Служители культа: различия между версиями

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску
м (1 версия импортирована)
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 4: Строка 4:
 
Главные жрецы обычно исполняли свои обязанности пожизненно или избирались на определенный срок, чаще на 12 лет (этот срок мог сокращаться по болезни, из-за смерти жены жреца: вдовец не мог быть жрецом и т. д.).
 
Главные жрецы обычно исполняли свои обязанности пожизненно или избирались на определенный срок, чаще на 12 лет (этот срок мог сокращаться по болезни, из-за смерти жены жреца: вдовец не мог быть жрецом и т. д.).
  
Иногда главным жрецом могли выбрать и малолетнего ребенка, тогда при нем назначался своеобразный регент (вӧсь утись — ведающий молением).<ref name="оскон">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4520 Владыкин В. Е. Общее и особенное в системе язычества удмуртов / В. Е. Владыкин // Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов / В. Е. Владыкин. – Ижевск, 1994. - С. 96-126.]</ref>.
+
Иногда главным жрецом могли выбрать и малолетнего ребенка, тогда при нем назначался своеобразный регент (вӧсь утись — ведающий молением) <ref name="оскон">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4520 Владыкин В. Е. Общее и особенное в системе язычества удмуртов / В. Е. Владыкин // Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов / В. Е. Владыкин. – Ижевск, 1994. - С. 96-126.]</ref>.
  
Общение удмуртских жрецов с божествами и духами во многом осуществлялось через традиционные обращения к божествам — заклинания (куриськон), называемые иногда удмуртскими молитвами.
+
Общение удмуртских жрецов с божествами и духами во многом осуществлялось через традиционные обращения к божествам — заклинания (куриськон), называемые иногда удмуртскими молитвами <ref name="Владыкин">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4520 Владыкин В. Е. Общее и особенное в системе язычества удмуртов / В. Е. Владыкин // Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов / В. Е. Владыкин. – Ижевск, 1994. - С. 96-126.]</ref>.
<ref name="Владыкин">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4520 Владыкин В. Е. Общее и особенное в системе язычества удмуртов / В. Е. Владыкин // Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов / В. Е. Владыкин. – Ижевск, 1994. - С. 96-126.]</ref>.
 
  
Был выработан специальный обряд избрания главного жреца. Для этого приглашали туно — могущественного знахаря, колдуна, пользовавшегося шаманскими приемами<ref name="r2">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/15372 Гришкина М. В. Язычество и христианство / М. В. Гришкина // История Удмуртии : конец XV - начало ХХ века. - Ижевск, 2004. - С. 208-212.]</ref>. Для обряда выбора нового жреца существовала специальная мелодии для крезя, исполняемой во время ритуала.  Выбор нового жреца происходил при собрании всех домохозяев; приглашался сюда и музыкант-гусляр (крезьчи). На костре варилось жертвенное мясо, гусляр наигрывал на гуслях священную песнь Инву гур, а знахарь-ворожец исполнял особенного рода танец.  Бешеной пляской или стягиванием пояса он приводил себя в состояние транса и выкрикивал имя будущего жреца<ref name="верещагин">  [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/3976 Верещагин Г. Е. Собрание сочинений. В 6 т. - Ижевск, 2000. - Т. 3. Кн. 2. Вып. 1 : Этнографические очерки. - С. 203.]</ref>. Главным жрецом предпочитали выбирать человека с красно-рыжими волосами и бородой как наиболее любимого богами<ref name="r2">Гришкина М. В. Язычество и христианство / М. В. Гришкина // История Удмуртии : конец XV - начало ХХ века. - Ижевск, 2004. - С. 208-212.</ref>.
+
Был выработан специальный обряд избрания главного жреца. Для этого приглашали туно — могущественного знахаря, колдуна, пользовавшегося шаманскими приемами <ref name="r2"> [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/15372 Гришкина М. В. Язычество и христианство / М. В. Гришкина // История Удмуртии : конец XV - начало ХХ века. - Ижевск, 2004. - С. 208-212.]</ref>. Для обряда выбора нового жреца существовала специальная мелодии для крезя, исполняемой во время ритуала.  Выбор нового жреца происходил при собрании всех домохозяев; приглашался сюда и музыкант-гусляр (крезьчи). На костре варилось жертвенное мясо, гусляр наигрывал на гуслях священную песнь Инву гур, а знахарь-ворожец исполнял особенного рода танец.  Бешеной пляской или стягиванием пояса он приводил себя в состояние транса и выкрикивал имя будущего жреца <ref name="верещагин">  [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/3976 Верещагин Г. Е. Собрание сочинений. В 6 т. - Ижевск, 2000. - Т. 3. Кн. 2. Вып. 1 : Этнографические очерки. - С. 203.]</ref>. Главным жрецом предпочитали выбирать человека с красно-рыжими волосами и бородой как наиболее любимого богами <ref name="r2"/>.
  
