Гидкуамурт (Гид кузё): различия между версиями

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску
 
 
(не показана 1 промежуточная версия 1 участника)
Строка 4: Строка 4:
  
 
Если гидмурт благорасположен к животным, то кормит и поит, даже таскает корм из соседних хлевов. Любовь к лошади выражает в расчесывании и заплетании гривы и хвоста. Если же невзлюбит хозяина или его скот, то добра не жди, не будет ухаживать, кормить, «скотина будет тощей, как скелет», у коня будет спутана грива, потому что его хозяин хлева мучает «то сам разъезжая ... целые ночи, то, возя разные тяжести». В целях задобрения ему жертвовали утку или гуся<ref name="верещагин2">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/3976 Верещагин В.Е. Этнографические очерки. - Ижевск, 2000. - Т.3. Кн.2. Вып. 1. С. 214.]</ref>.
 
Если гидмурт благорасположен к животным, то кормит и поит, даже таскает корм из соседних хлевов. Любовь к лошади выражает в расчесывании и заплетании гривы и хвоста. Если же невзлюбит хозяина или его скот, то добра не жди, не будет ухаживать, кормить, «скотина будет тощей, как скелет», у коня будет спутана грива, потому что его хозяин хлева мучает «то сам разъезжая ... целые ночи, то, возя разные тяжести». В целях задобрения ему жертвовали утку или гуся<ref name="верещагин2">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/3976 Верещагин В.Е. Этнографические очерки. - Ижевск, 2000. - Т.3. Кн.2. Вып. 1. С. 214.]</ref>.
 
  
 
== Литература==
 
== Литература==
  
 +
<references />
  
<references />
+
[[Категория:Пантеон богов]]

Текущая версия на 15:55, 30 августа 2018

Особенно интересен образ хозяина хлева, хранителя и духа-покровителя скота - гидмурт/кузё/~ кылчин/~возьмась/утись. Образ его расплывчат, представляется то в виде «маленького старикашки, ростом не более поларшина», то в виде медведя [1].

Вероятно, он «переселился» из леса, в котором вполне реальный хищник разорял промысловые припасы (богатства Луда или Нюлэсмурта), хранимые в специальных постройках-кладовках или охотничьих избушках, задирал домашний скот, пасущийся в лесу. Произошло смешение образов, функций и разоритель превратился в хранителя[2].

Если гидмурт благорасположен к животным, то кормит и поит, даже таскает корм из соседних хлевов. Любовь к лошади выражает в расчесывании и заплетании гривы и хвоста. Если же невзлюбит хозяина или его скот, то добра не жди, не будет ухаживать, кормить, «скотина будет тощей, как скелет», у коня будет спутана грива, потому что его хозяин хлева мучает «то сам разъезжая ... целые ночи, то, возя разные тяжести». В целях задобрения ему жертвовали утку или гуся[3].

Литература[править]

  1. Верещагин В.Е. Вотяки Сосновского края. - Спб., 1886. - С.89.
  2. Волкова Л.А. Мифология крестьянского подворья / Волкова Л.А. // Земледельческая культура удмуртов (вторая половина XIX - начало XX века). - Ижевск, 2003. С. 294-307.
  3. Верещагин В.Е. Этнографические очерки. - Ижевск, 2000. - Т.3. Кн.2. Вып. 1. С. 214.