Редактирование: Святилища

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.

Текущая версия Ваш текст
Строка 5: Строка 5:
 
=Куала=
 
=Куала=
  
[[Файл:Куала.jpg|thumb|right|Великая куала. Деревня Варклет-Бодья. Агрызский район. Республика Татарстан. Фото: [[Шутова Надежда Ивановна|Шутова Н. И.]] 2003]]«'''Куала''' (точнее "куа", -ла — суффикс местного падежа — это особая ритуальная постройка, которая была известна, очевидно, многим финно-угорским народам ("кудо" — у марийцев, "кудо", "куд" — у мордвы, kota — у финнов, "koda" — у эстонцев, карел, вепсов, води)»<ref name="s1"/>.
+
[[Файл:Куала.jpg|thumb|right|Великая куала]]«'''Куала''' (точнее "куа", -ла — суффикс местного падежа — это особая ритуальная постройка, которая была известна, очевидно, многим финно-угорским народам ("кудо" — у марийцев, "кудо", "куд" — у мордвы, kota — у финнов, "koda" — у эстонцев, карел, вепсов, води)»<ref name="s1"/>.
  
«Обычно они стояли во дворе жреца или в лесу за околицей. По внешнему виду ''покчи'' и ''быдӟым куа'' почти не отличались (только размерами): это  бревенчатое срубное сооружение с двускатной крышей на сомцах. Скаты неплотно прилегали друг к другу, щель между ними служит для выхода дыма. Низкая дверь вела вовнутрь»<ref name="s1"/>.[[Файл:Полка в куале.jpg|thumb|right|Священная полка (мудор) из Великой куалы. Деревня Варклет-Бодья. Агрызский район. Республика Татарстан. Фото: [[Шутова Надежда Ивановна|Шутова Н. И.]] 2003]]
+
«Обычно они стояли во дворе жреца или в лесу за околицей. По внешнему виду ''покчи'' и ''быдӟым куа'' почти не отличались (только размерами): это  бревенчатое срубное сооружение с двускатной крышей на сомцах. Скаты неплотно прилегали друг к другу, щель между ними служит для выхода дыма. Низкая дверь вела вовнутрь»<ref name="s1"/>.[[Файл:Полка в куале.jpg|thumb|right|Священная полка (мудор) из Великой куалы. Деревня Варклед-Бодья. Агрызский район. Татарстан. ]]
  
 
«Посреди земляного пола из камней был сложен очаг, над очагом на деревянном крюке или цепи висел котел. Вдоль стен тянулись лавки, в дальнем левом углу от двери стояли для ''тӧро'' стол и стул, выдолбленный из ствола дерева и покрытый вышитой подушкой, набитой перьями жертвенных уток и лебедей; после моления внутрь стула убирали ритуальные полотенца и скатерть. Над стулом — полка (мудор), украшенная ветками деревьев (березы — летом, ели — зимой), ритуальными полотенцами, здесь же помещались антропо- или зооморфное изображение ''Воршуда'', а также воршудная коробка с ритуальными предметами»<ref name="s1"/>.  
 
«Посреди земляного пола из камней был сложен очаг, над очагом на деревянном крюке или цепи висел котел. Вдоль стен тянулись лавки, в дальнем левом углу от двери стояли для ''тӧро'' стол и стул, выдолбленный из ствола дерева и покрытый вышитой подушкой, набитой перьями жертвенных уток и лебедей; после моления внутрь стула убирали ритуальные полотенца и скатерть. Над стулом — полка (мудор), украшенная ветками деревьев (березы — летом, ели — зимой), ритуальными полотенцами, здесь же помещались антропо- или зооморфное изображение ''Воршуда'', а также воршудная коробка с ритуальными предметами»<ref name="s1"/>.  
Строка 34: Строка 34:
  
 
=Луд=
 
=Луд=
[[Файл:Святилище_в_Луде.jpg|thumb|right|Родовое святилище Быдӟым куа. Алнашский район. УРКМ. 1932]][[Файл:Луд.jpg|thumb|right| Святилище Кур-Киня луд. Деревня Старая Кня-Юмья, Кукморский р-н Республика Татарстан. Фото:[[Шутова Надежда Ивановна|Шутова Н. И.]] 2003]]«Наряду с ''куа'' в каждой удмуртской деревне имелась священная роща — ''Луд, Кереметь'' (южные удмурты) или ''вӧсяськон ӵаӵӵа'' (северные удмурты). Рощи, в которых молились несколько деревень, назывались ''Быдӟым Луд'' (великий, большой Луд)»<ref name="s9">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4520 Владыкин В. Е. Общее и особенное в системе язычества удмуртов / В. Е. Владыкин // Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов / В. Е. Владыкин. – Ижевск, 1994. - С. 109.]</ref>.
+
[[Файл:Святилище_в_Луде.jpg|thumb|right|Родовое святилище Быдӟым куа. Алнашский район. 1932. УРКМ]][[Файл:Луд.jpg|thumb|right| Святилище Кур-Киня луд. Деревня Старая Кня-Юмья, Кукморский р-н Республика Татарстан. [[Шутова Надежда Ивановна|Шутова Н. И.]] 2003]]«Наряду с ''куа'' в каждой удмуртской деревне имелась священная роща — ''Луд, Кереметь'' (южные удмурты) или ''вӧсяськон ӵаӵӵа'' (северные удмурты). Рощи, в которых молились несколько деревень, назывались ''Быдӟым Луд'' (великий, большой Луд)»<ref name="s9">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4520 Владыкин В. Е. Общее и особенное в системе язычества удмуртов / В. Е. Владыкин // Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов / В. Е. Владыкин. – Ижевск, 1994. - С. 109.]</ref>.
  
 
''Луд'' представлял собой  «огород квадратной формы со стоящим в левом углу восточной стороны толстым обрубком дерева. Среди огорода устроено нечто вроде очага - вероятно для парки жертвы и сжигания частей ее. По бокам очага вбиты два кола, и на них утверждена перекладина из жердочки... »<ref name="верещагин">  Верещагин Г. Е. Остатки язычества у вотяков / Г. Е. Верещагин. - Вятка, 1896. - С. 25. </ref>. «Вход в ''Керемет'' оформлялся в виде небольших ворот (капка). <...>  Иногда внутри ''керемета'' находились специальные срубные постройки» ''луд-куала''<ref name="Садиков1"> [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/10839 Садиков Р. Р. Святилища закамских удмуртов : общая характеристика и типология / Р. Р. Садиков // Культовые памятники Камско-Вятского региона. – Ижевск, 2004. - С. 121.]</ref>.  
 
''Луд'' представлял собой  «огород квадратной формы со стоящим в левом углу восточной стороны толстым обрубком дерева. Среди огорода устроено нечто вроде очага - вероятно для парки жертвы и сжигания частей ее. По бокам очага вбиты два кола, и на них утверждена перекладина из жердочки... »<ref name="верещагин">  Верещагин Г. Е. Остатки язычества у вотяков / Г. Е. Верещагин. - Вятка, 1896. - С. 25. </ref>. «Вход в ''Керемет'' оформлялся в виде небольших ворот (капка). <...>  Иногда внутри ''керемета'' находились специальные срубные постройки» ''луд-куала''<ref name="Садиков1"> [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/10839 Садиков Р. Р. Святилища закамских удмуртов : общая характеристика и типология / Р. Р. Садиков // Культовые памятники Камско-Вятского региона. – Ижевск, 2004. - С. 121.]</ref>.  
Строка 64: Строка 64:
  
 
«''Инмару'' жертвовали животных белой масти (быка, жеребенка, овцу, гусей), ''Кылдысину'' — черной, ''Куазю'' — красного быка с большими рогами; Нюлэсмурту жертвовали птиц — гуся, утку, тетерева, рябчика;
 
«''Инмару'' жертвовали животных белой масти (быка, жеребенка, овцу, гусей), ''Кылдысину'' — черной, ''Куазю'' — красного быка с большими рогами; Нюлэсмурту жертвовали птиц — гуся, утку, тетерева, рябчика;
''Вумурту'' — утку, иногда жеребенка; ''Коркакузё'' — черную овцу; ''Кереметю'' — коз, баранов; ''Шунды-мумы'' — солового жеребенка; ''[[Общественное моление Булда|Булде]]'' — жеребца, быка, телку, барана; ''Черу'' — гнедую старую лошадь или черных живых кур и т. д.»<ref name="r1"/>.
+
''Вумурту'' — утку, иногда жеребенка; ''Коркакузё'' — черную овцу; ''Кереметю'' — коз, баранов; ''Шунды-мумы'' — солового жеребенка; ''Булде'' — жеребца, быка, телку, барана; ''Черу'' — гнедую старую лошадь или черных живых кур и т. д.»<ref name="r1"/>.
  