 
Весьма своеобразное место среди служителей культа удмуртов принадлежало тӧро — наиболее уважаемому, почетному лицу, которое уже только своим присутствием как бы освящало молитвенные ритуалы, хотя непосредственного участия (тем более руководства) в них не принимало. Однако вӧсясь — главный жрец — все свои действия совершал как бы с позволения тӧро, без которого моление считалось недействительным.  
 
Весьма своеобразное место среди служителей культа удмуртов принадлежало тӧро — наиболее уважаемому, почетному лицу, которое уже только своим присутствием как бы освящало молитвенные ритуалы, хотя непосредственного участия (тем более руководства) в них не принимало. Однако вӧсясь — главный жрец — все свои действия совершал как бы с позволения тӧро, без которого моление считалось недействительным.  
  
Удмуртские служители культа имели специальную одежду: это был длинный холщовый кафтан с широкими рукавами (иногда без рукавов) светло-лилового цвета, подпоясанный кушаком. На голову надевался вязаный колпак с кисточкой из разноцветных ниток. Для всех других участников молений обязательным цветом ритуальной одежды был белый<ref name="оскон" />.
+
Удмуртские служители культа имели специальную одежду: это был длинный холщовый кафтан с широкими рукавами (иногда без рукавов) светло-лилового цвета, подпоясанный кушаком. На голову надевался вязаный колпак с кисточкой из разноцветных ниток. Для всех других участников молений обязательным цветом ритуальной одежды был белый <ref name="оскон" />.
 
 
 
 
  
 
<br clear="both" />
 
<br clear="both" />
Строка 21: Строка 18:
 
=Литература=
 
=Литература=
 
<references />
 
<references />
 +
 +
[[Категория:Этническая культура]] [[Категория:Религиозные верования удмуртов]]

Текущая версия на 10:18, 30 августа 2018

Вӧсясь (жрец)
На молении

Для обслуживания культовых комплексов выбирались свои особые служители — жрецы: в куале — вӧсясь в значении руководителя моления, в луде — утись — хранитель святилища. В помощь им выбирались или назначались служители низшего ранга: кунул кутӥсь (тот, кто поддерживает под руки главного жреца), партчась (тот, кто закалывает жертвенное животное), тылась (тот, кто ведает священным огнем-костром), тусьты-дуры миськись (тот, кто ведает ритуальной посудой).

Главные жрецы обычно исполняли свои обязанности пожизненно или избирались на определенный срок, чаще на 12 лет (этот срок мог сокращаться по болезни, из-за смерти жены жреца: вдовец не мог быть жрецом и т. д.).

Иногда главным жрецом могли выбрать и малолетнего ребенка, тогда при нем назначался своеобразный регент (вӧсь утись — ведающий молением) [1].

Общение удмуртских жрецов с божествами и духами во многом осуществлялось через традиционные обращения к божествам — заклинания (куриськон), называемые иногда удмуртскими молитвами [2].

Был выработан специальный обряд избрания главного жреца. Для этого приглашали туно — могущественного знахаря, колдуна, пользовавшегося шаманскими приемами [3]. Для обряда выбора нового жреца существовала специальная мелодии для крезя, исполняемой во время ритуала. Выбор нового жреца происходил при собрании всех домохозяев; приглашался сюда и музыкант-гусляр (крезьчи). На костре варилось жертвенное мясо, гусляр наигрывал на гуслях священную песнь Инву гур, а знахарь-ворожец исполнял особенного рода танец. Бешеной пляской или стягиванием пояса он приводил себя в состояние транса и выкрикивал имя будущего жреца [4]. Главным жрецом предпочитали выбирать человека с красно-рыжими волосами и бородой как наиболее любимого богами [3].

Весьма своеобразное место среди служителей культа удмуртов принадлежало тӧро — наиболее уважаемому, почетному лицу, которое уже только своим присутствием как бы освящало молитвенные ритуалы, хотя непосредственного участия (тем более руководства) в них не принимало. Однако вӧсясь — главный жрец — все свои действия совершал как бы с позволения тӧро, без которого моление считалось недействительным.

Удмуртские служители культа имели специальную одежду: это был длинный холщовый кафтан с широкими рукавами (иногда без рукавов) светло-лилового цвета, подпоясанный кушаком. На голову надевался вязаный колпак с кисточкой из разноцветных ниток. Для всех других участников молений обязательным цветом ритуальной одежды был белый [1].


Литература[править]