].
- ↑ Крень юон // Владыкина, Т. Г., Глухова, Г. А. Ар-год-берган: обряды и праздники удмуртского календаря / Т. Г. Владыкина, Г. А. Глухова. – Ижевск : УИИИЯЛ УрО РАН, 2011. – С. 76–77.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Крень юон // Владыкина, Т. Г., Глухова, Г. А. Ар-год-берган: обряды и праздники удмуртского календаря / Т. Г. Владыкина, Г. А. Глухова. – Ижевск : УИИИЯЛ УрО РАН, 2011. – С. 77.