 
«Иначе, чем другие удмуртские обряды, проходил сам обряд моления Керемету. К вечеру, накануне дня моления, на гору, где находилась священная роща луд, поднимались жрецы. Они зажигали костер, приносили в жертву барана или овцу и готовили ритуальную пищу, которая варилась в котлах всю ночь. К утру собирался народ из деревни. Жрецы, обратившись лицом к солнцу, приветствовали его первые лучи, обращаясь к божествам с молитвой. Все становились на колени и совершали поклоны. Молитва была традиционной, в ней в основном у богов просили благополучие и хороший урожай. Затем устраивалась общая ритуальная трапеза, после чего вновь обращались к богам с благодарственной молитвой. На этом моление в луде заканчивалось, и он закрывался до следующего года»<ref name="r1"/>.
 
«Иначе, чем другие удмуртские обряды, проходил сам обряд моления Керемету. К вечеру, накануне дня моления, на гору, где находилась священная роща луд, поднимались жрецы. Они зажигали костер, приносили в жертву барана или овцу и готовили ритуальную пищу, которая варилась в котлах всю ночь. К утру собирался народ из деревни. Жрецы, обратившись лицом к солнцу, приветствовали его первые лучи, обращаясь к божествам с молитвой. Все становились на колени и совершали поклоны. Молитва была традиционной, в ней в основном у богов просили благополучие и хороший урожай. Затем устраивалась общая ритуальная трапеза, после чего вновь обращались к богам с благодарственной молитвой. На этом моление в луде заканчивалось, и он закрывался до следующего года»<ref name="r1"/>.
Строка 80: Строка 80:
 
«К указанной группе следует отнести также деревья, стоящие на местах прежних святилищ. Они тоже обладают сверхъестественными способностями, и неуважительное к ним отношение, сквернословие, посещение в неурочное время, более того, вырубка грозят болезнью, увечьем, смертью человеку»<ref name="волкова">  Волкова Л. А. Сакрализация окультуренного пространства / Л. А. Волкова // Земледельческая культура удмуртов (вторая половина XIX - начало XX века) / Л. А. Волкова. - Ижевск, 2003. - С. 277-294.</ref>.  
 
«К указанной группе следует отнести также деревья, стоящие на местах прежних святилищ. Они тоже обладают сверхъестественными способностями, и неуважительное к ним отношение, сквернословие, посещение в неурочное время, более того, вырубка грозят болезнью, увечьем, смертью человеку»<ref name="волкова">  Волкова Л. А. Сакрализация окультуренного пространства / Л. А. Волкова // Земледельческая культура удмуртов (вторая половина XIX - начало XX века) / Л. А. Волкова. - Ижевск, 2003. - С. 277-294.</ref>.  
  
«Также каждой деревне они были четко определены и освящены: ''гуждор'' — место первого весеннего моления; ''куяськон кыз'' — ель, под которой отдаривались от злых духов;  ''ӟазег, чуньы сиённи'' — место, где приносили в жертву гуся, жеребенка; почитались также отдельные деревья, камни, родники, реки и т. п.; имелись культовые места и для объединения нескольких, чаще родственных, деревень: ''[[Общественное моление Булда|Булда]], эль, мер, губервӧсь'' и другие. На эти моления собиралась вся округа (мер — мир?, губер — губерния?), до 50—70 селений»<ref name="r1" />.
+
«Также каждой деревне они были четко определены и освящены: ''гуждор'' — место первого весеннего моления; ''куяськон кыз'' — ель, под которой отдаривались от злых духов;  ''ӟазег, чуньы сиённи'' — место, где приносили в жертву гуся, жеребенка; почитались также отдельные деревья, камни, родники, реки и т. п.; имелись культовые места и для объединения нескольких, чаще родственных, деревень: ''Бунда, эль, мер, губервӧсь'' и другие. На эти моления собиралась вся округа (мер — мир?, губер — губерния?), до 50—70 селений»<ref name="r1" />.
  
 
=Современное состояние удмуртских святилищ=
 
=Современное состояние удмуртских святилищ=
Строка 116: Строка 116:
 
=Литература=
 
=Литература=
 
<references />
 
<references />
 
=Источник фотоиллюстраций=
 
Шутова Н. И. Сакральное пространство и культовые памятники // [https://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/12865 Удмуртская мифология] / Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Удмурт. ин-т истории, яз. и лит. ; [науч. ред. В. Е. Владыкин]. - Ижевск, 2004. С. 36–53.
 
 
  
 
[[Категория:Этническая культура]] [[Категория:Религиозные верования удмуртов]]
 
[[Категория:Этническая культура]] [[Категория:Религиозные верования удмуртов]]

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Воршуд» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Воршуд:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!

Шаблон, используемый на этой странице: