Редактирование: Святилища

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.

Текущая версия Ваш текст
Строка 5: Строка 5:
 
=Куала=
 
=Куала=
  
[[Файл:Куала.jpg|thumb|right|Великая куала. Деревня Варклет-Бодья. Агрызский район. Республика Татарстан. Фото: [[Шутова Надежда Ивановна|Шутова Н. И.]] 2003]]«'''Куала''' (точнее "куа", -ла — суффикс местного падежа — это особая ритуальная постройка, которая была известна, очевидно, многим финно-угорским народам ("кудо" — у марийцев, "кудо", "куд" — у мордвы, kota — у финнов, "koda" — у эстонцев, карел, вепсов, води)»<ref name="s1"/>.
+
[[Файл:Куала.jpg|thumb|right|Великая куала]]«'''Куала''' (точнее "куа", -ла — суффикс местного падежа — это особая ритуальная постройка, которая была известна, очевидно, многим финно-угорским народам ("кудо" — у марийцев, "кудо", "куд" — у мордвы, kota — у финнов, "koda" — у эстонцев, карел, вепсов, води)»<ref name="s1"/>.
  
«Обычно они стояли во дворе жреца или в лесу за околицей. По внешнему виду ''покчи'' и ''быдӟым куа'' почти не отличались (только размерами): это  бревенчатое срубное сооружение с двускатной крышей на сомцах. Скаты неплотно прилегали друг к другу, щель между ними служит для выхода дыма. Низкая дверь вела вовнутрь»<ref name="s1"/>.[[Файл:Полка в куале.jpg|thumb|right|Священная полка (мудор) из Великой куалы. Деревня Варклет-Бодья. Агрызский район. Республика Татарстан. Фото: [[Шутова Надежда Ивановна|Шутова Н. И.]] 2003]]
+
«Обычно они стояли во дворе жреца или в лесу за околицей. По внешнему виду ''покчи'' и ''быдӟым куа'' почти не отличались (только размерами): это  бревенчатое срубное сооружение с двускатной крышей на сомцах. Скаты неплотно прилегали друг к другу, щель между ними служит для выхода дыма. Низкая дверь вела вовнутрь»<ref name="s1"/>.[[Файл:Полка в куале.jpg|thumb|right|Священная полка (мудор) из Великой куалы]]
  
 
«Посреди земляного пола из камней был сложен очаг, над очагом на деревянном крюке или цепи висел котел. Вдоль стен тянулись лавки, в дальнем левом углу от двери стояли для ''тӧро'' стол и стул, выдолбленный из ствола дерева и покрытый вышитой подушкой, набитой перьями жертвенных уток и лебедей; после моления внутрь стула убирали ритуальные полотенца и скатерть. Над стулом — полка (мудор), украшенная ветками деревьев (березы — летом, ели — зимой), ритуальными полотенцами, здесь же помещались антропо- или зооморфное изображение ''Воршуда'', а также воршудная коробка с ритуальными предметами»<ref name="s1"/>.  
 
«Посреди земляного пола из камней был сложен очаг, над очагом на деревянном крюке или цепи висел котел. Вдоль стен тянулись лавки, в дальнем левом углу от двери стояли для ''тӧро'' стол и стул, выдолбленный из ствола дерева и покрытый вышитой подушкой, набитой перьями жертвенных уток и лебедей; после моления внутрь стула убирали ритуальные полотенца и скатерть. Над стулом — полка (мудор), украшенная ветками деревьев (березы — летом, ели — зимой), ритуальными полотенцами, здесь же помещались антропо- или зооморфное изображение ''Воршуда'', а также воршудная коробка с ритуальными предметами»<ref name="s1"/>.  
Строка 34: Строка 34:
  
 
=Луд=
 
=Луд=
[[Файл:Святилище_в_Луде.jpg|thumb|right|Родовое святилище Быдӟым куа. Алнашский район. УРКМ. 1932]][[Файл:Луд.jpg|thumb|right| Святилище Кур-Киня луд. Деревня Старая Кня-Юмья, Кукморский р-н Республика Татарстан. Фото:[[Шутова Надежда Ивановна|Шутова Н. И.]] 2003]]«Наряду с ''куа'' в каждой удмуртской деревне имелась священная роща — ''Луд, Кереметь'' (южные удмурты) или ''вӧсяськон ӵаӵӵа'' (северные удмурты). Рощи, в которых молились несколько деревень, назывались ''Быдӟым Луд'' (великий, большой Луд)»<ref name="s9">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4520 Владыкин В. Е. Общее и особенное в системе язычества удмуртов / В. Е. Владыкин // Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов / В. Е. Владыкин. – Ижевск, 1994. - С. 109.]</ref>.
+
[[Файл:Святилище_в_Луде.jpg|thumb|right|Родовое святилище Быдӟым куа. Алнашский район. 1932. УРКМ]][[Файл:Луд.jpg|thumb|right| Священная роща Норель луд. Деревня Старая Уча, Кукморский р-н Республика Татарстан. [[Шутова Надежда Ивановна|Шутова Н. И.]] Июль 2001]]«Наряду с ''куа'' в каждой удмуртской деревне имелась священная роща — ''Луд, Кереметь'' (южные удмурты) или ''вӧсяськон ӵаӵӵа'' (северные удмурты). Рощи, в которых молились несколько деревень, назывались ''Быдӟым Луд'' (великий, большой Луд)»<ref name="s9">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4520 Владыкин В. Е. Общее и особенное в системе язычества удмуртов / В. Е. Владыкин // Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов / В. Е. Владыкин. – Ижевск, 1994. - С. 109.]</ref>.
  
 
''Луд'' представлял собой  «огород квадратной формы со стоящим в левом углу восточной стороны толстым обрубком дерева. Среди огорода устроено нечто вроде очага - вероятно для парки жертвы и сжигания частей ее. По бокам очага вбиты два кола, и на них утверждена перекладина из жердочки... »<ref name="верещагин">  Верещагин Г. Е. Остатки язычества у вотяков / Г. Е. Верещагин. - Вятка, 1896. - С. 25. </ref>. «Вход в ''Керемет'' оформлялся в виде небольших ворот (капка). <...>  Иногда внутри ''керемета'' находились специальные срубные постройки» ''луд-куала''<ref name="Садиков1"> [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/10839 Садиков Р. Р. Святилища закамских удмуртов : общая характеристика и типология / Р. Р. Садиков // Культовые памятники Камско-Вятского региона. – Ижевск, 2004. - С. 121.]</ref>.  
 
''Луд'' представлял собой  «огород квадратной формы со стоящим в левом углу восточной стороны толстым обрубком дерева. Среди огорода устроено нечто вроде очага - вероятно для парки жертвы и сжигания частей ее. По бокам очага вбиты два кола, и на них утверждена перекладина из жердочки... »<ref name="верещагин">  Верещагин Г. Е. Остатки язычества у вотяков / Г. Е. Верещагин. - Вятка, 1896. - С. 25. </ref>. «Вход в ''Керемет'' оформлялся в виде небольших ворот (капка). <...>  Иногда внутри ''керемета'' находились специальные срубные постройки» ''луд-куала''<ref name="Садиков1"> [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/10839 Садиков Р. Р. Святилища закамских удмуртов : общая характеристика и типология / Р. Р. Садиков // Культовые памятники Камско-Вятского региона. – Ижевск, 2004. - С. 121.]</ref>.  
Строка 45: Строка 45:
 
«На деревьях развешивали платки и полотенца, а в дупла клали серебряные монеты. Под самими деревьями стелили белую скатерть и на нее расставляли хлеб и столовую посуду для обрядовой трапезы»<ref name="Садиков3"/> .
 
«На деревьях развешивали платки и полотенца, а в дупла клали серебряные монеты. Под самими деревьями стелили белую скатерть и на нее расставляли хлеб и столовую посуду для обрядовой трапезы»<ref name="Садиков3"/> .
  
«Количество жертвенных костров в Луде зависело от числа приносимых разным божествам жертв. На одном костре варилось мясо жертвы, предназначенной какому-нибудь одному богу. В некоторых случаях количество костров равнялось числу деревень, жители которых участвуют в церемонии. Количество жертвенников зависело от способов поднесения жертв разным богам. Жертвенные дары, предназначенные верховному богу ''Инмару'' и другим небесным божествам, сжигались на костре, клались на сплетенный из ветвей в виде гнезда ''вылэмычон'' 'возношение вверх', устанавливаемый на вершину дерева и вешались на ветви. Кровь, голову, ноги и внутренности животного, предназначенного в жертву богу земли ''Му-Кылчину'', зарывали в землю. Как правило, все жертвенники устраивались под деревьями. Если там не росли деревья, то приносили небольшое срубленное деревце (береза, ель) и втыкали в землю перед кострами»<ref name="Садиков"/>.
+
«Количество жертвенных костров в Луде зависело от числа приносимых разным божествам жертв. На одном костре варилось мясо жертвы, предназначенной какому-нибудь одному богу. В некоторых случаях количество костров равнялось числу деревень, жители которых участвуют в церемонии. Количество жертвенников зависело от способов поднесения жертв разным богам. Жертвенные дары, предназначенные верховному богу ''Инмару'' и другим небесным божествам, сжигались на костре, клались на сплетенный из ветвей в виде гнезда ''вылэмычон'' 'возношение вверх', устанавливаемый на вершину дерева и вешались на ветви. Кровь, голову, ноги и внутренности животного, предназначенного в жертву богу земли ''Му-Кылчину'', зарывали в землю. Как правило, все жертвенники устраивались под деревьями. Если там не росли деревья, то приносили небольшое срубленное деревце (береза, ель) и втыкали в землю перед кострами» .
  
