Редактирование: Пельмени

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
'''[[Шутова Надежда Ивановна|Н. И. Шутова]]<ref name="shutova"> Надежда Ивановна Шутова | http://orcid.org/0000-0002-6288-8573 | nad_shutova@mail.ru | д.и.н., ведущий научный сотрудник | Удмуртский институт истории, языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН (ул. Ломоносова 4, Ижевск, 426004, Россия) </ref>. “Готов упасть я на колени пред тем, кто выдумал пельмени”: вопросы происхождения и семантики кулинарного блюда // Этнографическое обозрение. 2018. № 3. С. 168–183. Doi: 10.7868/S0869541518030120'''
+
'''Н. И. Шутова<ref name="shutova"> Надежда Ивановна Шутова | http://orcid.org/0000-0002-6288-8573 | nad_shutova@mail.ru | д.и.н., ведущий научный сотрудник | Удмуртский институт истории, языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН (ул. Ломоносова 4, Ижевск, 426004, Россия) </ref>. “Готов упасть я на колени пред тем, кто выдумал пельмени”: вопросы происхождения и семантики кулинарного блюда // Этнографическое обозрение. 2018. № 3. С. 168–183. Doi: 10.7868/S0869541518030120'''
  
  
''Статья посвящена характеристике такого широко известного кулинарного блюда, как пельмени: определена территория их первоначального распространения, описаны формы и разновидности пельменей, состав теста и начинок, способы приготовления и употребления, особенности применения в обрядовой сфере пермских народов (удмурты, коми-пермяки). Прослежено своеобразие пельменей в сравнении с типологически близкими блюдами пельменного типа других народов Приуралья и Среднего Поволжья. С привлечением данных лингвистики, археологии и этнографии рассмотрены дискуссионные вопросы о происхождении, месте и времени появления этого кушанья, приведены аргументы в пользу их изобретения в коми-удмуртской среде эпохи средневековья.''
+
Статья посвящена характеристике такого широко известного кулинарного блюда, как пельмени: определена территория их первоначального распространения, описаны формы и разновидности пельменей, состав теста и начинок, способы приготовления и употребления, особенности применения в обрядовой сфере пермских народов (удмурты, коми-пермяки). Прослежено своеобразие пельменей в сравнении с типологически близкими блюдами пельменного типа других народов Приуралья и Среднего Поволжья. С привлечением данных лингвистики, археологии и этнографии рассмотрены дискуссионные вопросы о происхождении, месте и времени появления этого кушанья, приведены аргументы в пользу их изобретения в коми-удмуртской среде эпохи средневековья.
  
  
Строка 52: Строка 52:
 
Пельмени считаются также одним из символов коми-пермяцкой кухни, на что еще в XIX в. обратил внимание исследователь Н.М. Рогов: “Собственно народное кушанье пермяков есть пельняни… Они делаются из небольших круглых ячневых сочней и свиного, разведенного водой, фарша. А в такой сочень кладется пол-ложки фарша. Сочень перегибается и защипывается по краям. Получается пирожок, который с прямого края выгибается дугой на большом пальце, отчего первоначальная форма его изменяется в другую, схожую с ухом человека. Для употребления пельмени варятся в воде” (цит. по: Черных 2007: 92–93). У коми-пермяков мясной фарш также включал несколько видов мяса: говядину, свинину, баранину; часто говядину со свининой; свинину с луком, свежей и квашеной капустой, пиканами/пестиками (Долдина 1999: 156–157). Помимо мяса, пермское население (русские, коми, удмурты и др.) лепило пельмени с капустой, творогом, редькой, грибами, квашеной капустой (кисленные пельяны), капустные из ржаной муки (холщовые пельмяни). “В выходной-то день настряпаю, бывало, пельяны капустные, мясные, твороженые, из редечки – всю неделю потом безбедно жили” (Борисова 2001: 82).
 
Пельмени считаются также одним из символов коми-пермяцкой кухни, на что еще в XIX в. обратил внимание исследователь Н.М. Рогов: “Собственно народное кушанье пермяков есть пельняни… Они делаются из небольших круглых ячневых сочней и свиного, разведенного водой, фарша. А в такой сочень кладется пол-ложки фарша. Сочень перегибается и защипывается по краям. Получается пирожок, который с прямого края выгибается дугой на большом пальце, отчего первоначальная форма его изменяется в другую, схожую с ухом человека. Для употребления пельмени варятся в воде” (цит. по: Черных 2007: 92–93). У коми-пермяков мясной фарш также включал несколько видов мяса: говядину, свинину, баранину; часто говядину со свининой; свинину с луком, свежей и квашеной капустой, пиканами/пестиками (Долдина 1999: 156–157). Помимо мяса, пермское население (русские, коми, удмурты и др.) лепило пельмени с капустой, творогом, редькой, грибами, квашеной капустой (кисленные пельяны), капустные из ржаной муки (холщовые пельмяни). “В выходной-то день настряпаю, бывало, пельяны капустные, мясные, твороженые, из редечки – всю неделю потом безбедно жили” (Борисова 2001: 82).
  
Пельмени были значимым блюдом для [[Национальная кухня|традиционной удмуртской]] и пермяцкой кухни. Важно отметить, что основным ареалом их распространения являлась территория Приуралья, на что неоднократно указывали исследователи: “Уральским блюдом считались пельмени. Начиняли их мясом, рыбой, капустой, грибами, творогом” (Чагин 1991: 77). “Любимым мясным блюдом в Приуралье повсюду были пельмени, они были одним из неизменных составляющих праздничных застолий” (Липинская 2003: 380). Многочисленные примеры отношения к пельменям как любимому и праздничному кушанью уральского городского и сельского населения Приуралья приведены П.А. Корчагиным (Корчагин 2015: 86–90). Среди русских Вятского края пельмени также считались любимым блюдом: мясо рубили сечкой; лепили по две-три сотни штук, т.к. семьи были большими; варили в несколько приемов. Поэтому и готовили пельмени в основном к большим праздникам. Региональная присказка о пельменях (Слободской уезд): “Покорно благодарю казанскому чеботарю: крепко шьет да быстро носится (пельмени)” (Трушкова 2003: 205–206). В целом же, как отмечено этнографами, русское население многих областей, кроме Урала и Сибири, этого блюда не знало (Маслова, Станюкович 1960: 147; Трушкова 1998: 182–183; Воронина 2001).
+
Пельмени были значимым блюдом для традиционной удмуртской и пермяцкой кухни. Важно отметить, что основным ареалом их распространения являлась территория Приуралья, на что неоднократно указывали исследователи: “Уральским блюдом считались пельмени. Начиняли их мясом, рыбой, капустой, грибами, творогом” (Чагин 1991: 77). “Любимым мясным блюдом в Приуралье повсюду были пельмени, они были одним из неизменных составляющих праздничных застолий” (Липинская 2003: 380). Многочисленные примеры отношения к пельменям как любимому и праздничному кушанью уральского городского и сельского населения Приуралья приведены П.А. Корчагиным (Корчагин 2015: 86–90). Среди русских Вятского края пельмени также считались любимым блюдом: мясо рубили сечкой; лепили по две-три сотни штук, т.к. семьи были большими; варили в несколько приемов. Поэтому и готовили пельмени в основном к большим праздникам. Региональная присказка о пельменях (Слободской уезд): “Покорно благодарю казанскому чеботарю: крепко шьет да быстро носится (пельмени)” (Трушкова 2003: 205–206). В целом же, как отмечено этнографами, русское население многих областей, кроме Урала и Сибири, этого блюда не знало (Маслова, Станюкович 1960: 147; Трушкова 1998: 182–183; Воронина 2001).
  
 
=Характерные черты удмуртских пельменей=
 
=Характерные черты удмуртских пельменей=
Строка 134: Строка 134:
 
Широкую известность, как вполне убедительно доказал П.А. Корчагин, это блюдо могло получить с первой половины XVII в. в связи с эксплуатацией “московского пути” в Сибирь (участок Кай – Юксеевское – Коса – Соликамск), который проходил через территорию современного Коми-Пермяцкого округа Пермского края. Именно здесь требовалось горячее питание для ямщиков, следовавших в Сибирь с “хлебными запасами” по ненаселенному Юксеевскому волоку протяженностью 90 верст (Корчагин 2015: 93–94; 2016: 88–89). Встречающиеся в этом ареале фамилии Пельменёвы, Пельмениковы являются свидетельством того, что отдельные семьи занимались изготовлением пельменей или торговали ими (Корчагин 2015: 91–93; 2016: 78–79). Несомненно, дальнейшей популяризации этого блюда способствовал Сибирский тракт – транспортная магистраль, две ветви которой (северная из Петербурга и южная из Москвы) соединялись на территории современной Удмуртии. По ним проходили и проезжали служивые люди, каторжные и заключенные, конвоирующие их солдаты и казаки, а также путешественники, которые попутно знакомились с культурой и кухней местных народов Приуралья. Таким образом пельмени проникли в Сибирь, где и получили второе рождение и стали называться “сибирскими пельменями”. Важными факторами, способствовавшими широкому распространению этого кушанья, являлись, как уже было сказано, вкусовые достоинства пельменей, быстрота и удобство приготовления, простота хранения, а также возможность использовать их как горячее питание в дороге в зимнее время.
 
Широкую известность, как вполне убедительно доказал П.А. Корчагин, это блюдо могло получить с первой половины XVII в. в связи с эксплуатацией “московского пути” в Сибирь (участок Кай – Юксеевское – Коса – Соликамск), который проходил через территорию современного Коми-Пермяцкого округа Пермского края. Именно здесь требовалось горячее питание для ямщиков, следовавших в Сибирь с “хлебными запасами” по ненаселенному Юксеевскому волоку протяженностью 90 верст (Корчагин 2015: 93–94; 2016: 88–89). Встречающиеся в этом ареале фамилии Пельменёвы, Пельмениковы являются свидетельством того, что отдельные семьи занимались изготовлением пельменей или торговали ими (Корчагин 2015: 91–93; 2016: 78–79). Несомненно, дальнейшей популяризации этого блюда способствовал Сибирский тракт – транспортная магистраль, две ветви которой (северная из Петербурга и южная из Москвы) соединялись на территории современной Удмуртии. По ним проходили и проезжали служивые люди, каторжные и заключенные, конвоирующие их солдаты и казаки, а также путешественники, которые попутно знакомились с культурой и кухней местных народов Приуралья. Таким образом пельмени проникли в Сибирь, где и получили второе рождение и стали называться “сибирскими пельменями”. Важными факторами, способствовавшими широкому распространению этого кушанья, являлись, как уже было сказано, вкусовые достоинства пельменей, быстрота и удобство приготовления, простота хранения, а также возможность использовать их как горячее питание в дороге в зимнее время.
  
* * *
+
* * *
  
 
Приведенные выше материалы позволяют предположить, что пельмени как оригинальное кулинарное изделие были изобретены в IX–XIII вв. пермскими народами Приуралья (коми-пермяками и удмуртами). Это подтверждается широким распространением бытовых приспособлений для приготовления пельменей, а также с наличием всех необходимых ингредиентов для их лепки. Также в пользу этой версии свидетельствуют общепермское происхождение старинного термина пельнянь/пельмень и устойчивая традиция бытования этого кушанья в Приуралье.
 
Приведенные выше материалы позволяют предположить, что пельмени как оригинальное кулинарное изделие были изобретены в IX–XIII вв. пермскими народами Приуралья (коми-пермяками и удмуртами). Это подтверждается широким распространением бытовых приспособлений для приготовления пельменей, а также с наличием всех необходимых ингредиентов для их лепки. Также в пользу этой версии свидетельствуют общепермское происхождение старинного термина пельнянь/пельмень и устойчивая традиция бытования этого кушанья в Приуралье.
Строка 208: Строка 208:
 
Шутова Н. И. Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции: опыт комплексного исследования. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2001.
 
Шутова Н. И. Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции: опыт комплексного исследования. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2001.
  
'''Сведения об авторе'''
 
 
<references />
 
<references />
  
 
[[Категория:Этническая культура]] [[Категория:Материальная культура]] [[Категория:Национальная кухня]]
 
[[Категория:Этническая культура]] [[Категория:Материальная культура]] [[Категория:Национальная кухня]]

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Воршуд» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Воршуд:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!