Редактирование: Святилища
Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поискуВнимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 5: | Строка 5: | ||
=Куала= | =Куала= | ||
− | [[Файл:Куала.jpg|thumb|right|Великая куала | + | [[Файл:Куала.jpg|thumb|right|Великая куала]]«'''Куала''' (точнее "куа", -ла — суффикс местного падежа — это особая ритуальная постройка, которая была известна, очевидно, многим финно-угорским народам ("кудо" — у марийцев, "кудо", "куд" — у мордвы, kota — у финнов, "koda" — у эстонцев, карел, вепсов, води)»<ref name="s1"/>. |
− | «Обычно они стояли во дворе жреца или в лесу за околицей. По внешнему виду ''покчи'' и ''быдӟым куа'' почти не отличались (только размерами): это бревенчатое срубное сооружение с двускатной крышей на сомцах. Скаты неплотно прилегали друг к другу, щель между ними служит для выхода дыма. Низкая дверь вела вовнутрь»<ref name="s1"/>.[[Файл:Полка в куале.jpg|thumb|right|Священная полка (мудор) из Великой куалы. Деревня | + | «Обычно они стояли во дворе жреца или в лесу за околицей. По внешнему виду ''покчи'' и ''быдӟым куа'' почти не отличались (только размерами): это бревенчатое срубное сооружение с двускатной крышей на сомцах. Скаты неплотно прилегали друг к другу, щель между ними служит для выхода дыма. Низкая дверь вела вовнутрь»<ref name="s1"/>.[[Файл:Полка в куале.jpg|thumb|right|Священная полка (мудор) из Великой куалы. Деревня Варклед-Бодья. Агрызский район. Республика Татарстан. Фото: [[Шутова Надежда Ивановна|Шутова Н. И.]] 2003.]] |
«Посреди земляного пола из камней был сложен очаг, над очагом на деревянном крюке или цепи висел котел. Вдоль стен тянулись лавки, в дальнем левом углу от двери стояли для ''тӧро'' стол и стул, выдолбленный из ствола дерева и покрытый вышитой подушкой, набитой перьями жертвенных уток и лебедей; после моления внутрь стула убирали ритуальные полотенца и скатерть. Над стулом — полка (мудор), украшенная ветками деревьев (березы — летом, ели — зимой), ритуальными полотенцами, здесь же помещались антропо- или зооморфное изображение ''Воршуда'', а также воршудная коробка с ритуальными предметами»<ref name="s1"/>. | «Посреди земляного пола из камней был сложен очаг, над очагом на деревянном крюке или цепи висел котел. Вдоль стен тянулись лавки, в дальнем левом углу от двери стояли для ''тӧро'' стол и стул, выдолбленный из ствола дерева и покрытый вышитой подушкой, набитой перьями жертвенных уток и лебедей; после моления внутрь стула убирали ритуальные полотенца и скатерть. Над стулом — полка (мудор), украшенная ветками деревьев (березы — летом, ели — зимой), ритуальными полотенцами, здесь же помещались антропо- или зооморфное изображение ''Воршуда'', а также воршудная коробка с ритуальными предметами»<ref name="s1"/>. | ||
Строка 64: | Строка 64: | ||
«''Инмару'' жертвовали животных белой масти (быка, жеребенка, овцу, гусей), ''Кылдысину'' — черной, ''Куазю'' — красного быка с большими рогами; Нюлэсмурту жертвовали птиц — гуся, утку, тетерева, рябчика; | «''Инмару'' жертвовали животных белой масти (быка, жеребенка, овцу, гусей), ''Кылдысину'' — черной, ''Куазю'' — красного быка с большими рогами; Нюлэсмурту жертвовали птиц — гуся, утку, тетерева, рябчика; | ||
− | ''Вумурту'' — утку, иногда жеребенка; ''Коркакузё'' — черную овцу; ''Кереметю'' — коз, баранов; ''Шунды-мумы'' — солового жеребенка; '' | + | ''Вумурту'' — утку, иногда жеребенка; ''Коркакузё'' — черную овцу; ''Кереметю'' — коз, баранов; ''Шунды-мумы'' — солового жеребенка; ''Булде'' — жеребца, быка, телку, барана; ''Черу'' — гнедую старую лошадь или черных живых кур и т. д.»<ref name="r1"/>. |
«Иначе, чем другие удмуртские обряды, проходил сам обряд моления Керемету. К вечеру, накануне дня моления, на гору, где находилась священная роща луд, поднимались жрецы. Они зажигали костер, приносили в жертву барана или овцу и готовили ритуальную пищу, которая варилась в котлах всю ночь. К утру собирался народ из деревни. Жрецы, обратившись лицом к солнцу, приветствовали его первые лучи, обращаясь к божествам с молитвой. Все становились на колени и совершали поклоны. Молитва была традиционной, в ней в основном у богов просили благополучие и хороший урожай. Затем устраивалась общая ритуальная трапеза, после чего вновь обращались к богам с благодарственной молитвой. На этом моление в луде заканчивалось, и он закрывался до следующего года»<ref name="r1"/>. | «Иначе, чем другие удмуртские обряды, проходил сам обряд моления Керемету. К вечеру, накануне дня моления, на гору, где находилась священная роща луд, поднимались жрецы. Они зажигали костер, приносили в жертву барана или овцу и готовили ритуальную пищу, которая варилась в котлах всю ночь. К утру собирался народ из деревни. Жрецы, обратившись лицом к солнцу, приветствовали его первые лучи, обращаясь к божествам с молитвой. Все становились на колени и совершали поклоны. Молитва была традиционной, в ней в основном у богов просили благополучие и хороший урожай. Затем устраивалась общая ритуальная трапеза, после чего вновь обращались к богам с благодарственной молитвой. На этом моление в луде заканчивалось, и он закрывался до следующего года»<ref name="r1"/>. | ||
Строка 80: | Строка 80: | ||
«К указанной группе следует отнести также деревья, стоящие на местах прежних святилищ. Они тоже обладают сверхъестественными способностями, и неуважительное к ним отношение, сквернословие, посещение в неурочное время, более того, вырубка грозят болезнью, увечьем, смертью человеку»<ref name="волкова"> Волкова Л. А. Сакрализация окультуренного пространства / Л. А. Волкова // Земледельческая культура удмуртов (вторая половина XIX - начало XX века) / Л. А. Волкова. - Ижевск, 2003. - С. 277-294.</ref>. | «К указанной группе следует отнести также деревья, стоящие на местах прежних святилищ. Они тоже обладают сверхъестественными способностями, и неуважительное к ним отношение, сквернословие, посещение в неурочное время, более того, вырубка грозят болезнью, увечьем, смертью человеку»<ref name="волкова"> Волкова Л. А. Сакрализация окультуренного пространства / Л. А. Волкова // Земледельческая культура удмуртов (вторая половина XIX - начало XX века) / Л. А. Волкова. - Ижевск, 2003. - С. 277-294.</ref>. | ||
− | «Также каждой деревне они были четко определены и освящены: ''гуждор'' — место первого весеннего моления; ''куяськон кыз'' — ель, под которой отдаривались от злых духов; ''ӟазег, чуньы сиённи'' — место, где приносили в жертву гуся, жеребенка; почитались также отдельные деревья, камни, родники, реки и т. п.; имелись культовые места и для объединения нескольких, чаще родственных, деревень: '' | + | «Также каждой деревне они были четко определены и освящены: ''гуждор'' — место первого весеннего моления; ''куяськон кыз'' — ель, под которой отдаривались от злых духов; ''ӟазег, чуньы сиённи'' — место, где приносили в жертву гуся, жеребенка; почитались также отдельные деревья, камни, родники, реки и т. п.; имелись культовые места и для объединения нескольких, чаще родственных, деревень: ''Бунда, эль, мер, губервӧсь'' и другие. На эти моления собиралась вся округа (мер — мир?, губер — губерния?), до 50—70 селений»<ref name="r1" />. |
=Современное состояние удмуртских святилищ= | =Современное состояние удмуртских святилищ= | ||
Строка 116: | Строка 116: | ||
=Литература= | =Литература= | ||
<references /> | <references /> | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
[[Категория:Этническая культура]] [[Категория:Религиозные верования удмуртов]] | [[Категория:Этническая культура]] [[Категория:Религиозные верования удмуртов]] |