 
«Еще одним сакральным объектом на жертвенных местах являлась перекладина, установленная на опоры, ее изготовляли из стволов молодой ели или березы. При молениях жрецы обращались в сторону этой перекладины. На нее развешивали полотенца. Скорее всего, перекладина выступала символом "небесных врат". В пользу этого говорит то, что проходить под этой перекладиной или же находиться за ней при молении строго воспрещалось. К подобной перекладине прислоняли еще и прут, называвшийся ''вылэ мычон ньӧр'' 'прут для возношения вверх'. Судя по названию, можно предположить, что с помощью этого прута поднимали жертвенные дары на ''вылэмычон'', расположенный на вершине дерева»<ref name="Садиков"> [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/10839 Садиков Р. Р. Святилища закамских удмуртов : общая характеристика и типология / Р. Р. Садиков // Культовые памятники Камско-Вятского региона. – Ижевск, 2004. - С. 119-123.]</ref>.
 
«Еще одним сакральным объектом на жертвенных местах являлась перекладина, установленная на опоры, ее изготовляли из стволов молодой ели или березы. При молениях жрецы обращались в сторону этой перекладины. На нее развешивали полотенца. Скорее всего, перекладина выступала символом "небесных врат". В пользу этого говорит то, что проходить под этой перекладиной или же находиться за ней при молении строго воспрещалось. К подобной перекладине прислоняли еще и прут, называвшийся ''вылэ мычон ньӧр'' 'прут для возношения вверх'. Судя по названию, можно предположить, что с помощью этого прута поднимали жертвенные дары на ''вылэмычон'', расположенный на вершине дерева»<ref name="Садиков"> [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/10839 Садиков Р. Р. Святилища закамских удмуртов : общая характеристика и типология / Р. Р. Садиков // Культовые памятники Камско-Вятского региона. – Ижевск, 2004. - С. 119-123.]</ref>.
Строка 51: Строка 51:
 
«В отношении к Луду особенно строго соблюдались запреты, пожалуй, как нигде демонстрировалось почтительное отношение. Рощи огораживались, в них соблюдалась величайшая чистота, за это были ответственны специально выделенные люди»<ref name="r1"/>.
 
«В отношении к Луду особенно строго соблюдались запреты, пожалуй, как нигде демонстрировалось почтительное отношение. Рощи огораживались, в них соблюдалась величайшая чистота, за это были ответственны специально выделенные люди»<ref name="r1"/>.
  
«Посещать огороженную территорию имеет право только жрец святилища — ''керемет кузё'' 'хранитель керемета' и его помощник. Остальные пришедшие на моление мужчины располагались вне ограждения, возле очага. Жертвенных животных закалывали также за пределами огороженного сакрального участка»<ref name="Садиков"/>.  
+
Посещать огороженную территорию имеет право только жрец святилища — ''керемет кузё'' 'хранитель керемета' и его помощник. Остальные пришедшие на моление мужчины располагались вне ограждения, возле очага. Жертвенных животных закалывали также за пределами огороженного сакрального участка <ref name="Садиков" />.  
  
«Святилища посещали в строго определенное время, в остальных случаях ходить туда не рекомендовалось или даже запрещалось. Все объекты, входившие в зону культовых мест, также приобретали сакральный характер. Особенной сакральностью обладали деревья. Запрещалось ломать ветви, рубить деревья. Осквернение Луда или куа, загрязнение священного источника, порубка священных деревьев, считалось, караются всенастигающим гневом духов и богов, насылающих болезни или даже смерть на виновного. Существует огромное количество рассказов, повествующих о злоключениях людей, посягнувших на такие священные деревья. Обычно они получали увечья или вообще погибали. Ни в коей мере нельзя было осквернять святилище. Последствия таких поступков были также плачевны. Причем возмездие ждало не только тех, кто преднамеренно совершил такие деяния, но и тех, кто не знал о существовании культового места и случайно осквернил его. Сакральностью обладали и те святилища, которые были давно заброшены. Удмурты старались предупредить своих детей о местоположении подобных мест <ref name="Садиков" />.  
+
Святилища посещали в строго определенное время, в остальных случаях ходить туда не рекомендовалось или даже запрещалось. Все объекты, входившие в зону культовых мест, также приобретали сакральный характер. Особенной сакральностью обладали деревья. Запрещалось ломать ветви, рубить деревья. Осквернение Луда или куа, загрязнение священного источника, порубка священных деревьев, считалось, караются всенастигающим гневом духов и богов, насылающих болезни или даже смерть на виновного. Существует огромное количество рассказов, повествующих о злоключениях людей, посягнувших на такие священные деревья. Обычно они получали увечья или вообще погибали. Ни в коей мере нельзя было осквернять святилище. Последствия таких поступков были также плачевны. Причем возмездие ждало не только тех, кто преднамеренно совершил такие деяния, но и тех, кто не знал о существовании культового места и случайно осквернил его. Сакральностью обладали и те святилища, которые были давно заброшены. Удмурты старались предупредить своих детей о местоположении подобных мест <ref name="Садиков" />.  
  
