Романов Петр Михайлович: различия между версиями

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску
 
(не показано 11 промежуточных версий 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
 
'''Романов Петр Михайлович''' – удмуртский актёр, заслуженный артист Российской Федерации, народный артист Удмуртской Республики.  
 
'''Романов Петр Михайлович''' – удмуртский актёр, заслуженный артист Российской Федерации, народный артист Удмуртской Республики.  
 +
 +
[[Файл:RomanovPetr.jpg|200px|thumb|right|Петр Романов]]
  
 
=Биография=
 
=Биография=
Строка 6: Строка 8:
 
Обучался в ремесленном училище. Работал киномехаником в родной деревне. В 1968 г. поступил в Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина <ref name="ion"> Романов, П. М. Мон шудо но, шудтэм но / Пётр Романов ; подгот. к публ. А. Ионина. // Удмурт дунне. – 2008. – 5 дек. – С. 5. Режим доступа: https://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/8948 </ref>.
 
Обучался в ремесленном училище. Работал киномехаником в родной деревне. В 1968 г. поступил в Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина <ref name="ion"> Романов, П. М. Мон шудо но, шудтэм но / Пётр Романов ; подгот. к публ. А. Ионина. // Удмурт дунне. – 2008. – 5 дек. – С. 5. Режим доступа: https://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/8948 </ref>.
  
Во время учебы П. Романов вместе с удмуртской группой студентов участвовал в массовых сценах театра им. Вахтангова – в спектаклях «Человек с ружьём», «Антоний и Клеопатра» и др. Снимался в массовке художественных фильмов, среди которых – «Белорусский вокзал». Критик А. Я. Евсеева описала эпизод, в котором появляется П. Романов: «…вордскем палъёсазы адӟиськыны бертӥсь солдатъёс генералзы доры ӵынатэм чорыг вайыса пыро. Но соослы соин пумиськыны уг кылды. Улонысь кошкем генералэз со нуналэ ватӥзы. Озьы соос малпамтэ шорысь кисьтонэ шедё. Соос пӧлысь одӥгез Петя Романов вал» («Солдаты, возвращающиеся домой, приходят в гости к генералу. Но им не пришлось с ним увидеться. В этот умершего генерала похоронили. Неожиданно солдаты оказываются на поминках. Среди них был Петя Романов») <ref name="evs"> Евсеева, А. Я. Егит дырысь синмаськонэз – театр // Кенеш. – 2009. – № 4. – С. 65. Режим доступа: https://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/641 </ref>. Также начинающий актер участвовал в массовых сценах фильма «Офицеры» <ref name="evs1">Там же </ref>. .  
+
Во время учебы П. Романов вместе с удмуртской группой студентов участвовал в массовых сценах спектаклей театра им. Вахтангова – в спектаклях «Человек с ружьём», «Антоний и Клеопатра» и др. Снимался в массовке художественных фильмов, среди которых – «Белорусский вокзал». Критик А. Я. Евсеева описала эпизод, в котором появляется П. Романов: «…вордскем палъёсазы адӟиськыны бертӥсь солдатъёс генералзы доры ӵынатэм чорыг вайыса пыро. Но соослы соин пумиськыны уг кылды. Улонысь кошкем генералэз со нуналэ ватӥзы. Озьы соос малпамтэ шорысь кисьтонэ шедё. Соос пӧлысь одӥгез Петя Романов вал» («Солдаты, возвращающиеся домой, приходят в гости к генералу. Но им не пришлось с ним увидеться. В этот день умершего генерала похоронили. Неожиданно солдаты оказываются на поминках. Среди них был Петя Романов») <ref name="evs"> Евсеева, А. Я. Егит дырысь синмаськонэз – театр // Кенеш. – 2009. – № 4. – С. 65. Режим доступа: https://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/641 </ref>. Также начинающий актер участвовал в массовых сценах фильма «Офицеры» <ref name="evs1">Там же </ref>.  
  
/
+
В 1973 году после окончания театрального училища приступил к работе в Удмуртском театре. На сцене Национального театра Петр Романов сыграл более 150 ролей. П. Романов отмечает, что ему удалось работать с режиссерами Геннадием Веретенниковым, Василием Перевощиковым, Александром Блиновым и реализовать себя в создании глубоких драматических образов <ref name="ion" />.
  
В 1973 году после окончания театрального училища приступил к работе в Удмуртском театре. На сцене Национального театра Петр Романов сыграл более 150 ролей. П. Романов отмечает, что ему удалось работать с режиссерами Геннадием Веретенниковым, Василием Перевощиковым, Александром Блиновым и реализовать себя в создании глубоких драматических образов <ref name="ion" />.
+
Супруга П. Романова – актриса Национального театра УР, народная артистка республики Нефёдова Раиса Геннадьевна <ref name="evs"/>.
 +
 
 +
П. Романов ушел из жизни 27 февраля 2023 г. «Петр Михайлович всю свою творческую жизнь связал с удмуртской сценой, он принадлежит к легендарному поколению мастеров, принесших заслуженную славу Удмуртскому театру, его всегда узнавали и любили зрители, уважали и ценили коллеги, он по праву носил звание Заслуженного артиста РФ и Народного артиста УР», – с благодарностью сказано об артисте на сайте Национального театра УР.
 +
<ref name="udmteatr"> Удмурт театр [Электронный ресурс] // Режим доступа :http://udmteatr.ru/news/view?id=559 – 18.03.2023. </ref>.
  
 
=Творчество=
 
=Творчество=
  
Среди своих ролей актер отметил роль Алёши (Олёшка) в спектакле «Улэм потэ» (1978). Его роль признана лучшей. В спектакле «Кык тол но куинь гужем» («Две зимы и три лета») по роману Федора Абрамова играл роль 18-летнего парня, а самому актеру было 35 лет. Сыграть роль ему помогли воспоминания о тяжелой жизни матери в годы Великой Отечественной войны. Также актер отметил драматическую роль Терентия Малышева в спектакле «Ваменэс адями» – (прототипо –  известный агроном Терентий Мальцев) <ref name="ion1"> Там же. </ref>. .
+
Среди своих ролей актер отметил роль Алёши (Олёшка) в спектакле «Улэм потэ» (1978). Его роль признана лучшей. В спектакле «Кык тол но куинь гужем» («Две зимы и три лета») по роману Федора Абрамова П. Романов играл роль 18-летнего парня, Михаила Пряслина, а самому актеру было 35 лет. Сыграть роль ему помогли воспоминания о тяжелой жизни матери в годы Великой Отечественной войны. Также актер отметил драматическую роль Терентия Малышева в спектакле «Ваменэс адями» – (прототип –  известный советский агроном Терентий Мальцев) <ref name="ion"/>.
  
 
Лучшие из комедийных ролей – хитрый и завистлиый Майталов в спектакле «Атас Гири» по пьесе А. Григорьева, и Лиандр – классический герой-любовник в пьесе «Лекарь по неволе» Ж.-Б. Мольера. Также критик А. Я. Евсеева отметила роль Ясона в спектакле «Медея» (режиссер-постановщик А. Малых). На удмуртский язык текст перевел поэт Анатолий Уваров <ref name="italmas"> Евсеева, А. Я. Сохранить себя // Италмас. – 2009. – № 1. – С. 63–64. Режим доступа: https://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/14577 </ref>.
 
Лучшие из комедийных ролей – хитрый и завистлиый Майталов в спектакле «Атас Гири» по пьесе А. Григорьева, и Лиандр – классический герой-любовник в пьесе «Лекарь по неволе» Ж.-Б. Мольера. Также критик А. Я. Евсеева отметила роль Ясона в спектакле «Медея» (режиссер-постановщик А. Малых). На удмуртский язык текст перевел поэт Анатолий Уваров <ref name="italmas"> Евсеева, А. Я. Сохранить себя // Италмас. – 2009. – № 1. – С. 63–64. Режим доступа: https://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/14577 </ref>.
  
Снялся в эпизодической роли председателя колхоза в художественном фильме на удмуртском языке «Пузкар» («Гнездо», 2014).
+
П. Романов снялся в эпизодической роли председателя колхоза в художественном фильме на удмуртском языке «Пузкар» («Гнездо», 2014).
 
 
Супруга П. Романова – актриса Национального театра УР, народная артистка республики Нефёдова Раиса Геннадьевна <ref name="evs"/>.
 
 
 
П. Романов ушел из жизни 27 февраля 2023 г. «Петр Михайлович всю свою творческую жизнь связал с удмуртской сценой, он принадлежит к легендарному поколению мастеров, принесших заслуженную славу Удмуртскому театру, его всегда узнавали и любили зрители, уважали и ценили коллеги, он по праву носил звание Заслуженного артиста РФ и Народного артиста УР», сказано об артисте на сайте Национального театра УР, которому он служил всю жизнь.
 
<ref name="udmteatr"> Удмурт театр [Электронный ресурс] // Режим доступа :http://udmteatr.ru/news/view?id=559 – 18.03.2023. </ref>.
 
