Редактирование: Общественное моление Булда

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
Статья: '''Шутова Н.И. Культ Булды южных удмуртов. Вопросы происхождения и семантики // Евразийское межкультурное пространство в исторической ретроспективе: Сб. статей / Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН. – Ижевск, 2013. – С. 355–375.'''
 
 
 
=Ареал распространения=
 
=Ареал распространения=
  
Строка 27: Строка 25:
 
Крупное моление, длившееся в течении недели, проводили здесь один раз в четыре года, летом. На моление съезжались жители многих деревень. Здесь во время сакральных действий трением о кору священного дуба добывали новый огонь, на котором готовили жертвенную пищу<ref name="bulda2"/>.
 
Крупное моление, длившееся в течении недели, проводили здесь один раз в четыре года, летом. На моление съезжались жители многих деревень. Здесь во время сакральных действий трением о кору священного дуба добывали новый огонь, на котором готовили жертвенную пищу<ref name="bulda2"/>.
  
==Деревня Старая Юмья (удм. Ӟуння, Вуж Ӟуннягурт) Алнашского района УР==
+
Деревня Старая Юмья (удм. Ӟуння, Вуж Ӟуннягурт) Алнашского района УР. В конце XIX в. Старая Юмья считалась одним из наиболее «старых поселений вотяков [удмуртов. – Н. Ш.], пришедших сюда более 200 лет назад, как уверяют, из нынешней Казанской губернии» [Блинов 1898: 43–45]. По преданиям, сохранившимся в конце XX – начале XXI в., название деревня получила по имени одной женщины Ӟуння. Из описанного выше следует, что одно из самых ранних капищ Булда в окрестностях дд. Пирогово и Старой Юмьи было основано и находилось во введении жителей д. Старой Юмьи.
 
 
В конце XIX в. Старая Юмья считалась одним из наиболее «старых поселений вотяков [удмуртов. – Н. Ш.], пришедших сюда более 200 лет назад, как уверяют, из нынешней Казанской губернии» [Блинов 1898: 43–45]. По преданиям, сохранившимся в конце XX – начале XXI в., название деревня получила по имени одной женщины Ӟуння. Из описанного выше следует, что одно из самых ранних капищ Булда в окрестностях дд. Пирогово и Старой Юмьи было основано и находилось во введении жителей д. Старой Юмьи <ref name="bulda3">Там же – С. 357.</ref>.
 
 
 
По рассказам стариков, в самой деревне было пять капищ (вӧсь) – Булда, Быдӟым куала, Бусысьӧр, Керемет, Анна. Святилище Булда (Булда вӧсь) располагалось возле реки Палдышур, там был черемуховый сад, стояли высокие тополя, несколько елей. На эти деревья развешивали пожертвования – вышитые полотенцы, платки, чалмы (полотенчатые головные уборы) или рубашки (дэрем). Когда девушка жертвовала (сӥзиськыны ‘жертвовать’) полотенце или чалму, то непременно просила себе подходящего жениха, больной человек – здоровья, бездетная женщина – детей<ref name="bulda3"/>.  
 
  
Но, если кто давал обет и не выполнял его, либо заболевал, либо его преследовали неприятности, т. е. для него наступали трудные времена,. Так, про один род рассказывали, что они посулили зарезать на святилище жеребенка, но не успели выполнить обещание из-за того, что старики умерли, а молодые не приняли всерьез обеты своих родителей. С тех пор в роду у них обязательно кто-нибудь рождается со слабым зрением [Ганькова 2002: 58–60; русский текст Н.И. Шутовой]. По сведениям И.А. Косаревой, в 2006 г. святилище Булда на территории деревни было еще действующим, она видела лежавшую на хвое под старой огромной сосной пожертвованную белую утку [Косарева 2011]<ref name="bulda3"/>.
+
По рассказам стариков, в самой деревне было пять капищ (вӧсь) – Булда, Быдӟым куала, Бусысьӧр, Керемет, Анна. Святилище Булда (Булда вӧсь) располагалось возле реки Палдышур, там был черемуховый сад, стояли высокие тополя, несколько елей. На эти деревья развешивали пожертвования – вышитые полотенцы, платки, чалмы (полотенчатые головные уборы) или рубашки (дэрем). Когда девушка жертвовала (сӥзиськыны ‘жертвовать’) полотенце или чалму, то непременно просила себе подходящего жениха, больной человек – здоровья, бездетная женщина – детей.  
  
==Деревня Айшур бывшей Васильевской волости (ныне Кизнерский район УР)==
+
Но, если кто давал обет и не выполнял его, либо заболевал, либо его преследовали неприятности, т. е. для него наступали трудные времена,. Так, про один род рассказывали, что они посулили зарезать на святилище жеребенка, но не успели выполнить обещание из-за того, что старики умерли, а молодые не приняли всерьез обеты своих родителей. С тех пор в роду у них обязательно кто-нибудь рождается со слабым зрением [Ганькова 2002: 58–60; русский текст Н.И. Шутовой]. По сведениям И.А. Косаревой, в 2006 г. святилище Булда на территории деревни было еще действующим, она видела лежавшую на хвое под старой огромной сосной пожертвованную белую утку [Косарева 2011].
  