«Обыкновенно моления в святилище Керемет проводились жителями одной деревни, однако были кереметы, используемые обитателями нескольких деревень» <ref name="Садиков" />.  
+
Обыкновенно моления в святилище Керемет проводились жителями одной деревни, однако были кереметы, используемые обитателями нескольких деревень <ref name="Садиков" />.  
  
«В некоторых случаях в одном населенном пункте имелось несколько кереметов. Почитанием пользовались не только свои деревенские рощи (керемет или луд), но также и священная роща той деревни или местности, откуда жители некогда переселились. Так, жители д. Малый Качак в своих молитвах обращались к ''Ӝужыт'' 'высокий' и ''Бадӟым'' 'великий' ''Луд'', а также к ''Тупал Луд'', 'луд по ту сторону [реки]', т. е. Луд, оставшийся на другом берегу р. Камы, на месте их прежнего обитания. В д. Кургак (Калтасинский район) в молитвах также упоминали ''Тупал Луд'', а также ''Пельга Луд'', т. е. Луд д. Пельга (д. Бикзян Бураевского района), откуда они переселились»<ref name="Садиков" />
+
В некоторых случаях в одном населенном пункте имелось несколько кереметов. Почитанием пользовались не только свои деревенские рощи (керемет или луд), но также и священная роща той деревни или местности, откуда жители некогда переселились. Так, жители д. Малый Качак в своих молитвах обращались к ''Ӝужыт'' 'высокий' и ''Бадӟым'' 'великий' ''Луд'', а также к ''Тупал Луд'', 'луд по ту сторону [реки]', т. е. Луд, оставшийся на другом берегу р. Камы, на месте их прежнего обитания. В д. Кургак (Калтасинский район) в молитвах также упоминали ''Тупал Луд'', а также ''Пельга Луд'', т. е. Луд д. Пельга (д. Бикзян Бураевского района), откуда они переселились.<ref name="Садиков" />
  
 
Что касается жертвенного животного, то здесь тоже существовал ряд обязательных правил: животное закалывал ''туно'', если это особо ответственная жертва, или его посвящали для моления уже при рождении; оно должно быть определенной масти, без изъяна, его угодность для богов определяли, поливая водой через ветви, — вздрагивание животного служило добрым знаком.
 
Что касается жертвенного животного, то здесь тоже существовал ряд обязательных правил: животное закалывал ''туно'', если это особо ответственная жертва, или его посвящали для моления уже при рождении; оно должно быть определенной масти, без изъяна, его угодность для богов определяли, поливая водой через ветви, — вздрагивание животного служило добрым знаком.
Строка 72: Строка 72:
 
«Помимо общедеревенских, к примеру, закамские удмурты собирались на крупные территориальные мольбища, в которых участвовали жители нескольких деревень - ''Мервӧсь'' 'моление миром'. Они также имели определенные места проведения. Так, семь деревень (Арибаш, Юда, Вязовка, Уразгильды, Майский, Новые Татышлы, Бальзюга) Татышлинского района проводят моления ''Мервӧсь'' в священном месте у д. Новые Татышлы. Существовали и более крупные жертвоприношения-моления - ''Эленвӧсь'' 'моление округой', на которые собирались жители десятков деревень»<ref name="r1"/>.
 
«Помимо общедеревенских, к примеру, закамские удмурты собирались на крупные территориальные мольбища, в которых участвовали жители нескольких деревень - ''Мервӧсь'' 'моление миром'. Они также имели определенные места проведения. Так, семь деревень (Арибаш, Юда, Вязовка, Уразгильды, Майский, Новые Татышлы, Бальзюга) Татышлинского района проводят моления ''Мервӧсь'' в священном месте у д. Новые Татышлы. Существовали и более крупные жертвоприношения-моления - ''Эленвӧсь'' 'моление округой', на которые собирались жители десятков деревень»<ref name="r1"/>.
  
«Магические действия производились удмуртами так же в местах, называемых ''куяськон''. Это - одиноко стоящие или особо примечательные деревья, обладающие магической силой. Здесь совершались ''куяськон'' — небольшие индивидуальные жертвоприношения, подношения по какому-либо конкретному поводу: 1) в связи с болезнью члена семьи; 2) с возникшими семейными проблемами экономического или иного характера; 3) во время исполнения обряда ''йыр-пыд сётон/вupo карон/дуа карон'', связанного с культом умерших предков. В этих местах сакральны: а) дерево, на которое вешают лукошко с жертвенными дарами: ''куяськон кыз'' (куясъкон - 'бросание', кыз -'ель'), ''дуа кыз'' (дуа - бесермянское название обряда йыр-пыд сётон), ''йыр-пыд сётон беризъ'' (йыр-пыд — 'голова-ноги', сётон — 'отдавание', беризь - 'липа'), б) небольшой участок под деревом и вокруг дерева, под которым оставляют короб: ''лы куян'' (лы -'кость', куян - 'бросание'). Деревья, как правило, стоят на небольшом расстоянии от деревни, за чьим-нибудь огородом или на месте ''кур куян'' (кур - 'кора, лутошка', куян - 'бросание'), ''копар куянни'' (копар - 'ковш, банный ковш'), ''шелеп куянни'' (шелеп - 'щепки, стружка', куянни - 'место для бросания'). Последние объекты используются по прямому назначению — сюда выбрасывают вещи, соприкасавшиеся с покойником: одежду, в которой он умер; тряпки, ковши, использовавшиеся при обмывании, стружку и щепки, оставшиеся от изготовления гроба. Количество и направление (ориентировка в ландшафте деревни) таких объектов зависит от количества и расположения кладбища»<ref name="волкова"/>.  
+
Магические действия производились удмуртами так же в местах, называемых ''куяськон''. Это - одиноко стоящие или особо примечательные деревья, обладающие магической силой. Здесь совершались ''куяськон'' — небольшие индивидуальные жертвоприношения, подношения по какому-либо конкретному поводу: 1) в связи с болезнью члена семьи; 2) с возникшими семейными проблемами экономического или иного характера; 3) во время исполнения обряда ''йыр-пыд сётон/вupo карон/дуа карон'', связанного с культом умерших предков. В этих местах сакральны: а) дерево, на которое вешают лукошко с жертвенными дарами: ''куяськон кыз'' (куясъкон - 'бросание', кыз -'ель'), ''дуа кыз'' (дуа - бесермянское название обряда йыр-пыд сётон), ''йыр-пыд сётон беризъ'' (йыр-пыд — 'голова-ноги', сётон — 'отдавание', беризь - 'липа'), б) небольшой участок под деревом и вокруг дерева, под которым оставляют короб: ''лы куян'' (лы -'кость', куян - 'бросание'). Деревья, как правило, стоят на небольшом расстоянии от деревни, за чьим-нибудь огородом или на месте ''кур куян'' (кур - 'кора, лутошка', куян - 'бросание'), ''копар куянни'' (копар - 'ковш, банный ковш'), ''шелеп куянни'' (шелеп - 'щепки, стружка', куянни - 'место для бросания'). Последние объекты используются по прямому назначению — сюда выбрасывают вещи, соприкасавшиеся с покойником: одежду, в которой он умер; тряпки, ковши, использовавшиеся при обмывании, стружку и щепки, оставшиеся от изготовления гроба. Количество и направление (ориентировка в ландшафте деревни) таких объектов зависит от количества и расположения кладбища.  
  
 
«Множество неприятностей, которые могли случиться с человеком традиционного мифологизированного мышления, случались именно здесь: «видится», «слышится», «чудится», после которого, могут последовать: увечье, болезнь или даже смерть свидетеля или кого-либо из членов его семьи, домашних животных»<ref name="волкова">  Волкова Л. А. Сакрализация окультуренного пространства / Л. А. Волкова // Земледельческая культура удмуртов (вторая половина XIX - начало XX века) / Л. А. Волкова. - Ижевск, 2003. - С. 277-294.</ref>.
 
«Множество неприятностей, которые могли случиться с человеком традиционного мифологизированного мышления, случались именно здесь: «видится», «слышится», «чудится», после которого, могут последовать: увечье, болезнь или даже смерть свидетеля или кого-либо из членов его семьи, домашних животных»<ref name="волкова">  Волкова Л. А. Сакрализация окультуренного пространства / Л. А. Волкова // Земледельческая культура удмуртов (вторая половина XIX - начало XX века) / Л. А. Волкова. - Ижевск, 2003. - С. 277-294.</ref>.
  
«Кладбища (шай) также являются своеобразными культовыми местами, связанными с почитанием умерших. В их честь там совершали жертвоприношения ''куяськон/чӧлтӥськон''. Помимо обычных кладбищ, у закамских удмуртов существовали специальные места погребений для умерших неестественной смертью, а также выкидышей и детей, которые умерли, не получив имени»<ref name="Садиков"/>.  
+
«Кладбища (шай) также являются своеобразными культовыми местами, связанными с почитанием умерших. В их честь там совершали жертвоприношения ''куяськон/чӧлтӥськон''. Помимо обычных кладбищ, у закамских удмуртов существовали специальные места погребений для умерших неестественной смертью, а также выкидышей и детей, которые умерли, не получив имени»<ref name="Садиков" />.  
  
 
«К указанной группе следует отнести также деревья, стоящие на местах прежних святилищ. Они тоже обладают сверхъестественными способностями, и неуважительное к ним отношение, сквернословие, посещение в неурочное время, более того, вырубка грозят болезнью, увечьем, смертью человеку»<ref name="волкова">  Волкова Л. А. Сакрализация окультуренного пространства / Л. А. Волкова // Земледельческая культура удмуртов (вторая половина XIX - начало XX века) / Л. А. Волкова. - Ижевск, 2003. - С. 277-294.</ref>.  
 
«К указанной группе следует отнести также деревья, стоящие на местах прежних святилищ. Они тоже обладают сверхъестественными способностями, и неуважительное к ним отношение, сквернословие, посещение в неурочное время, более того, вырубка грозят болезнью, увечьем, смертью человеку»<ref name="волкова">  Волкова Л. А. Сакрализация окультуренного пространства / Л. А. Волкова // Земледельческая культура удмуртов (вторая половина XIX - начало XX века) / Л. А. Волкова. - Ижевск, 2003. - С. 277-294.</ref>.  
Строка 90: Строка 90:
 
«По степени антропогенной трансформации природных комплексов, изученные священные рощи можно разделить на три группы. К первой относятся слабо трансформированные лесные участки, сохранившие свою естественную целостность и основные черты коренных сообществ. Некоторые из них до сих пор имеют культовое значение и находятся под "народной охраной" местного населения. Такова, например, родовая священная роща Луд в окрестностях д. Кузебаево Алнашского района»<ref name="Капитонов1"/>.
 
«По степени антропогенной трансформации природных комплексов, изученные священные рощи можно разделить на три группы. К первой относятся слабо трансформированные лесные участки, сохранившие свою естественную целостность и основные черты коренных сообществ. Некоторые из них до сих пор имеют культовое значение и находятся под "народной охраной" местного населения. Такова, например, родовая священная роща Луд в окрестностях д. Кузебаево Алнашского района»<ref name="Капитонов1"/>.
  
«В ландшафтном отношении она представляет собой участок редкоствольного хвойно-широколиственного леса, расположенного на живописном склоне коренного берега р. Варзи. Святилище расположено на территории археологического памятника эпохи раннего средневековья (Кузебаевское I городище IV—V, VII вв. н. э.)»<ref name="Капитонов"/>.
+
«В ландшафтном отношении она представляет собой участок редкоствольного хвойно-широколиственного леса, расположенного на живописном склоне коренного берега р. Варзи. Святилище расположено на территории археологического памятника эпохи раннего средневековья (Кузебаевское I городище IV—V, VII вв. н. э.).
  
«Бережное отношение местных жителей к своей святыне позволило сохранить этот небольшой кусочек дикой природы, расположенный посреди обширных сельскохозяйственных угодий. Хотя часть вековых дубов в Луде была вырублена еще в 1950-е гг., здесь до сих пор встречается целый комплекс старовозрастных деревьев. Так, огромный дуб, имеющий в обхвате 385 см, по нашим расчетам, имеет возраст не менее 250 лет. Столетний рубеж, по-видимому, "перешагнули" растущие здесь липа мелколистная, или сердцевидная (в обхвате 308 см), вяз гладкий (190 см) и клен платановидный (140 см). Кроме того, в роще "нашли приют" полтора десятка исчезающих в Удмуртии видов растений и животных. В частности, на вековом дубе найден редкий представитель насекомых — обыкновенный отшельник (Osmoderma eremita), включенный в национальную и региональную Красные книги»<ref name="Капитонов"/>.  
+
Бережное отношение местных жителей к своей святыне позволило сохранить этот небольшой кусочек дикой природы, расположенный посреди обширных сельскохозяйственных угодий. Хотя часть вековых дубов в Луде была вырублена еще в 1950-е гг., здесь до сих пор встречается целый комплекс старовозрастных деревьев. Так, огромный дуб, имеющий в обхвате 385 см, по нашим расчетам, имеет возраст не менее 250 лет. Столетний рубеж, по-видимому, "перешагнули" растущие здесь липа мелколистная, или сердцевидная (в обхвате 308 см), вяз гладкий (190 см) и клен платановидный (140 см). Кроме того, в роще "нашли приют" полтора десятка исчезающих в Удмуртии видов растений и животных. В частности, на вековом дубе найден редкий представитель насекомых — обыкновенный отшельник (Osmoderma eremita), включенный в национальную и региональную Красные книги.  
  
«Часть рощ, отнесенных к первой группе, располагается в труднодоступных местах, что исключает их активное хозяйственное использование. Так, святилище ''Ӟазегсиённи'' в окрестностях с. Укан Ярского района занимает участок высокоствольного сосняка на крутом склоне юго-западной экспозиции правого коренного берега р. Лекма»<ref name="Капитонов"/>.  
+
Часть рощ, отнесенных к первой группе, располагается в труднодоступных местах, что исключает их активное хозяйственное использование. Так, святилище ''Ӟазегсиённи'' в окрестностях с. Укан Ярского района занимает участок высокоствольного сосняка на крутом склоне юго-западной экспозиции правого коренного берега р. Лекма.  
  
«Священные рощи, оберегаемые местным населением, и поэтому практически не изменившиеся на протяжении последних десятков лет, выявлены также в окрестностях дд. Лековая (Ярский район), Удмурт Гондырево (Алнашский район), Заболотного (Глазовский район), Быргында (Каракулинский район), с. Короленко (Кизнерский район)»<ref name="Капитонов"/>.
+
Священные рощи, оберегаемые местным населением, и поэтому практически не изменившиеся на протяжении последних десятков лет, выявлены также в окрестностях дд. Лековая (Ярский район), Удмурт Гондырево (Алнашский район), Заболотного (Глазовский район), Быргында (Каракулинский район), с. Короленко (Кизнерский район).
  
«Рощи второй группы можно охарактеризовать как умеренно трансформированные. Наряду с видами естественных растительных группировок, в них присутствуют и синантропные виды, иногда в значительном количестве. В настоящее время многие из этих лесных участков большинством местных жителей уже не воспринимаются как сакральные места, а потому не охраняются. Весьма показательным в этом плане является святилище ''Лудвӧсь'', расположенное в окрестностях д. Новый Мултан Кизнерского района. Участок старовозрастного липняка занимает здесь ровную террасированную площадку на стыке двух глубоких оврагов, по которым бегут ручьи. По территории святилища проложена пешеходная тропа, интенсивно используемая местными жителями»<ref name="Капитонов"/>.  
+
Рощи второй группы можно охарактеризовать как умеренно трансформированные. Наряду с видами естественных растительных группировок, в них присутствуют и синантропные виды, иногда в значительном количестве. В настоящее время многие из этих лесных участков большинством местных жителей уже не воспринимаются как сакральные места, а потому не охраняются. Весьма показательным в этом плане является святилище ''Лудвӧсь'', расположенное в окрестностях д. Новый Мултан Кизнерского района. Участок старовозрастного липняка занимает здесь ровную террасированную площадку на стыке двух глубоких оврагов, по которым бегут ручьи. По территории святилища проложена пешеходная тропа, интенсивно используемая местными жителями.  
  
«Ко второй группе можно отнести также священные рощи, расположенные в окрестностях д. Новый Унтем (Кезский район), д. Чепык (Дебесский район), дд. Новый Пашур и Мувыр (Шарканский район) и в ряде других населенных пунктов республики»<ref name="Капитонов"/>.
+
Ко второй группе можно отнести также священные рощи, расположенные в окрестностях д. Новый Унтем (Кезский район), д. Чепык (Дебесский район), дд. Новый Пашур и Мувыр (Шарканский район) и в ряде других населенных пунктов республики.
  
«В третью группу отнесены рощи, находящиеся под сильным антропогенным прессом. Они полностью утратили свое культовое назначение, их активно используют в хозяйственных целях. Как правило, старые деревья в таких рощах вырублены, травянистый покров вытоптан домашними животными, а безлесные участки эксплуатируются как сенокосные угодья. Довольно часто в рощах выбрасывают бытовой мусор. В сложении растительного покрова рощ этой группы большое участие принимают виды с широкой экологической пластичностью, а также синантропные виды, способные выдерживать антропогенный прессинг. Редкие виды растений и животных в таких местах чаще всего отсутствуют. В состав этой группы включены священные рощи окрестностей дд. Бадӟымшур (Глазовский район), Подборново, Большой и Малой Юнды (Балезинский район), Большого Олыпа (Кезский район), Малиновки (Вавожский район), Старой Моньи (Малопургинский район) и др.»<ref name="Капитонов"/>
+
В третью группу отнесены рощи, находящиеся под сильным антропогенным прессом. Они полностью утратили свое культовое назначение, их активно используют в хозяйственных целях. Как правило, старые деревья в таких рощах вырублены, травянистый покров вытоптан домашними животными, а безлесные участки эксплуатируются как сенокосные угодья. Довольно часто в рощах выбрасывают бытовой мусор. В сложении растительного покрова рощ этой группы большое участие принимают виды с широкой экологической пластичностью, а также синантропные виды, способные выдерживать антропогенный прессинг. Редкие виды растений и животных в таких местах чаще всего отсутствуют. В состав этой группы включены священные рощи окрестностей дд. Бадӟымшур (Глазовский район), Подборново, Большой и Малой Юнды (Балезинский район), Большого Олыпа (Кезский район), Малиновки (Вавожский район), Старой Моньи (Малопургинский район) и др.
  
«Таким образом, в результате антропогенной трансформации большинство священных рощ в Удмуртии утратили свою естественную целостность и первозданный вид. Некоторые рощи сохранились до наших дней в относительно хорошем состоянии благодаря режиму "народного заповедания". Подобные сохранившиеся природные святилища обладают значительной комплексной ценностью и, несомненно, заслуживают особой охраны. Располагаясь вблизи или в черте существующих населенных пунктов, они являются весьма уязвимым элементом местного ландшафта»<ref name="Капитонов"/>.  
+
Таким образом, в результате антропогенной трансформации большинство священных рощ в Удмуртии утратили свою естественную целостность и первозданный вид. Некоторые рощи сохранились до наших дней в относительно хорошем состоянии благодаря режиму "народного заповедания". Подобные сохранившиеся природные святилища обладают значительной комплексной ценностью и, несомненно, заслуживают особой охраны.
  
