Редактирование: Святилища
Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поискуВнимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 5: | Строка 5: | ||
=Куала= | =Куала= | ||
− | [[Файл:Куала.jpg|thumb|right|Великая куала | + | [[Файл:Куала.jpg|thumb|right|Великая куала]]«'''Куала''' (точнее "куа", -ла — суффикс местного падежа — это особая ритуальная постройка, которая была известна, очевидно, многим финно-угорским народам ("кудо" — у марийцев, "кудо", "куд" — у мордвы, kota — у финнов, "koda" — у эстонцев, карел, вепсов, води)»<ref name="s1"/>. |
− | «Обычно они стояли во дворе жреца или в лесу за околицей. По внешнему виду ''покчи'' и ''быдӟым куа'' почти не отличались (только размерами): это бревенчатое срубное сооружение с двускатной крышей на сомцах. Скаты неплотно прилегали друг к другу, щель между ними служит для выхода дыма. Низкая дверь вела вовнутрь»<ref name="s1"/>.[[Файл:Полка в куале.jpg|thumb|right|Священная полка (мудор) из Великой куалы | + | «Обычно они стояли во дворе жреца или в лесу за околицей. По внешнему виду ''покчи'' и ''быдӟым куа'' почти не отличались (только размерами): это бревенчатое срубное сооружение с двускатной крышей на сомцах. Скаты неплотно прилегали друг к другу, щель между ними служит для выхода дыма. Низкая дверь вела вовнутрь»<ref name="s1"/>.[[Файл:Полка в куале.jpg|thumb|right|Священная полка (мудор) из Великой куалы]] |
«Посреди земляного пола из камней был сложен очаг, над очагом на деревянном крюке или цепи висел котел. Вдоль стен тянулись лавки, в дальнем левом углу от двери стояли для ''тӧро'' стол и стул, выдолбленный из ствола дерева и покрытый вышитой подушкой, набитой перьями жертвенных уток и лебедей; после моления внутрь стула убирали ритуальные полотенца и скатерть. Над стулом — полка (мудор), украшенная ветками деревьев (березы — летом, ели — зимой), ритуальными полотенцами, здесь же помещались антропо- или зооморфное изображение ''Воршуда'', а также воршудная коробка с ритуальными предметами»<ref name="s1"/>. | «Посреди земляного пола из камней был сложен очаг, над очагом на деревянном крюке или цепи висел котел. Вдоль стен тянулись лавки, в дальнем левом углу от двери стояли для ''тӧро'' стол и стул, выдолбленный из ствола дерева и покрытый вышитой подушкой, набитой перьями жертвенных уток и лебедей; после моления внутрь стула убирали ритуальные полотенца и скатерть. Над стулом — полка (мудор), украшенная ветками деревьев (березы — летом, ели — зимой), ритуальными полотенцами, здесь же помещались антропо- или зооморфное изображение ''Воршуда'', а также воршудная коробка с ритуальными предметами»<ref name="s1"/>. | ||
Строка 34: | Строка 34: | ||
=Луд= | =Луд= | ||
− | [[Файл:Святилище_в_Луде.jpg|thumb|right|Родовое святилище Быдӟым куа. Алнашский район. УРКМ | + | [[Файл:Святилище_в_Луде.jpg|thumb|right|Родовое святилище Быдӟым куа. Алнашский район. 1932. УРКМ]][[Файл:Луд.jpg|thumb|right| Священная роща Норель луд. Деревня Старая Уча, Кукморский р-н Республика Татарстан. [[Шутова Надежда Ивановна|Шутова Н. И.]] Июль 2001]]«Наряду с ''куа'' в каждой удмуртской деревне имелась священная роща — ''Луд, Кереметь'' (южные удмурты) или ''вӧсяськон ӵаӵӵа'' (северные удмурты). Рощи, в которых молились несколько деревень, назывались ''Быдӟым Луд'' (великий, большой Луд)»<ref name="s9">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4520 Владыкин В. Е. Общее и особенное в системе язычества удмуртов / В. Е. Владыкин // Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов / В. Е. Владыкин. – Ижевск, 1994. - С. 109.]</ref>. |
''Луд'' представлял собой «огород квадратной формы со стоящим в левом углу восточной стороны толстым обрубком дерева. Среди огорода устроено нечто вроде очага - вероятно для парки жертвы и сжигания частей ее. По бокам очага вбиты два кола, и на них утверждена перекладина из жердочки... »<ref name="верещагин"> Верещагин Г. Е. Остатки язычества у вотяков / Г. Е. Верещагин. - Вятка, 1896. - С. 25. </ref>. «Вход в ''Керемет'' оформлялся в виде небольших ворот (капка). <...> Иногда внутри ''керемета'' находились специальные срубные постройки» ''луд-куала''<ref name="Садиков1"> [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/10839 Садиков Р. Р. Святилища закамских удмуртов : общая характеристика и типология / Р. Р. Садиков // Культовые памятники Камско-Вятского региона. – Ижевск, 2004. - С. 121.]</ref>. | ''Луд'' представлял собой «огород квадратной формы со стоящим в левом углу восточной стороны толстым обрубком дерева. Среди огорода устроено нечто вроде очага - вероятно для парки жертвы и сжигания частей ее. По бокам очага вбиты два кола, и на них утверждена перекладина из жердочки... »<ref name="верещагин"> Верещагин Г. Е. Остатки язычества у вотяков / Г. Е. Верещагин. - Вятка, 1896. - С. 25. </ref>. «Вход в ''Керемет'' оформлялся в виде небольших ворот (капка). <...> Иногда внутри ''керемета'' находились специальные срубные постройки» ''луд-куала''<ref name="Садиков1"> [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/10839 Садиков Р. Р. Святилища закамских удмуртов : общая характеристика и типология / Р. Р. Садиков // Культовые памятники Камско-Вятского региона. – Ижевск, 2004. - С. 121.]</ref>. | ||
Строка 116: | Строка 116: | ||
=Литература= | =Литература= | ||
<references /> | <references /> | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
[[Категория:Этническая культура]] [[Категория:Религиозные верования удмуртов]] | [[Категория:Этническая культура]] [[Категория:Религиозные верования удмуртов]] |