В окрестностях деревни на капище Булда, судя по обширной загородке, в былое время также проводились большие общественные моления. Удмурты сходились сюда из 30 и более селений. Вследствие сокращения числа почитателей божества или по другим причинам, количество участников постепенно уменьшалось, в конце на Айшурское святилище собирались обитатели 7–10 селений; а потом вовсе остались только жители своей деревни. Они пробовали поддержать «веру», – два трехлетия покупали жертвы на счет только своего общества; но далее «не вытерпели», оставили. В конце XIX в. загородка еще сохранялась, имелся лабаз – «от дождя для попов» (вӧсясей). Поначалу моления Булде длились неделю, а потом весь обряд проводили за день или два. Одной из главных причин прекращения молений Булде считается дороговизна устройства «булды». Здесь для жертвы требуются не телята и жеребята, а большие, двух-трех лет лошади, быки и телки; сверх того бараны и др. Жрецы (вӧсяси) считались старшими из всех прочих [т. е. главными среди всех деревенских жрецов. – Н. Ш.] [Блинов 1898: 45–46]<ref name="bulda4">Там же – С. 359.</ref>.
+
Деревня Айшур бывшей Васильевской волости (ныне Кизнерский район УР). В окрестностях деревни на капище Булда, судя по обширной загородке, в былое время также проводились большие общественные моления. Удмурты сходились сюда из 30 и более селений. Вследствие сокращения числа почитателей божества или по другим причинам, количество участников постепенно уменьшалось, в конце на Айшурское святилище собирались обитатели 7–10 селений; а потом вовсе остались только жители своей деревни. Они пробовали поддержать «веру», – два трехлетия покупали жертвы на счет только своего общества; но далее «не вытерпели», оставили. В конце XIX в. загородка еще сохранялась, имелся лабаз – «от дождя для попов» (вӧсясей). Поначалу моления Булде длились неделю, а потом весь обряд проводили за день или два. Одной из главных причин прекращения молений Булде считается дороговизна устройства «булды». Здесь для жертвы требуются не телята и жеребята, а большие, двух-трех лет лошади, быки и телки; сверх того бараны и др. Жрецы (вӧсяси) считались старшими из всех прочих [т. е. главными среди всех деревенских жрецов. – Н. Ш.] [Блинов 1898: 45–46].
  
 
==Деревня Сарамак Старо-Ятчинской волости (ныне Удмуртский Сарамак Кизнерского района УР)==
 
==Деревня Сарамак Старо-Ятчинской волости (ныне Удмуртский Сарамак Кизнерского района УР)==
  
В деревне имелось два особенно почитаемых святилища Булда и Великая куала (Быдзым квала). Туда не только в праздники, но и в другое время (по случаю болезни и других неприятностей, по указанию гадателя туно) собирались удмурты из отдаленных селений для жертвоприношений. Здесь находился идол старый Булда. По преданиям. много лет назад, «... жители трех селений различных местностей просили … булду к себе; но «старик» [божество Булда. - Н. Ш.] не согласился уходить из своего места, а отпустил троих сыновей [своеобразная система мультипликации реликвий. – Н. Ш.] в «бодзьым квалы» [Великая куала] в деревни Аргабаш и Бемыж (ныне Кизнерский район УР) и Вожи (ныне Граховский район УР). Сыновья эти были чурбаны, изображающие собой мужчин в виде сидящей куклы во весь рост. Дерево, на крестьянский взгляд, обделано искусно, с усами, бородой и волосами из конопляной кудели… За «молодого» Булду из каждой деревни уплачены были деньги и кумышка (удмуртский алкогольный напиток собственного изготовления)» [Блинов 1898: 43–49]<ref name="bulda4"/>.
+
В деревне имелось два особенно почитаемых святилища Булда и Великая куала (Быдзым квала). Туда не только в праздники, но и в другое время (по случаю болезни и других неприятностей, по указанию гадателя туно) собирались удмурты из отдаленных селений для жертвоприношений. Здесь находился идол старый Булда. По преданиям. много лет назад, «... жители трех селений различных местностей просили … булду к себе; но «старик» [божество Булда. - Н. Ш.] не согласился уходить из своего места, а отпустил троих сыновей [своеобразная система мультипликации реликвий. – Н. Ш.] в «бодзьым квалы» [Великая куала] в деревни Аргабаш и Бемыж (ныне Кизнерский район УР) и Вожи (ныне Граховский район УР). Сыновья эти были чурбаны, изображающие собой мужчин в виде сидящей куклы во весь рост. Дерево, на крестьянский взгляд, обделано искусно, с усами, бородой и волосами из конопляной кудели… За «молодого» Булду из каждой деревни уплачены были деньги и кумышка (удмуртский алкогольный напиток собственного изготовления)» [Блинов 1898: 43–49].
  
 
==Деревня Аргабаш (ныне Кизнерский район УР)==  
 
==Деревня Аргабаш (ныне Кизнерский район УР)==  
Строка 47: Строка 41:
 
Летние сборные моления д. Аргабаш происходили в лесу. По преданиям, лет 18–20 назад [случай записан в конце XIX в.] идола Булду [того самого «малого булду», привезенного из д. Сарамак] украли из деревенского капища обитатели д. Сарамак, в которой усилилась тифозная эпидемия (каллера). Моленья и жертвоприношения Булде не имели благоприятного результата и сарамакские удмурты пришли к заключению (по указанию туно), что «бог их устарел» – потерял силу, и они задумали его заменить другим, крепким.  
 
Летние сборные моления д. Аргабаш происходили в лесу. По преданиям, лет 18–20 назад [случай записан в конце XIX в.] идола Булду [того самого «малого булду», привезенного из д. Сарамак] украли из деревенского капища обитатели д. Сарамак, в которой усилилась тифозная эпидемия (каллера). Моленья и жертвоприношения Булде не имели благоприятного результата и сарамакские удмурты пришли к заключению (по указанию туно), что «бог их устарел» – потерял силу, и они задумали его заменить другим, крепким.  
  
Один старик по имени Епифан поспешил с челобитьем о защите к местному ходатаю – русскому крестьянину. В сильном возбуждении, с растрепанными волосами вбежал Епифан к ходатаю и закричал: «Беда, деревня голова кончал!» – Что случилось? – «Не знай, чего делать станем: бога у нас тащили». – Какого бога? – «Булду нашего». – Кто же украл? – «Сарамакские  ночью украли; ведро водки в шалаше оставили, а бога воровали». – Да зачем же им; они сами вам его дали. – «У них свой стар стал, ничего не стоит, не помогает; на смену нашего тащили». – Старик по простоте своей полагал, что, возможно, по суду выхлопотать возвращение «бога» – принудить сарамакских удмуртов возвратить украденного идола [Блинов 1898: 46–48]<ref name="bulda5">Там же – С. 360.</ref>.
+
Один старик по имени Епифан поспешил с челобитьем о защите к местному ходатаю – русскому крестьянину. В сильном возбуждении, с растрепанными волосами вбежал Епифан к ходатаю и закричал: «Беда, деревня голова кончал!» – Что случилось? – «Не знай, чего делать станем: бога у нас тащили». – Какого бога? – «Булду нашего». – Кто же украл? – «Сарамакские  ночью украли; ведро водки в шалаше оставили, а бога воровали». – Да зачем же им; они сами вам его дали. – «У них свой стар стал, ничего не стоит, не помогает; на смену нашего тащили». – Старик по простоте своей полагал, что, возможно, по суду выхлопотать возвращение «бога» – принудить сарамакских удмуртов возвратить украденного идола [Блинов 1898: 46–48].
  
==Окрестности дд. Вожи (очевидно, д. Лолошур-Возжи) и Нижние Юраши (Граховский район УР)==
+
Окрестности дд. Вожи (очевидно, д. Лолошур-Возжи) и Нижние Юраши (Граховский район УР). По свидетельству Н. Блинова, деревне Вожи, в версте от нее, в лесу, праздники Булде устраиваются по старому обычаю, при большом стечении молельщиков. Из процесса о мултанском жертвоприношении известно, что в том селе проживали удмурты двух родов: Будла и Удчур [Блинов 1898: 48–49].
 
 
По свидетельству Н. Блинова, деревне Вожи, в версте от нее, в лесу, праздники Булде устраиваются по старому обычаю, при большом стечении молельщиков. Из процесса о мултанском жертвоприношении известно, что в том селе проживали удмурты двух родов: Будла и Удчур [Блинов 1898: 48–49].
 
  
 
Это капище продолжает существовать в наше время. Место моления Булда располагалось на самой возвышенной части берега реки Ултэмырки, в 1,5 км от окраины д. Нижние Юраши. По рассказам информантов, прежде на этом месте стоял дубовый лес, а теперь склоны горы засажены сосняком. Моление проводили на поляне посередине леса. В настоящее время самая сакральная часть святилища поросла старыми кленами, сохранились единичные дубы. По свидетельству Н.М. Логиновой, 1918 г. р., прежде это место было огорожено. На одном из кленов повязаны принесенные по обету пожертвования (полотенца, скатерти, полотенчатые головные уборы), раньше все это держали в сундуках. Около одного из старых кленов имеется ямка, в нее бросали предварительно вымытые в воде монеты, просили здоровья, благополучия. Такие пожертвования совершали преимущественно женщины. Сохранились свидетельства, что прежде монеты бросали к корням липы. Рядом на поляне раскладывали кострища. В отдалении от сакрального круп стоял дуб, под которым разделывали жертвенное животное.  
 
Это капище продолжает существовать в наше время. Место моления Булда располагалось на самой возвышенной части берега реки Ултэмырки, в 1,5 км от окраины д. Нижние Юраши. По рассказам информантов, прежде на этом месте стоял дубовый лес, а теперь склоны горы засажены сосняком. Моление проводили на поляне посередине леса. В настоящее время самая сакральная часть святилища поросла старыми кленами, сохранились единичные дубы. По свидетельству Н.М. Логиновой, 1918 г. р., прежде это место было огорожено. На одном из кленов повязаны принесенные по обету пожертвования (полотенца, скатерти, полотенчатые головные уборы), раньше все это держали в сундуках. Около одного из старых кленов имеется ямка, в нее бросали предварительно вымытые в воде монеты, просили здоровья, благополучия. Такие пожертвования совершали преимущественно женщины. Сохранились свидетельства, что прежде монеты бросали к корням липы. Рядом на поляне раскладывали кострища. В отдалении от сакрального круп стоял дуб, под которым разделывали жертвенное животное.  
Строка 69: Строка 61:
 
В настоящее время моления проводятся регулярно в Петров день раз в три года. В качестве жертвенных животных использовали живность мужского рода – гусей, уток, овец, теленка или бычка белой масти. По мнению некоторых информантов, в каких-то особых случаях замаливали животных и птиц черной масти. Не полагалось использовать скотину и птиц пестрого цвета. Молились без икон.
 
В настоящее время моления проводятся регулярно в Петров день раз в три года. В качестве жертвенных животных использовали живность мужского рода – гусей, уток, овец, теленка или бычка белой масти. По мнению некоторых информантов, в каких-то особых случаях замаливали животных и птиц черной масти. Не полагалось использовать скотину и птиц пестрого цвета. Молились без икон.
  
Информация о молениях на капище Булда записана по информации, собранной в 1992 г. Л.А. Волковой и в 1998 г. автором статьи. Начиналось общественное моление во дворе почетного председателя тӧро Харитон-дая (бабай, дадай, дай/дадай производные от удм. агай ‘старший брат, дядя’; рус. дядя, дед; тат. бабай ‘дедушка’). Утром в праздник встречи весны акашки всей семьей выходили во двор, в руках несли тарелки с хлебом, кашей, яйцами, маслом. Становились перед восходом солнца и просили у Инмара теплого дождя, достатка, просили уберечь от пожаров и бед. Затем заходили в дом и садились за трапезу. Приходили соседи и собирали деньги для покупки жертвенного животного для следующего моления.
+
Информация о молениях на капище Булда записана по информации, собранной в 1992 г. Л.А. Волковой и в 1998 г. автором статьи. Начиналось общественное моление во дворе почетного председателя торќ Харитон-дая (бабай, дадай, дай/дадай производные от удм. агай ‘старший брат, дядя’; рус. дядя, дед; тат. бабай ‘дедушка’). Утром в праздник встречи весны акашки всей семьей выходили во двор, в руках несли тарелки с хлебом, кашей, яйцами, маслом. Становились перед восходом солнца и просили у Инмара теплого дождя, достатка, просили уберечь от пожаров и бед. Затем заходили в дом и садились за трапезу. Приходили соседи и собирали деньги для покупки жертвенного животного для следующего моления.
  
 
Моление продолжалось на капище, посередине поляны. В сакральном круге среди лип и дубов сидел почетный председатель тӧро Харитон-дай с полотенцем на шее и руководил молением. Что он говорил, то и делали жрецы. Там же, в центральной части святилища, по кругу стояли жрецы: Чимок-бабай, Олег-бабай, Сергей-бабай — и держали в руках на полотенцах тарелки с хлебом и мясом. Остальные стояли рядом вокруг этого места. Жрецы три раза ходили по кругу по солнцу, поочередно возносили к небу хлеб, кумышку, тарелки с жертвенным мясом и кашей. Просили, чтобы скот уродился, люди не болели. Время от времени один из жрецов восклицал: «Йыбырттэ!» (Кланяйтесь, молитесь!), — и все присутствующие становились на колени и молились. По мнению одних, жрецы просили у Инмара: «Замаливаем Булда вӧсъ и у Инмара просим» [Волкова 2003: 277-278; устн. cообщ. Л.А. Волковой]. По мнению других, обращались сословами прошения к Булде, чтобы охранял или оберегал своих людей в приходящем году, чтобы жизнь была легкой, чтобы год был урожайным, чтобы численность скота прибавлялась, чтобы народ не болел. С этими словами все вставали на колени и отдавали поклоны. На молениях хотя и пили, никто не напивался допьяна, а жрецы вообще не пили. Моление продолжалось с утра до вечера в течение нескольких дней. Уходя, крестились и говорили: храни нас до будущего года.  
 
Моление продолжалось на капище, посередине поляны. В сакральном круге среди лип и дубов сидел почетный председатель тӧро Харитон-дай с полотенцем на шее и руководил молением. Что он говорил, то и делали жрецы. Там же, в центральной части святилища, по кругу стояли жрецы: Чимок-бабай, Олег-бабай, Сергей-бабай — и держали в руках на полотенцах тарелки с хлебом и мясом. Остальные стояли рядом вокруг этого места. Жрецы три раза ходили по кругу по солнцу, поочередно возносили к небу хлеб, кумышку, тарелки с жертвенным мясом и кашей. Просили, чтобы скот уродился, люди не болели. Время от времени один из жрецов восклицал: «Йыбырттэ!» (Кланяйтесь, молитесь!), — и все присутствующие становились на колени и молились. По мнению одних, жрецы просили у Инмара: «Замаливаем Булда вӧсъ и у Инмара просим» [Волкова 2003: 277-278; устн. cообщ. Л.А. Волковой]. По мнению других, обращались сословами прошения к Булде, чтобы охранял или оберегал своих людей в приходящем году, чтобы жизнь была легкой, чтобы год был урожайным, чтобы численность скота прибавлялась, чтобы народ не болел. С этими словами все вставали на колени и отдавали поклоны. На молениях хотя и пили, никто не напивался допьяна, а жрецы вообще не пили. Моление продолжалось с утра до вечера в течение нескольких дней. Уходя, крестились и говорили: храни нас до будущего года.  
Строка 81: Строка 73:
 
Обрядовые церемонии на святилище Булда проводили жители десятка окрестных деревень (Нижние Юраши, Лолошур-Возжи, Поршур, Ятчи, Батырево, Сарамак и др.). Моление Булда удмурты называют Великое/Большое моление (Быдӟым в ӧсь). Говорят, что на этом месте до революции проводилось единственное моление Булде во всем Елабужском уезде.  
 
Обрядовые церемонии на святилище Булда проводили жители десятка окрестных деревень (Нижние Юраши, Лолошур-Возжи, Поршур, Ятчи, Батырево, Сарамак и др.). Моление Булда удмурты называют Великое/Большое моление (Быдӟым в ӧсь). Говорят, что на этом месте до революции проводилось единственное моление Булде во всем Елабужском уезде.  
  
На Петров день сюда собирались на тройках лошадей жители всей округи: из-за реки Умяк, из мест расселения родов Пельга, Затча, Эгра. Было весело, как на ярмарке [Атаманов !997: 124-125]. В молениях принимали участие и русские, чьи-нибудь родственники, кумовья, друзья. Ходили и мужчины, и женщины, однако женщины не имели права освящать и молиться с хлебом, что было связано с выполняемыми ими репродуктивными функциями<ref name="bulda6">Там же – С. 360–364.</ref>.
+
На Петров день сюда собирались на тройках лошадей жители всей округи: из-за реки Умяк, из мест расселения родов Пельга, Затча, Эгра. Было весело, как на ярмарке [Атаманов !997: 124-125]. В молениях принимали участие и русские, чьи-нибудь родственники, кумовья, друзья. Ходили и мужчины, и женщины, однако женщины не имели права освящать и молиться с хлебом, что было связано с выполняемыми ими репродуктивными функциями.
  
 
==Деревня Кузебаево (Алнашский район УР)==  
 
==Деревня Кузебаево (Алнашский район УР)==  
Строка 103: Строка 95:
 
Ребята, которых научили, что Инмара [главное небесное божество. – Н. Ш.] нет, они туда не ходят. А жребий на них падает, значит, дух моления просит. Вон, Прокопьев не пошел, что случилось. Я бы тоже не поверил, что раз упал жребий – надо идти молиться. В лог Булда меня потянуло. Ехал я на мотике [на мотоцикле], и случилась со мной авария у лога, чуть не погиб. После этого случая стал я молиться, всю душу вкладывая в моление.  
 
Ребята, которых научили, что Инмара [главное небесное божество. – Н. Ш.] нет, они туда не ходят. А жребий на них падает, значит, дух моления просит. Вон, Прокопьев не пошел, что случилось. Я бы тоже не поверил, что раз упал жребий – надо идти молиться. В лог Булда меня потянуло. Ехал я на мотике [на мотоцикле], и случилась со мной авария у лога, чуть не погиб. После этого случая стал я молиться, всю душу вкладывая в моление.  
  
Хоть что пусть не говорят, но вöсь [дух моления. – Н. Ш.] есть. Ведь кого вöсь полюбит, кто ему нравится, на того и падает жребий. Поэтому, когда бросают жребий, я говорю: «В детстве я баловался, наверное, но если нравлюсь духу моления (вöсь), пусть снова на меня падет жребий. Двенадцать лет я был главным жрецом, а теперь я то председателем, то помощником бываю на молениях в Булде. Говорят, у Булды книга была, там, наверное, и все моление было записано... В той книге все было расписано, в каком году и когда надо проводить моление, когда бросать жребий. Но эта книга сгорела, когда случился пожар в доме Матвеевых. В мои руки эта книга уже не попала. Матвеевы, боясь коммунистов, моление забросили, может, из-за этого у них и пожар произошел. Так же и Пислег Кузьмин не выдержал: один год побыл жрецом и попросил переизбрать, вновь бросить жребий. А надо было продержаться, три раза провести моление, может, и может, и сейчас еще жив был», – завершил свой рассказ М.И. Иванов [Овсянникова 2001: 66; русский текст Н.И. Шутовой]<ref name="bulda7">Там же – С. 364–367.</ref>..
+
Хоть что пусть не говорят, но вöсь [дух моления. – Н. Ш.] есть. Ведь кого вöсь полюбит, кто ему нравится, на того и падает жребий. Поэтому, когда бросают жребий, я говорю: «В детстве я баловался, наверное, но если нравлюсь духу моления (вöсь), пусть снова на меня падет жребий. Двенадцать лет я был главным жрецом, а теперь я то председателем, то помощником бываю на молениях в Булде. Говорят, у Булды книга была, там, наверное, и все моление было записано... В той книге все было расписано, в каком году и когда надо проводить моление, когда бросать жребий. Но эта книга сгорела, когда случился пожар в доме Матвеевых. В мои руки эта книга уже не попала. Матвеевы, боясь коммунистов, моление забросили, может, из-за этого у них и пожар произошел. Так же и Пислег Кузьмин не выдержал: один год побыл жрецом и попросил переизбрать, вновь бросить жребий. А надо было продержаться, три раза провести моление, может, и может, и сейчас еще жив был», – завершил свой рассказ М.И. Иванов [Овсянникова 2001: 66; русский текст Н.И. Шутовой].
  
==Село Варзи-Ятчи (Алнашский район УР)==
+
Село Варзи-Ятчи (Алнашский район УР). Посетивший в 1881 г. с. Варзи-Ятчи Г.Н. Потанин отметил, что святилище Булда располагалось  примерно в 1 версте от деревни, выше по течению местной речки Варзинки, на огороженном участке склона Варзи-Ятчинской горы. Ныне здесь расположен санаторий Варзи-Ятчи. Когда в конце XIX в. здесь открыли лечебные грязи, купец Ушков за большие деньги выторговал это место у стариков. Поэтому моление Булда перенесли на другое место. Говорят, это обстоятельство послужило причиной того, что ближайшая д. Ляли полностью сгорела. По традиционным представлениям, такова была месть хозяина святилища [ПМА–1998].
 
 
Посетивший в 1881 г. с. Варзи-Ятчи Г.Н. Потанин отметил, что святилище Булда располагалось  примерно в 1 версте от деревни, выше по течению местной речки Варзинки, на огороженном участке склона Варзи-Ятчинской горы. Ныне здесь расположен санаторий Варзи-Ятчи. Когда в конце XIX в. здесь открыли лечебные грязи, купец Ушков за большие деньги выторговал это место у стариков. Поэтому моление Булда перенесли на другое место. Говорят, это обстоятельство послужило причиной того, что ближайшая д. Ляли полностью сгорела. По традиционным представлениям, такова была месть хозяина святилища [ПМА–1998].
 
  
 
В 1881 г. в молениях принимали участие жители 5–7 деревень (Варзи-Ятчи, Ляли, Кибьи, Юмьяшура, Бодьи). Начинались они на следующий день после Петрова дня и продолжались три дня. В жертву приносили коня, телку, быка, двух гусей. В первый день жертвовали лошадь. Ведали ритаульными действиями четыре жреца в белых кафтанах. Они стояли в ряд с чашами с кумышкой, обратившись лицом на юг (за их спиной располагался большой костер) перед тремя воткнутыми в землю березками, между которыми на веревке висели стеной полотенца с расшитыми концами, и молились. Весь народ молился с обнаженными головами. Заключительное слово молитв «аминь» подхватывала вся толпа. Затем, повернувшись по ходу солнца, подходили к кострищу, молились и плескали немного кумышки в огонь. Затем, снова сделав оборот слева направо, посолонь, возвращались к столу, выпивали вино и угощали других участников моления. Таким же образом поочередно освящали хлеб, мясо, кашу. Суть ежедневных обрядовых действ состояла в освящении кумышки (ритуальный спиртной напиток; при этом немного кумышки плескали в огонь), хлеба (часть кусочков раздавали старикам, часть бросали в огонь), мяса, каши, в проведении совместной трапезы и сборе денег для последующих молений.  
 
В 1881 г. в молениях принимали участие жители 5–7 деревень (Варзи-Ятчи, Ляли, Кибьи, Юмьяшура, Бодьи). Начинались они на следующий день после Петрова дня и продолжались три дня. В жертву приносили коня, телку, быка, двух гусей. В первый день жертвовали лошадь. Ведали ритаульными действиями четыре жреца в белых кафтанах. Они стояли в ряд с чашами с кумышкой, обратившись лицом на юг (за их спиной располагался большой костер) перед тремя воткнутыми в землю березками, между которыми на веревке висели стеной полотенца с расшитыми концами, и молились. Весь народ молился с обнаженными головами. Заключительное слово молитв «аминь» подхватывала вся толпа. Затем, повернувшись по ходу солнца, подходили к кострищу, молились и плескали немного кумышки в огонь. Затем, снова сделав оборот слева направо, посолонь, возвращались к столу, выпивали вино и угощали других участников моления. Таким же образом поочередно освящали хлеб, мясо, кашу. Суть ежедневных обрядовых действ состояла в освящении кумышки (ритуальный спиртной напиток; при этом немного кумышки плескали в огонь), хлеба (часть кусочков раздавали старикам, часть бросали в огонь), мяса, каши, в проведении совместной трапезы и сборе денег для последующих молений.  
Строка 120: Строка 110:
 
По свидетельству стариков, это капище принадлежало некрещеным удмуртам рода Бодья. Обрядовые церемонии проводили здесь с иконами, которые хранились дома у языческих жрецов. Во время молений иконы прикрепляли на деревьях, а полотенчатые уборы развешивали на веревках.  
 
По свидетельству стариков, это капище принадлежало некрещеным удмуртам рода Бодья. Обрядовые церемонии проводили здесь с иконами, которые хранились дома у языческих жрецов. Во время молений иконы прикрепляли на деревьях, а полотенчатые уборы развешивали на веревках.  
  
Из священной одежды Булда (пожертвованной ему людьми) ничего нельзя было изготовлять или шить, не полагалось ее носить, так как от этого человеку могло быть плохо. Информант Е.И. Абрамова, 1922 г. р., принадлежала к семье, почитающей святилище Булда. Ей пришлось хранить пожертвованные вещи у себя дома в сундуке. Она очень боялась этих принадлежностей, поэтому собрала их и сожгла на месте моления. А нам она посоветовала при осмотре святилища обращаться к хозяину Булде с такими словами: «Хорошо к нам отнесись, не делай худого, мы с добрыми намерениями ходим, Булда-хозяин». Во время коллективизации через мольбище специально проложили дорогу. По преданиям, деревья на том месте рубили татары. Говорят, после этого их скрючило. Один татарин обратился за помощью к удмуртскому гадателю (туно), последний посоветовал ему найти жеребенка семицветного окраса и пожертвовать Хозяину святилища. Выполнив такой обряд, этот татарин остался жив [ПМА–1998]<ref name="bulda8">Там же – С. 367–369.</ref>.  
+
Из священной одежды Булда (пожертвованной ему людьми) ничего нельзя было изготовлять или шить, не полагалось ее носить, так как от этого человеку могло быть плохо. Информант Е.И. Абрамова, 1922 г. р., принадлежала к семье, почитающей святилище Булда. Ей пришлось хранить пожертвованные вещи у себя дома в сундуке. Она очень боялась этих принадлежностей, поэтому собрала их и сожгла на месте моления. А нам она посоветовала при осмотре святилища обращаться к хозяину Булде с такими словами: «Хорошо к нам отнесись, не делай худого, мы с добрыми намерениями ходим, Булда-хозяин». Во время коллективизации через мольбище специально проложили дорогу. По преданиям, деревья на том месте рубили татары. Говорят, после этого их скрючило. Один татарин обратился за помощью к удмуртскому гадателю (туно), последний посоветовал ему найти жеребенка семицветного окраса и пожертвовать Хозяину святилища. Выполнив такой обряд, этот татарин остался жив [ПМА–1998].  
  
==Окрестности дд. Кибьи (очевидно, Шадрасак-Кибья Алнашского района УР) и Бодьи (очевидно, д. Варклет-Бодья Агрызского района РТ)==
+
Окрестности дд. Кибьи (очевидно, Шадрасак-Кибья Алнашского района УР) и Бодьи (очевидно, д. Варклет-Бодья Агрызского района РТ).
  
 
Жители указанных соседних деревень имели свое отдельное капище Булда. В 1924 г. место моления представляло собой большой не огороженный участок лесной поляны у дороги. На южной стороне поляны стояла ель, на которой на уровне высоты человеческого роста была прикреплена полочка для жертвы. Перед елью на еловых ветках на земле были сложены принесенные на моление караваи хлеба с маслом (около 130–150 экз.). Удмурты были некрещеные, поэтому молились без иконы. В северо-восточном углу стоял небольшой столик для продуктов. Перед елью, севернее нее, стоял стол для моления жрецов, вокруг него буквой П располагались скамейки для стариков и лиц более почтенного возраста (45–70 лет). За скамейками стояли женщины и молодые парни, детишки. Всего здесь присутствовало до 800 человек. Женщины были одеты в лучшие одежды, довольно часто можно было увидеть бархатное пальто без рукавов (камзолы), у многих на груди были украшения из серебряных монет. Все вели себя чинно.
 
Жители указанных соседних деревень имели свое отдельное капище Булда. В 1924 г. место моления представляло собой большой не огороженный участок лесной поляны у дороги. На южной стороне поляны стояла ель, на которой на уровне высоты человеческого роста была прикреплена полочка для жертвы. Перед елью на еловых ветках на земле были сложены принесенные на моление караваи хлеба с маслом (около 130–150 экз.). Удмурты были некрещеные, поэтому молились без иконы. В северо-восточном углу стоял небольшой столик для продуктов. Перед елью, севернее нее, стоял стол для моления жрецов, вокруг него буквой П располагались скамейки для стариков и лиц более почтенного возраста (45–70 лет). За скамейками стояли женщины и молодые парни, детишки. Всего здесь присутствовало до 800 человек. Женщины были одеты в лучшие одежды, довольно часто можно было увидеть бархатное пальто без рукавов (камзолы), у многих на груди были украшения из серебряных монет. Все вели себя чинно.
  
Обрядовые церемонии здесь производились в течение четырех дней. В жертву приносили последовательно жеребца, быка, телушку, барана. Порядок моления был тот же: последовательно производилось освящение хлеба, кумышки, бульона, мяса и сбор денег. В перерывах между этими действиями женщины угощали жрецов и почтенных стариков кумышкой [Луппов 1927: 82–114]<ref name="bulda9">Там же – С. 369–370.</ref>.  
+
Обрядовые церемонии здесь производились в течение четырех дней. В жертву приносили последовательно жеребца, быка, телушку, барана. Порядок моления был тот же: последовательно производилось освящение хлеба, кумышки, бульона, мяса и сбор денег. В перерывах между этими действиями женщины угощали жрецов и почтенных стариков кумышкой [Луппов 1927: 82–114].  
  
 
==Село Можга (Можгинский район УР)==  
 
==Село Можга (Можгинский район УР)==  
  
В д. Бусурман-Можга (Можга) большой известностью пользовалась роща, в которой проводили моления Булдавось. Моления справляли через каждые три года, в нем принимали участие жители 11 окрестных деревень. Капище было огорожено, в него вела калитка устроенная с западной стороны. Жрецов бывало трое, в качестве жертвенных животных использовали жеребца, черного быка, рыжую телку и пару белых гусей [Емельянов 1921: 96, 98, 101]. Интересно, что традиция проведения больших окружных молений в этом ареале известна по старинным преданиям. Они гласят, что потомки легендарного Мардан-батыра, обитавшие в 11 деревнях после смерти своего родоначальника каждые три года приносили ему в жертву лошадь или лошадь и корову около д. Можгагурт [Ватка но Калмез 1971: 127-128], однако это моление не называлось Булда<ref name="bulda10">Там же – С. 370.</ref>.
+
В д. Бусурман-Можга (Можга) большой известностью пользовалась роща, в которой проводили моления Булдавось. Моления справляли через каждые три года, в нем принимали участие жители 11 окрестных деревень. Капище было огорожено, в него вела калитка устроенная с западной стороны. Жрецов бывало трое, в качестве жертвенных животных использовали жеребца, черного быка, рыжую телку и пару белых гусей [Емельянов 1921: 96, 98, 101]. Интересно, что традиция проведения больших окружных молений в этом ареале известна по старинным преданиям. Они гласят, что потомки легендарного Мардан-батыра, обитавшие в 11 деревнях после смерти своего родоначальника каждые три года приносили ему в жертву лошадь или лошадь и корову около д. Можгагурт [Ватка но Калмез 1971: 127-128], однако это моление не называлось Булда .  
  
 
==Деревни Нижние, Верхние, Средние Юри (Малопургинский район УР)==
 
==Деревни Нижние, Верхние, Средние Юри (Малопургинский район УР)==
  
Здесь существовали священные рощи, семейно-родовые капища Великая куала и общие моления в четырех святилищах — Булда, Джюнек, Гучин, Атташ<ref name="bulda10"/>.  
+
Здесь существовали священные рощи, семейно-родовые капища Великая куала и общие моления в четырех святилищах — Булда, Джюнек, Гучин, Атташ.  
  
 
==Деревня Арляново (Алнашский район УР)==
 
==Деревня Арляново (Алнашский район УР)==
В советский период моления Булда проводились до осквернения места моления<ref name="bulda10"/>.  
+
В советский период моления Булда проводились.  
 +
 
  
 
=Происхождение культа=
 
=Происхождение культа=
Строка 154: Строка 145:
  
 
Таким образом, культ Булды мог быть привнесен в оседлую удмуртскую среду какой-то группой кочевников, знакомых с христианскими и буддийскими идеями и расселившихся после монголо-татарского нашествия в XIII–XIV вв. вблизи удмуртских селений, предположительно в бассейне р. Тоймы. Новые заимствованные элементы, связанные с почитанием Булды, наложились на традиционные верования и культовую практику удмуртов, в основе которых почитание семейно-родовых божеств, племенных и территориальных покровителей. Вступившая в тесные контакты с пришлым тюрко- и монголоязычным населением прослойка южных удмуртов, восприняла от них и дух некоей пассионарности, своей особости, вследствие чего общественные церемонии, связанные с почитанием Булды оказали заметное консолидирующее воздействие на одну из территориальных групп местных финно-угорских обитателей Приуралья, известных в научной литературе как собственно южные удмурты<ref name="bulda1"/>.
 
Таким образом, культ Булды мог быть привнесен в оседлую удмуртскую среду какой-то группой кочевников, знакомых с христианскими и буддийскими идеями и расселившихся после монголо-татарского нашествия в XIII–XIV вв. вблизи удмуртских селений, предположительно в бассейне р. Тоймы. Новые заимствованные элементы, связанные с почитанием Булды, наложились на традиционные верования и культовую практику удмуртов, в основе которых почитание семейно-родовых божеств, племенных и территориальных покровителей. Вступившая в тесные контакты с пришлым тюрко- и монголоязычным населением прослойка южных удмуртов, восприняла от них и дух некоей пассионарности, своей особости, вследствие чего общественные церемонии, связанные с почитанием Булды оказали заметное консолидирующее воздействие на одну из территориальных групп местных финно-угорских обитателей Приуралья, известных в научной литературе как собственно южные удмурты<ref name="bulda1"/>.
 
==Литература==
 
Аджиев М.И. Религия Степи // Религии мира. М.: Аванта, 1996. С. 211–218. (Серия: Энциклопедия для детей. Т. 6. Ч. 1.).
 
 
Атаманов М.Г. Из истории расселения воршудно-родовых групп // Материалы по этногенезу удмуртов / Отв. ред. М.Г. Атаманов. Ижевск, 1982. С. 81-127.
 
 
Атаманов М.Г. История Удмуртии в географических названиях. Ижевск: Удмуртия, 1997. 347 с.
 
 
Бехтерев В.М. Вотяки, их история и современное состояние: Быт и этнографические очерки // Вестник Европы. 1880. № 8–9.
 
 
Блинов Н. Языческий культ вотяков. Вятка, 1898.
 
 
Волкова Л.А. Земледельческая культура удмуртов (вторая половина XIX – начало XX века). Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2003. 388 с.
 
 
Вотяки // ВГВ. 1859. № 9–11, 13, 32.
 
 
Ганькова Л.Ӟӟуння вӧсьёс // Инвожо. 2002. № 1, 2. 58–60 б.
 
 
Головизнин М.В. «Православно-буддистский диалог» и его культурно-исторические последствия в Южной Сибири XVII–XVIII вв. // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе / под ред. П.К. Дашковского. Барнаул: Азбука, 2009. Вып. III. С. 19–35.
 
 
Дашковский П.К. Мировоззрение кочевников Саяно-Алтая и сопредельных территорий поздней древности и раннего средневековья (отечественная историография и современные исследования): монография / П.К. Дашковский; науч. ред. Т.Д. Скрынникова. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2011. 244 с.
 
 
Елканидзе М.М. Буддизм тхеравады // Религии мира. М.: Аванта, 1996. С. 673–684. (Серия: Энциклопедия для детей. Т. 6. Ч. 1.).
 
 
Косарева И.А. Распространение культа Булды и проблема выявления этнографических подразделений южных удмуртов // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 34 (249). История. Вып. 48. С. 16–19.
 
 
Луппов П.Н. Из наблюдений над бытом удмуртов Варзи-Ятчинского края Вотской автономной области // Труды НОИВК. Ижевск, 1927. Вып.3. С. 82–114.
 
 
Лушников О.В. Монгольская империя в историографии XVIII–XX вв. Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2009. 116 с.
 
 
Овсянникова Е. Кузёбай вöсьёс // Инвожо. 2001. № 12. 60–68-тӥ б.
 
 
Потанин Г.Н. У вотяков Елабужского уезда // ИОАИЭ. 1884. Т. 3. С. 189–255.
 
 
Тюхтенева С.П. Панорама религиозной жизни алтайцев: от древности до современности // Религия в истории и культуре монголоязычнах народов России / сост. и отв. ред. Н.Л. Жуковская. М.: Вост. лит., 2008. С. 242–255. (319 с.).
 
 
Шутова Н.И. Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции: Опыт комплексного исследования. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2001. 304 с.
 
 
Шутова Н.И. Культ Булды южных удмуртов. Вопросы происхождения и семантики // Евразийское межкультурное пространство в исторической ретроспективе: Сб. статей / Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН. – Ижевск, 2013. – С. 355–375.
 
 
[[Категория:Этническая культура]] [[Категория:Религиозные верования удмуртов]]
 

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Воршуд» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Воршуд:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!