«В более чем 80 % из них производится вырубка отдельных деревьев или целых участков леса. В результате подобных работ почти полностью исчезли священные рощи, располагавшиеся около населенных пунктов Малого Олыпа, Подборново, Усть-Лекмы. В окрестностях д. Аксакшур (Малопургинский район) после проведенной вырубки от священной рощи Керемет сохранилась единственная вековая сосна. На территории святилища ''Ошписиённи'' 'место поедания бычка', устроенного возле бывшей д. Исаково (Ярский район), старовозрастный ельник был изведен еще во время Великой Отечественной войны. В настоящее время на этом месте подрастает молодой еловый лес с примесью мелколиственных пород деревьев. В конце прошлого столетия возле д. Старой Бодьи (Кизнерский район) по инициативе местного агронома была полностью уничтожена священная липовая роща, которая высоко ценилась жителями деревни. Сейчас на месте бывшей рощи располагается возделываемое поле»<ref name="Капитонов"/>..
+
Располагаясь вблизи или в черте существующих населенных пунктов, они являются весьма уязвимым элементом местного ландшафта.  
  
«Многие природно-культовые объекты республики страдают также от их использования в качестве пастбищ для выпаса домашнего скота. Данный вид хозяйственной деятельности приводит к уничтожению естественного подроста священных рощ, усыханию отдельных деревьев, разрушению почвенного покрова, снижению эстетической ценности объекта»<ref name="Капитонов"/>.  
+
В более чем 80 % из них производится вырубка отдельных деревьев или целых участков леса. В результате подобных работ почти полностью исчезли священные рощи, располагавшиеся около населенных пунктов Малого Олыпа, Подборново, Усть-Лекмы. В окрестностях д. Аксакшур (Малопургинский район) после проведенной вырубки от священной рощи Керемет сохранилась единственная вековая сосна. На территории святилища ''Ошписиённи'' 'место поедания бычка', устроенного возле бывшей д. Исаково (Ярский район), старовозрастный ельник был изведен еще во время Великой Отечественной войны. В настоящее время на этом месте подрастает молодой еловый лес с примесью мелколиственных пород деревьев. В конце прошлого столетия возле д. Старой Бодьи (Кизнерский район) по инициативе местного агронома была полностью уничтожена священная липовая роща, которая высоко ценилась жителями деревни. Сейчас на месте бывшей рощи располагается возделываемое поле.
  
«В последние годы в регионе резко активизировали свою деятельность нефтяные компании. Обустройство нефтяных месторождений при этом сопровождается существенным преобразованием естественных природных комплексов, в том числе и местных священных объектов. Так, в 2001 г. около марийской д. Быргында (Каракулинский район), на сакральной территории Керемет была установлена буровая вышка. Большое количество нефтяных качалок размещено неподалеку от удмуртского святилища ''Кечолвӧсь'' (Малопургинский район)»<ref name="Капитонов"/>.
+
Многие природно-культовые объекты республики страдают также от их использования в качестве пастбищ для выпаса домашнего скота. Данный вид хозяйственной деятельности приводит к уничтожению естественного подроста священных рощ, усыханию отдельных деревьев, разрушению почвенного покрова, снижению эстетической ценности объекта.  
  
«Реальную угрозу местным священным рощам представляют и другие формы хозяйственной деятельности человека: строительство дорог и линий коммуникаций, создание искусственных прудов и водохранилищ, неорганизованный туризм и отдых»<ref name="Капитонов"> [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/10839 Капитонов В. И. Экологическое состояние и перспективы сохранения священных рощ в Удмуртии / И. В. Капитонов // Культовые памятники Камско-Вятского региона. – Ижевск, 2004. - С. 205–211]</ref>.
+
В последние годы в регионе резко активизировали свою деятельность нефтяные компании. Обустройство нефтяных месторождений при этом сопровождается существенным преобразованием естественных природных комплексов, в том числе и местных священных объектов. Так, в 2001 г. около марийской д. Быргында (Каракулинский район), на сакральной территории Керемет была установлена буровая вышка. Большое количество нефтяных качалок размещено неподалеку от удмуртского святилища ''Кечолвӧсь'' (Малопургинский район).
 +
 
 +
Реальную угрозу местным священным рощам представляют и другие формы хозяйственной деятельности человека: строительство дорог и линий коммуникаций, создание искусственных прудов и водохранилищ, неорганизованный туризм и отдых» <ref name="Капитонов"> [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/10839 Капитонов В. И. Экологическое состояние и перспективы сохранения священных рощ в Удмуртии / И. В. Капитонов // Культовые памятники Камско-Вятского региона. – Ижевск, 2004. - С. 205–211]</ref>.
  
 
=Литература=
 
=Литература=
 
<references />
 
<references />
 
=Источник фотоиллюстраций=
 
Шутова Н. И. Сакральное пространство и культовые памятники // [https://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/12865 Удмуртская мифология] / Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Удмурт. ин-т истории, яз. и лит. ; [науч. ред. В. Е. Владыкин]. - Ижевск, 2004. С. 36–53.
 
 
  
 
[[Категория:Этническая культура]] [[Категория:Религиозные верования удмуртов]]
 
[[Категория:Этническая культура]] [[Категория:Религиозные верования удмуртов]]

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Воршуд» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Воршуд:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!

Шаблон, используемый на этой странице: