Ӵуж-а, вож-а? (зеленый или желтый): различия между версиями
Admin (обсуждение | вклад) |
Admin (обсуждение | вклад) м (1 версия импортирована) |
Текущая версия на 14:45, 30 марта 2015
Ӵуж-а, вож-а? (д. Новая Монья) – зеленый или желтый; инмарен - шайтан (д. Старые Юбери) – бог и черт
В послевоенные годы в ӵуж-а, вож-а играла молодежь в клубе, на вечеринках и гуляниях. Судя по игровой символике, эта игра вполне может быть отнесена к старинным развлечениям удмуртов.
Перед игрой выбирали по желанию троих водящих. Один из них (кивалтӥсь) отходил в сторону, а двое других шепотом договаривались, кто из них ӵуж (желтый), а кто вож (зеленый).
Остальные игроки тем временем ложились ничком на землю или на пол, уткнув лицо в сложенные друг на друга руки, чтобы не видеть, к которому из водящих будут подходить другие игроки.
После того, как будет уговорено, кто ӵуж, а кто вож, кивалтӥсь по очереди подходил к лежащим на земле игрокам и шепотом спра- шивал: "Ӵуж-а, вож-а?" (Зелёный или жёлтый?) – а те, в свою очередь, шепотом сообщали ему свой выбор, после чего он отводил их к ӵуж или к вож. Когда все сделают свой выбор, считали, в какой группе оказалось меньше игроков. Эта группа считалась проигравшей и её подвергали наказанию. Если, например, в меньшинстве оказывалась группа ӵуж, то их водящий становился перед игроками своей группы, а водящий вож отворачивался от него (иногда кивалтӥсь закрывал ему глаза руками). Ӵуж показывал на одного из своих игроков (включая и себя) и спрашивал: "Что этому?" А вож давал игроку задание: что-либо принести из леса, с реки, из дома (обычно съедобное).
В д. Малый Кармыж в игру играли летом. Ӵуж и вож становились в сторонке, друг напротив друга. Остальные игроки, взявшись за руки, цепочкой проходили у них под руками. Ӵуж и вож задерживали последнего в цепочке игрока и спрашивали его на ухо: " Ӵуж-а, вож-а? ". Тот отвечал им шепотом и становился за спину чуж или вож, в зависимости от своего ответа. После того, как все сделают свой выбор, игроки чуж перетягивались с игроками вож, а затем проигравших наказывали.
Была известна в 30–40-е годы и разновидность этой игры, в которую ещё в XVII веке играли семинаристы – "в бога и черта". В д. Старые Юбери в неё играли так. Выбирали ведущего (тырись), бога (инмар) и черта (шайтан). Бог и черт отходили в сторону, а тырись раздавал всем остальным игрокам игровые имена (названия деревень, рек, овощей и фруктов – в зависимости от договоренности). Затем он подзывал "бога" и "черта" и обращался к ним по очереди: "Инмар, инмар, мар кулэ"? (Инмар, инмар, что тебе надо?). Инмар называл какое-либо игровое имя (например, "капуста, "лук" и т. п.), и если игрок с таким именем был, он вставал и шел к инмару. Затем тырись обращался к шайтану и т. д., пока все игроки не разбивались на две партии, которые затем перетягивались [1].
Литература[править]
.