  
 
=Литература=
 
=Литература=

Текущая версия на 15:04, 24 ноября 2024

Романов Петр Михайлович – удмуртский актёр, заслуженный артист Российской Федерации, народный артист Удмуртской Республики.

Петр Романов

Биография[править]

Родился 20 сентября 1948 года в деревне Верхнее Асаново Алнашского района УР. Обучался в ремесленном училище. Работал киномехаником в родной деревне. В 1968 г. поступил в Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина [1].

Во время учебы П. Романов вместе с удмуртской группой студентов участвовал в массовых сценах спектаклей театра им. Вахтангова – в спектаклях «Человек с ружьём», «Антоний и Клеопатра» и др. Снимался в массовке художественных фильмов, среди которых – «Белорусский вокзал». Критик А. Я. Евсеева описала эпизод, в котором появляется П. Романов: «…вордскем палъёсазы адӟиськыны бертӥсь солдатъёс генералзы доры ӵынатэм чорыг вайыса пыро. Но соослы соин пумиськыны уг кылды. Улонысь кошкем генералэз со нуналэ ватӥзы. Озьы соос малпамтэ шорысь кисьтонэ шедё. Соос пӧлысь одӥгез Петя Романов вал» («Солдаты, возвращающиеся домой, приходят в гости к генералу. Но им не пришлось с ним увидеться. В этот день умершего генерала похоронили. Неожиданно солдаты оказываются на поминках. Среди них был Петя Романов») [2]. Также начинающий актер участвовал в массовых сценах фильма «Офицеры» [3].

В 1973 году после окончания театрального училища приступил к работе в Удмуртском театре. На сцене Национального театра Петр Романов сыграл более 150 ролей. П. Романов отмечает, что ему удалось работать с режиссерами Геннадием Веретенниковым, Василием Перевощиковым, Александром Блиновым и реализовать себя в создании глубоких драматических образов [1].

Супруга П. Романова – актриса Национального театра УР, народная артистка республики Нефёдова Раиса Геннадьевна [2].

П. Романов ушел из жизни 27 февраля 2023 г. «Петр Михайлович всю свою творческую жизнь связал с удмуртской сценой, он принадлежит к легендарному поколению мастеров, принесших заслуженную славу Удмуртскому театру, его всегда узнавали и любили зрители, уважали и ценили коллеги, он по праву носил звание Заслуженного артиста РФ и Народного артиста УР», – с благодарностью сказано об артисте на сайте Национального театра УР. [4].

Творчество[править]

Среди своих ролей актер отметил роль Алёши (Олёшка) в спектакле «Улэм потэ» (1978). Его роль признана лучшей. В спектакле «Кык тол но куинь гужем» («Две зимы и три лета») по роману Федора Абрамова П. Романов играл роль 18-летнего парня, Михаила Пряслина, а самому актеру было 35 лет. Сыграть роль ему помогли воспоминания о тяжелой жизни матери в годы Великой Отечественной войны. Также актер отметил драматическую роль Терентия Малышева в спектакле «Ваменэс адями» – (прототип – известный советский агроном Терентий Мальцев) [1].

Лучшие из комедийных ролей – хитрый и завистлиый Майталов в спектакле «Атас Гири» по пьесе А. Григорьева, и Лиандр – классический герой-любовник в пьесе «Лекарь по неволе» Ж.-Б. Мольера. Также критик А. Я. Евсеева отметила роль Ясона в спектакле «Медея» (режиссер-постановщик А. Малых). На удмуртский язык текст перевел поэт Анатолий Уваров [5].

П. Романов снялся в эпизодической роли председателя колхоза в художественном фильме на удмуртском языке «Пузкар» («Гнездо», 2014).

Литература[править]

  1. 1,0 1,1 1,2 Романов, П. М. Мон шудо но, шудтэм но / Пётр Романов ; подгот. к публ. А. Ионина. // Удмурт дунне. – 2008. – 5 дек. – С. 5. Режим доступа: https://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/8948
  2. 2,0 2,1 Евсеева, А. Я. Егит дырысь синмаськонэз – театр // Кенеш. – 2009. – № 4. – С. 65. Режим доступа: https://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/641
  3. Там же
  4. Удмурт театр [Электронный ресурс] // Режим доступа :http://udmteatr.ru/news/view?id=559 – 18.03.2023.
  5. Евсеева, А. Я. Сохранить себя // Италмас. – 2009. – № 1. – С. 63–64. Режим доступа: https://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/14577