Редактирование: Обряды и ритуалы

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
 +
{{more|Молитвы}}
 +
 
[[Файл:Поминовение умерших.jpg|thumb|left|Поминовение умерших предков]][[Файл:Береза.jpg|thumb|right|Священная береза на святилище Иммала]]
 
[[Файл:Поминовение умерших.jpg|thumb|left|Поминовение умерших предков]][[Файл:Береза.jpg|thumb|right|Священная береза на святилище Иммала]]
 
Определенным свидетельством развитости системы язычества удмуртов является весьма разработанная обрядовая жизнь со сложными ритуалами жертвоприношений.
 
Определенным свидетельством развитости системы язычества удмуртов является весьма разработанная обрядовая жизнь со сложными ритуалами жертвоприношений.
Строка 19: Строка 21:
  
 
Со своими божествами удмурты делились практически всем, чем они владели, что представляло реальную или символическую стоимость.  
 
Со своими божествами удмурты делились практически всем, чем они владели, что представляло реальную или символическую стоимость.  
''Инмару'' жертвовали животных белой масти (быка, жеребенка, овцу, гусей), ''Кылдысину'' — черной, ''Куазю'' — красного быка с большими рогами; ''Нюлэсмурту'' жертвовали птиц — гуся, утку, тетерева, рябчика, ''Вумурту'' — утку, иногда жеребенка; ''Коркакузё'' — черную овцу, ''Кереметю'' — коз, баранов; ''Шунды-мумы'' — солового жеребенка; ''[[Общественное моление Булда|Булде]]'' — жеребца, быка, телку, барана; ''Черу'' — гнедую старую лошадь или черных живых кур и т. д.
+
''Инмару'' жертвовали животных белой масти (быка, жеребенка, овцу, гусей), ''Кылдысину'' — черной, ''Куазю'' — красного быка с большими рогами; ''Нюлэсмурту'' жертвовали птиц — гуся, утку, тетерева, рябчика, ''Вумурту'' — утку, иногда жеребенка; ''Коркакузё'' — черную овцу, ''Кереметю'' — коз, баранов; ''Шунды-мумы'' — солового жеребенка; ''Булде'' — жеребца, быка, телку, барана; ''Черу'' — гнедую старую лошадь или черных живых кур и т. д.
  
 
Ритуализованы были почти все домашние животные и птицы: лошади и жеребята; быки, коровы и телята; бараны, овцы и ягнята; козы и козлята; гуси, утки, куры и петухи. Наиболее часто упоминаемой жертвой являлась утка, корни почитания которой восходят к архаическому культу утки в религиозно-мифологической практике всех финно-угорских народов. Коз и козлят, напротив, использовали реже. Практически не использовали свиней в качестве ритуального дара, что и сегодня прослеживается среди современных сельских бесермян<ref name="Оскон"> Владыкин В. Е. Самобытная религия удмуртов / В. Е. Владыкин // Удмурт оскон = Удмуртская вера : древние молитвы-заклинания, статьи. - Ижевск, 2010. - С. 20.</ref>.
 
Ритуализованы были почти все домашние животные и птицы: лошади и жеребята; быки, коровы и телята; бараны, овцы и ягнята; козы и козлята; гуси, утки, куры и петухи. Наиболее часто упоминаемой жертвой являлась утка, корни почитания которой восходят к архаическому культу утки в религиозно-мифологической практике всех финно-угорских народов. Коз и козлят, напротив, использовали реже. Практически не использовали свиней в качестве ритуального дара, что и сегодня прослеживается среди современных сельских бесермян<ref name="Оскон"> Владыкин В. Е. Самобытная религия удмуртов / В. Е. Владыкин // Удмурт оскон = Удмуртская вера : древние молитвы-заклинания, статьи. - Ижевск, 2010. - С. 20.</ref>.
Строка 33: Строка 35:
 
В качестве музыкального инструмента, сопровождавшего моления, чаще всего использовался ''крезь'' 'гусли' <ref name="нуриева"/>. Выбор этого струнного музыкального инструмента в качестве ритуального, очевидно, не случаен. В этнографической литературе отмечено,  что у удмуртов "священным и благоугодным Богу музыкальным орудием признаются только единственно гусли, прочие же инструменты признаются запрещенными Богом" <ref name="васильев1">Васильев И. Обозрение языческих обрядов, суеверий и верований вотяков Казанской и Вятской Губерний / И. Васильев // ИОАЭИЭ. - Казань, 1906. - Т. 22, вып. 3, 5. </ref>. В удмуртской фольклористике не зафиксированы развернутые мифы и легенды о крезе, существует только краткий сюжет о создании инструмента из пораженной молнией ели.  
 
В качестве музыкального инструмента, сопровождавшего моления, чаще всего использовался ''крезь'' 'гусли' <ref name="нуриева"/>. Выбор этого струнного музыкального инструмента в качестве ритуального, очевидно, не случаен. В этнографической литературе отмечено,  что у удмуртов "священным и благоугодным Богу музыкальным орудием признаются только единственно гусли, прочие же инструменты признаются запрещенными Богом" <ref name="васильев1">Васильев И. Обозрение языческих обрядов, суеверий и верований вотяков Казанской и Вятской Губерний / И. Васильев // ИОАЭИЭ. - Казань, 1906. - Т. 22, вып. 3, 5. </ref>. В удмуртской фольклористике не зафиксированы развернутые мифы и легенды о крезе, существует только краткий сюжет о создании инструмента из пораженной молнией ели.  
  
Как правило, на молении использовались Великие гусли (Быдӟым крезь). В отличие от обычных гуслей, на которых играли женщины, на Великих гуслях играли мужчины и исключительно во время общественных молений. Очевидно, что звучание инструментальной музыки не только приподнимало общий настрой молящихся, оно обладало и несомненной магической силой, призванной усилить слова жреца, обращенные к Богу <ref name="нуриева"/>.
+
Как правило, на молении использовались Великие гусли (Быдӟым крезь). В отличие от обычных гуслей, на которых играли женщины, на Великих гуслях играли мужчины и исключительно во время общественных молений. Очевидно, что звучание инструментальной музыки не только приподнимало общий настрой молящихся, оно обладало и несомненной магической силой, призванной усилить слова жреца, обращенные к Богу <ref name="нуриева"/>.  
 
 
{{more|Молитвы}}
 
{{more|Общественное моление Булда}}
 
  
 
== Литература ==
 
== Литература ==

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Воршуд» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Воршуд:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!

Шаблон, используемый на этой странице: