Осеннее ряженье: различия между версиями

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(Новая страница: «'''Осеннее ряженье''' – завершающий праздник календарного цикла удмуртов. Для разных трад…»)
 
Строка 3: Строка 3:
 
В обряде участвует деревенская молодежь – ряженые, которые с шутками и песнями обходят дома, получают от хозяев вознаграждение за песни и танцы, шуточные игры. Были популярны игры типа «стрельба рябчика», «игра в жгуты» <ref name="глухова"/>. Назначение игрового элемента – «выбор, возможно, ритуальное закрепление пары <…> а с другой – обнародование сердечных привязанностей» <ref name="глухова"/>.
 
В обряде участвует деревенская молодежь – ряженые, которые с шутками и песнями обходят дома, получают от хозяев вознаграждение за песни и танцы, шуточные игры. Были популярны игры типа «стрельба рябчика», «игра в жгуты» <ref name="глухова"/>. Назначение игрового элемента – «выбор, возможно, ритуальное закрепление пары <…> а с другой – обнародование сердечных привязанностей» <ref name="глухова"/>.
  
Главное предназначение обряда ныл брага северных удмуртов – выбор пары. Длился в течение суток.  (Ар-год. НЫЛ-БРАГА, С. 96).  Во время обряда происходило знакомство за ритуальной трапезой, девушки за вечер  несколько раз меняли платья, а парни должны были опознать приглянувшимся им девушек. Глухова, 111). Переодевание свидетельствует о  том, что девушка перешла в другой статус: «быдэ вуэм – девушка на выданье, невеста» (Ар-год. НЫЛ-БРАГА, С. 97).  
+
Главное предназначение обряда ныл брага северных удмуртов – выбор пары. Длился в течение суток.  (Ар-год <ref name="нылбрага"> Ныл брага // Владыкина, Т. Г., Глухова, Г. А. Ар-год-берган: обряды и праздники удмуртского календаря / Т. Г. Владыкина, Г. А. Глухова. – Ижевск : УИИИЯЛ УрО РАН, 2011. – С. 96–97. </ref>.  Во время обряда происходило знакомство за ритуальной трапезой, девушки за вечер  несколько раз меняли платья, а парни должны были опознать приглянувшимся им девушек <ref name="глухова"/>. Переодевание свидетельствует о  том, что девушка перешла в другой статус: «быдэ вуэм – девушка на выданье, невеста» <ref name="нылбрага"/>.  
  
 
Брачный мотив присутствует в обряде сӥзьыл пӧртмаськон и кушман сюан <ref name="глухова"/>. Ряженые совершали обход домов, навесив на себя созревшие овощи – картошку, брюкву, свеклу, морковь, репу. При этом исполняли песни с эротическим подтекстом.  
 
Брачный мотив присутствует в обряде сӥзьыл пӧртмаськон и кушман сюан <ref name="глухова"/>. Ряженые совершали обход домов, навесив на себя созревшие овощи – картошку, брюкву, свеклу, морковь, репу. При этом исполняли песни с эротическим подтекстом.  
  
Главный атрибут обряда кушман-сюан – шляпа: «она представляла собой проволочный каркас с куском брюквы посередине, украшенной ветками с бумажными цветами, по краям обшитый бахромой и лентами» (Ар-год. Кушман-сюан/пичи-сюан, С. 84). Девочки 10-15 лет в шляпах обходили дома, показывая себя как будущих невест. Их сопровождали мальчики. Для гостей хозяева ставили на стол квашеную свеклу.
+
Главный атрибут обряда кушман-сюан – шляпа: «она представляла собой проволочный каркас с куском брюквы посередине, украшенной ветками с бумажными цветами, по краям обшитый бахромой и лентами» <ref name="кушман"> Кушман-сюан/пичи-сюан // Владыкина, Т. Г., Глухова, Г. А. Ар-год-берган: обряды и праздники удмуртского календаря / Т. Г. Владыкина, Г. А. Глухова. – Ижевск : УИИИЯЛ УрО РАН, 2011. – С. 84. </ref>. Девочки 10-15 лет в шляпах обходили дома, показывая себя как будущих невест. Их сопровождали мальчики. Для гостей хозяева ставили на стол квашеную свеклу <ref name="кушман"/>.

Версия 16:37, 19 сентября 2018

Осеннее ряженье – завершающий праздник календарного цикла удмуртов. Для разных традиций характерно разное название: ныл брага (девичья брага) – северные удмурты, пичи сюан/кушман сюан (маленькая свадьба/брюквенная свадьба) – якшур-бодьинские и завьяловские удмурты; ныл сюан (девичья свадьба) – удмурты Кировской области Унинского района; сӥзьыл пӧртмаськон (осеннее ряженье) – удмурты западной и юго-западной части Удмуртии [1].

В обряде участвует деревенская молодежь – ряженые, которые с шутками и песнями обходят дома, получают от хозяев вознаграждение за песни и танцы, шуточные игры. Были популярны игры типа «стрельба рябчика», «игра в жгуты» [1]. Назначение игрового элемента – «выбор, возможно, ритуальное закрепление пары <…> а с другой – обнародование сердечных привязанностей» [1].

Главное предназначение обряда ныл брага северных удмуртов – выбор пары. Длился в течение суток. (Ар-год [2]. Во время обряда происходило знакомство за ритуальной трапезой, девушки за вечер несколько раз меняли платья, а парни должны были опознать приглянувшимся им девушек [1]. Переодевание свидетельствует о том, что девушка перешла в другой статус: «быдэ вуэм – девушка на выданье, невеста» [2].

Брачный мотив присутствует в обряде сӥзьыл пӧртмаськон и кушман сюан [1]. Ряженые совершали обход домов, навесив на себя созревшие овощи – картошку, брюкву, свеклу, морковь, репу. При этом исполняли песни с эротическим подтекстом.

Главный атрибут обряда кушман-сюан – шляпа: «она представляла собой проволочный каркас с куском брюквы посередине, украшенной ветками с бумажными цветами, по краям обшитый бахромой и лентами» [3]. Девочки 10-15 лет в шляпах обходили дома, показывая себя как будущих невест. Их сопровождали мальчики. Для гостей хозяева ставили на стол квашеную свеклу [3].

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Глухова, Г. А. Ряженье как игра и игра в ряженье / Г. А. Глухова // Вестник Удмуртского университета. Сер.: Филологические науки. – 2007. – № 5 (1). – С. 109–114.
  2. 2,0 2,1 Ныл брага // Владыкина, Т. Г., Глухова, Г. А. Ар-год-берган: обряды и праздники удмуртского календаря / Т. Г. Владыкина, Г. А. Глухова. – Ижевск : УИИИЯЛ УрО РАН, 2011. – С. 96–97.
  3. 3,0 3,1 Кушман-сюан/пичи-сюан // Владыкина, Т. Г., Глухова, Г. А. Ар-год-берган: обряды и праздники удмуртского календаря / Т. Г. Владыкина, Г. А. Глухова. – Ижевск : УИИИЯЛ УрО РАН, 2011. – С. 84.