Редактирование: Святилища

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.

Текущая версия Ваш текст
Строка 64: Строка 64:
  
 
«''Инмару'' жертвовали животных белой масти (быка, жеребенка, овцу, гусей), ''Кылдысину'' — черной, ''Куазю'' — красного быка с большими рогами; Нюлэсмурту жертвовали птиц — гуся, утку, тетерева, рябчика;
 
«''Инмару'' жертвовали животных белой масти (быка, жеребенка, овцу, гусей), ''Кылдысину'' — черной, ''Куазю'' — красного быка с большими рогами; Нюлэсмурту жертвовали птиц — гуся, утку, тетерева, рябчика;
''Вумурту'' — утку, иногда жеребенка; ''Коркакузё'' — черную овцу; ''Кереметю'' — коз, баранов; ''Шунды-мумы'' — солового жеребенка; ''[[Общественное моление Булда|Булде]]'' — жеребца, быка, телку, барана; ''Черу'' — гнедую старую лошадь или черных живых кур и т. д.»<ref name="r1"/>.
+
''Вумурту'' — утку, иногда жеребенка; ''Коркакузё'' — черную овцу; ''Кереметю'' — коз, баранов; ''Шунды-мумы'' — солового жеребенка; ''Булде'' — жеребца, быка, телку, барана; ''Черу'' — гнедую старую лошадь или черных живых кур и т. д.»<ref name="r1"/>.
  
 
«Иначе, чем другие удмуртские обряды, проходил сам обряд моления Керемету. К вечеру, накануне дня моления, на гору, где находилась священная роща луд, поднимались жрецы. Они зажигали костер, приносили в жертву барана или овцу и готовили ритуальную пищу, которая варилась в котлах всю ночь. К утру собирался народ из деревни. Жрецы, обратившись лицом к солнцу, приветствовали его первые лучи, обращаясь к божествам с молитвой. Все становились на колени и совершали поклоны. Молитва была традиционной, в ней в основном у богов просили благополучие и хороший урожай. Затем устраивалась общая ритуальная трапеза, после чего вновь обращались к богам с благодарственной молитвой. На этом моление в луде заканчивалось, и он закрывался до следующего года»<ref name="r1"/>.
 
«Иначе, чем другие удмуртские обряды, проходил сам обряд моления Керемету. К вечеру, накануне дня моления, на гору, где находилась священная роща луд, поднимались жрецы. Они зажигали костер, приносили в жертву барана или овцу и готовили ритуальную пищу, которая варилась в котлах всю ночь. К утру собирался народ из деревни. Жрецы, обратившись лицом к солнцу, приветствовали его первые лучи, обращаясь к божествам с молитвой. Все становились на колени и совершали поклоны. Молитва была традиционной, в ней в основном у богов просили благополучие и хороший урожай. Затем устраивалась общая ритуальная трапеза, после чего вновь обращались к богам с благодарственной молитвой. На этом моление в луде заканчивалось, и он закрывался до следующего года»<ref name="r1"/>.
Строка 80: Строка 80:
 
«К указанной группе следует отнести также деревья, стоящие на местах прежних святилищ. Они тоже обладают сверхъестественными способностями, и неуважительное к ним отношение, сквернословие, посещение в неурочное время, более того, вырубка грозят болезнью, увечьем, смертью человеку»<ref name="волкова">  Волкова Л. А. Сакрализация окультуренного пространства / Л. А. Волкова // Земледельческая культура удмуртов (вторая половина XIX - начало XX века) / Л. А. Волкова. - Ижевск, 2003. - С. 277-294.</ref>.  
 
«К указанной группе следует отнести также деревья, стоящие на местах прежних святилищ. Они тоже обладают сверхъестественными способностями, и неуважительное к ним отношение, сквернословие, посещение в неурочное время, более того, вырубка грозят болезнью, увечьем, смертью человеку»<ref name="волкова">  Волкова Л. А. Сакрализация окультуренного пространства / Л. А. Волкова // Земледельческая культура удмуртов (вторая половина XIX - начало XX века) / Л. А. Волкова. - Ижевск, 2003. - С. 277-294.</ref>.  
  
«Также каждой деревне они были четко определены и освящены: ''гуждор'' — место первого весеннего моления; ''куяськон кыз'' — ель, под которой отдаривались от злых духов;  ''ӟазег, чуньы сиённи'' — место, где приносили в жертву гуся, жеребенка; почитались также отдельные деревья, камни, родники, реки и т. п.; имелись культовые места и для объединения нескольких, чаще родственных, деревень: ''[[Общественное моление Булда|Булда]], эль, мер, губервӧсь'' и другие. На эти моления собиралась вся округа (мер — мир?, губер — губерния?), до 50—70 селений»<ref name="r1" />.
+
«Также каждой деревне они были четко определены и освящены: ''гуждор'' — место первого весеннего моления; ''куяськон кыз'' — ель, под которой отдаривались от злых духов;  ''ӟазег, чуньы сиённи'' — место, где приносили в жертву гуся, жеребенка; почитались также отдельные деревья, камни, родники, реки и т. п.; имелись культовые места и для объединения нескольких, чаще родственных, деревень: ''Бунда, эль, мер, губервӧсь'' и другие. На эти моления собиралась вся округа (мер — мир?, губер — губерния?), до 50—70 селений»<ref name="r1" />.
  
 
=Современное состояние удмуртских святилищ=
 
=Современное состояние удмуртских святилищ=
Строка 118: Строка 118:
  
 
=Источник фотоиллюстраций=
 
=Источник фотоиллюстраций=
Шутова Н. И. Сакральное пространство и культовые памятники // [https://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/12865 Удмуртская мифология] / Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Удмурт. ин-т истории, яз. и лит. ; [науч. ред. В. Е. Владыкин]. - Ижевск, 2004. С. 36–53.
+
[https://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/12865 Удмуртская мифология] / Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Удмурт. ин-т истории, яз. и лит. ; [науч. ред. В. Е. Владыкин]. - Ижевск, 2004. - 193 с.
  
  
 
[[Категория:Этническая культура]] [[Категория:Религиозные верования удмуртов]]
 
[[Категория:Этническая культура]] [[Категория:Религиозные верования удмуртов]]

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Воршуд» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Воршуд:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!

Шаблон, используемый на этой странице: