Редактирование: Начало развития удмуртской литературы (1889–1919)
Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поискуВнимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 249: | Строка 249: | ||
==Жизнь и творчество== | ==Жизнь и творчество== | ||
− | Иван Степанович Михеев – известный просветитель, этнограф, педагог, писатель, автор популярных учебников русского языка. Владел удмуртским, татарским, узбекским языками <ref name="apakaev"> Апакаев, П. А. Михеев Иван Степанович (1876–1937) / П. А. Апакаев // Просветители Марийского края / П. А. Апакаев. – Йошкар-Ола, 1990. – С. С.112–121. </ref> | + | Иван Степанович Михеев – известный просветитель, этнограф, педагог, писатель, автор популярных учебников русского языка. Владел удмуртским, татарским, узбекским языками. <ref name="apakaev"> Апакаев, П. А. Михеев Иван Степанович (1876–1937) / П. А. Апакаев // Просветители Марийского края / П. А. Апакаев. – Йошкар-Ола, 1990. – С. С.112–121. </ref> |
− | И. С. Михеев родился 19 июля 1876 года, в крестьянской семье д. Оштормо-Юмья Мамадышского уезда Казанской губернии (ныне Кукморского района Татарстана) <ref name="uvarov"> Уваров, А. Н. Иван Михеев (1876–1937) // Писатели и литературоведы Удмуртии : биобиблиографический справочник / [сост. А. Н. Уваров]. – Ижевск, 2006. – С. 85. </ref> | + | И. С. Михеев родился 19 июля 1876 года, в крестьянской семье д. Оштормо-Юмья Мамадышского уезда Казанской губернии (ныне Кукморского района Татарстана). <ref name="uvarov"> Уваров, А. Н. Иван Михеев (1876–1937) // Писатели и литературоведы Удмуртии : биобиблиографический справочник / [сост. А. Н. Уваров]. – Ижевск, 2006. – С. 85. </ref> Семья И. С. Михеева жила в бедности. C малых лет ему пришлось помогать родителям в домашних и полевых работах. После окончания сельской школы помогал учителю в обучении детей. В 14 лет вместе с товарищем тайком от родителей уехал в Казань и поступил в учительскую семинарию Н. И. Ильминского. <ref name="apakaev"/> |
− | Здесь он обучался бесплатно, был обеспечен обмундированием, жильем и питанием. В 1895 году окончил учебное заведение и был назначен помощником учителя в Карлыганскую вотскую школу Вятской губернии. Через год был переведен в «образцовую вотскую школу» при Казанской учительской семинарии. Через три-четыре года учительства издал учебники по русскому языку <ref name="apakaev"/> | + | Здесь он обучался бесплатно, был обеспечен обмундированием, жильем и питанием. В 1895 году окончил учебное заведение и был назначен помощником учителя в Карлыганскую вотскую школу Вятской губернии. Через год был переведен в «образцовую вотскую школу» при Казанской учительской семинарии. Через три-четыре года учительства издал учебники по русскому языку. <ref name="apakaev"/> |
− | Удмуртскоязычный «Букварь для вотских детей» впервые был издан в 1901 году и переиздавался несколько раз. Для издания характерна назидательная и нравоучительная направленность. В букварь включены удмуртские народные назидательные сентенции и тексты молитв <ref name="volkova"> Волкова, Т. Г. Роль учебных книг И. С. Михеева в формировании удмуртской детской литературы // Роль просветителей финно-угорских и тюркских народов в становлении и развитии литературы, образовании и культуры Урало-Поволжья : [материалы международной научной конференции, проходившей 17–19 мая 2011 года в ФГБОУ ВПО "Удмуртский государственный университет"] : сборник статей / [сост.: Т. И. Зайцева, В. Л. Шибанов]. – Ижевск : Удмуртский университет, 2011. – С. 103–110. </ref> | + | Удмуртскоязычный «Букварь для вотских детей» впервые был издан в 1901 году и переиздавался несколько раз. Для издания характерна назидательная и нравоучительная направленность. В букварь включены удмуртские народные назидательные сентенции и тексты молитв. <ref name="volkova"> Волкова, Т. Г. Роль учебных книг И. С. Михеева в формировании удмуртской детской литературы // Роль просветителей финно-угорских и тюркских народов в становлении и развитии литературы, образовании и культуры Урало-Поволжья : [материалы международной научной конференции, проходившей 17–19 мая 2011 года в ФГБОУ ВПО "Удмуртский государственный университет"] : сборник статей / [сост.: Т. И. Зайцева, В. Л. Шибанов]. – Ижевск : Удмуртский университет, 2011. – С. 103–110. </ref> |
− | Книги для чтения выходили с 1906 года. Функция изданий – обучать литературному чтению на русском и родном языке. Большинство произведений религиозного характера. И. С. Михеев адаптировал для издания рассказы из Священной истории, Ветхого Завета, произведения Л. Н. Толстого, Эзопа. Книги для чтения характеризуются жанровым синкретизмом: представлены рассказы-описания, рассказы-диалоги, рассказы-очерки, научно-популярные рассказы. «Первая книга для чтения на вотском языке» имеет общий сюжет и тяготеет к жанру повести, главный герой – удмуртский мальчик Коля. Книга повествует о его духовном развитии <ref name="volkova"> Волкова, Т. Г. Роль учебных книг И. С. Михеева в формировании удмуртской детской литературы // Роль просветителей финно-угорских и тюркских народов в становлении и развитии литературы, образовании и культуры Урало-Поволжья : [материалы международной научной конференции, проходившей 17–19 мая 2011 года в ФГБОУ ВПО "Удмуртский государственный университет"] : сборник статей / [сост.: Т. И. Зайцева, В. Л. Шибанов]. – Ижевск : Удмуртский университет, 2011. – С. 103–110. </ref> | + | Книги для чтения выходили с 1906 года. Функция изданий – обучать литературному чтению на русском и родном языке. Большинство произведений религиозного характера. И. С. Михеев адаптировал для издания рассказы из Священной истории, Ветхого Завета, произведения Л. Н. Толстого, Эзопа. Книги для чтения характеризуются жанровым синкретизмом: представлены рассказы-описания, рассказы-диалоги, рассказы-очерки, научно-популярные рассказы. «Первая книга для чтения на вотском языке» имеет общий сюжет и тяготеет к жанру повести, главный герой – удмуртский мальчик Коля. Книга повествует о его духовном развитии. <ref name="volkova"> Волкова, Т. Г. Роль учебных книг И. С. Михеева в формировании удмуртской детской литературы // Роль просветителей финно-угорских и тюркских народов в становлении и развитии литературы, образовании и культуры Урало-Поволжья : [материалы международной научной конференции, проходившей 17–19 мая 2011 года в ФГБОУ ВПО "Удмуртский государственный университет"] : сборник статей / [сост.: Т. И. Зайцева, В. Л. Шибанов]. – Ижевск : Удмуртский университет, 2011. – С. 103–110. </ref> |
− | В 1906 году И. С. Михеев издал пьесу «Эн лушка» («Не воруй») – «первое произведение удмуртской художественной литературы, изданное отдельной книгой» <ref name=" | + | В 1906 году И. С. Михеев издал пьесу «Эн лушка» («Не воруй») – «первое произведение удмуртской художественной литературы, изданное отдельной книгой». <ref name="domokosh"1> Домокош, Петер. Иван Степанович Михеев / П. Домокош // История удмуртской литературы / Петер Домокош. – Ижевск, 1993.– С. 186. </ref> После революции написал ряд просветительских пьес педагогического и агитационного характера – «Удмурт доктор» («Удмуртский доктор», 1920), «Удмурт дышетӥсь» («Удмуртский учитель», 1924), «Туно» («Знахарка», 1919), «Визьтэм Онтон» («Бестолковый Онтон», 1919), «Удмуртъёслэн революци азьын улэмзы» («Жизнь удмуртов до революции», 1925). <ref name="domokosh2"> Домокош, Петер. Иван Степанович Михеев / П. Домокош // История удмуртской литературы / Петер Домокош. – Ижевск, 1993.– С. 186. </ref> |
− | С 1905 года на свои средства выпускает календари на удмуртском языке <ref name="apakaev"/> | + | С 1905 года на свои средства выпускает календари на удмуртском языке. <ref name="apakaev"/> |
− | Вышли в свет 4 календаря – на 1905, 1907, 1908 и 1910 гг. Как пишет А. А. Вахрушев, И. С. Михеев ориентировался на просветительские издания И. И. Горбунова-Посадова – «Календарь для всех» и «Сельский деревенский календарь» <ref name="vahrushev"> Вахрушев, А. А. Начало национального журналистского и литературного процесса / А. А. Вахрушев // Журналистика Удмуртии: история и современность : материалы Регион. межвуз. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию удмурт. нац. период. печати, 15 февр. 2006 г. – Ижевск, 2006. – С. 27. </ref> | + | Вышли в свет 4 календаря – на 1905, 1907, 1908 и 1910 гг. Как пишет А. А. Вахрушев, И. С. Михеев ориентировался на просветительские издания И. И. Горбунова-Посадова – «Календарь для всех» и «Сельский деревенский календарь». <ref name="vahrushev"> Вахрушев, А. А. Начало национального журналистского и литературного процесса / А. А. Вахрушев // Журналистика Удмуртии: история и современность : материалы Регион. межвуз. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию удмурт. нац. период. печати, 15 февр. 2006 г. – Ижевск, 2006. – С. 27. </ref> Основная задача удмуртских календарей – это «культурно-просветительская пропаганда, затрагивающая вопросы правильного ведения земледелия, животноводства, садоводства, пчеловодства; в них давались и медицинские советы, сведения о культурно-просветительских учреждениях». <ref name="vahrushev1"> Вахрушев, А. А. Начало национального журналистского и литературного процесса / А. А. Вахрушев // Журналистика Удмуртии: история и современность : материалы Регион. межвуз. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию удмурт. нац. период. печати, 15 февр. 2006 г. – Ижевск, 2006. – С. 27–28. </ref> |
− | Публиковались художественные произведения – стихотворение М. Прокопьева «Вуэм пилэн эсэбез» (перев. – «думы юноши» (1907) и баллада М. Можгина «Беглой» (1910). В календаре за 1907 г. вышла публицистическая статья И. В. Яковлева «Наша жизнь», «за которую автор поплатился ссылкой на север, а издатель вынужден был объясняться перед казанской цензурой» <ref name="vahrushev2"> Вахрушев, А. А. Начало национального журналистского и литературного процесса / А. А. Вахрушев // Журналистика Удмуртии: история и современность : материалы Регион. межвуз. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию удмурт. нац. период. печати, 15 февр. 2006 г. – Ижевск, 2006. – С. 27–28. </ref> | + | Публиковались художественные произведения – стихотворение М. Прокопьева «Вуэм пилэн эсэбез» (перев. – «думы юноши» (1907) и баллада М. Можгина «Беглой» (1910). В календаре за 1907 г. вышла публицистическая статья И. В. Яковлева «Наша жизнь», «за которую автор поплатился ссылкой на север, а издатель вынужден был объясняться перед казанской цензурой». <ref name="vahrushev2"> Вахрушев, А. А. Начало национального журналистского и литературного процесса / А. А. Вахрушев // Журналистика Удмуртии: история и современность : материалы Регион. межвуз. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию удмурт. нац. период. печати, 15 февр. 2006 г. – Ижевск, 2006. – С. 27–28. </ref> |
− | В 1913 году И. С. Михеев был уволен из учительской семинарии. В книге П. А. Апакаева «Просветители марийского края» (1990) цитируются отрывки из служебной автобиографии И. С. Михеева, в которой он пишет: «Календарь послужил причиной целого ряда нападок со стороны попечителя Учебного округа и полиции. <…> Поводом к увольнению, кроме календаря, послужила еще составленная мною «Четвертая книга для чтения». В этой книге | + | В 1913 году И. С. Михеев был уволен из учительской семинарии. В книге П. А. Апакаева «Просветители марийского края» (1990) цитируются отрывки из служебной автобиографии И. С. Михеева, в которой он пишет: «Календарь послужил причиной целого ряда нападок со стороны попечителя Учебного округа и полиции. <…> Поводом к увольнению, кроме календаря, послужила еще составленная мною «Четвертая книга для чтения». В этой книге был напечатана статья о князе, который назван несправедливым и жестокосердым… Помещение подобных статей в русской книге для чтения, по мнению попечителя, является величайшим преступлением, а потому автор этой книги не может быть преподавателем в стенах учебного заведения, подготавливающего учителей для инородцев». <ref name="apakaev1"> Апакаев, П. А. Михеев Иван Степанович (1876–1937) / П. А. Апакаев // Просветители Марийского края / П. А. Апакаев. – Йошкар-Ола, 1990. – С. С.113. </ref> |
− | И. С. Михеев получал большой доход от переиздания учебников. До увольнения из семинарии приобрел участок земли и организовал хуторское хозяйство <ref name="apakaev2"> Апакаев, П. А. Михеев Иван Степанович (1876–1937) / П. А. Апакаев // Просветители Марийского края / П. А. Апакаев. – Йошкар-Ола, 1990. – С. 114. </ref> | + | И. С. Михеев получал большой доход от переиздания учебников. До увольнения из семинарии приобрел участок земли и организовал хуторское хозяйство. <ref name="apakaev2"> Апакаев, П. А. Михеев Иван Степанович (1876–1937) / П. А. Апакаев // Просветители Марийского края / П. А. Апакаев. – Йошкар-Ола, 1990. – С. 114. </ref> |
− | После 1917 года был редактором и выпускал удмуртские издания при Наркомнаце в Казани, c 1919 года – действительный член Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете <ref name="uvarov"/> | + | После 1917 года был редактором и выпускал удмуртские издания при Наркомнаце в Казани, c 1919 года – действительный член Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. <ref name="uvarov"/> |
− | С 1918 г. – председатель хозяйственной коллегии Кизической учительской семинарии, преподаватель русского языка, русской истории и вотского языка в учительской семинарии. В 1920–1929 гг. И. С. Михеев преподавал русский язык для студентов-татар на рабфаке при Казанском государственном университете. С 1924 года – заведующий вотским отделением, преподаватель вотского и русского языка в Казанском восточно-педагогическом институте <ref name="apakaev3"> Апакаев, П. А. Михеев Иван Степанович (1876–1937) / П. А. Апакаев // Просветители Марийского края / П. А. Апакаев. – Йошкар-Ола, 1990. – С. 115–119. </ref> | + | С 1918 г. – председатель хозяйственной коллегии Кизической учительской семинарии, преподаватель русского языка, русской истории и вотского языка в учительской семинарии. В 1920–1929 гг. И. С. Михеев преподавал русский язык для студентов-татар на рабфаке при Казанском государственном университете. С 1924 года – заведующий вотским отделением, преподаватель вотского и русского языка в Казанском восточно-педагогическом институте. <ref name="apakaev3"> Апакаев, П. А. Михеев Иван Степанович (1876–1937) / П. А. Апакаев // Просветители Марийского края / П. А. Апакаев. – Йошкар-Ола, 1990. – С. 115–119. </ref> |
− | По рекомендации НКП РСФСР преподает русский язык в Самаркандском агроколхозном университете (1930–1933), с 1933 года работал в Ходжентском пединституте, в 1935 году был назначен заведующим кафедрй языкознания Таджикского сельскохозяйственного института, одновременно преподавал русский язык в Ходжентском сельскохозяйственном и Самаркандском педагогическом институтах. В 1936 году преподает методику русского языка Марийского пединститута им. Н. К. Крупской <ref name="apakaev23"> Апакаев, П. А. Михеев Иван Степанович (1876–1937) / П. А. Апакаев // Просветители Марийского края / П. А. Апакаев. – Йошкар-Ола, 1990. – С. 115. </ref> | + | По рекомендации НКП РСФСР преподает русский язык в Самаркандском агроколхозном университете (1930–1933), с 1933 года работал в Ходжентском пединституте, в 1935 году был назначен заведующим кафедрй языкознания Таджикского сельскохозяйственного института, одновременно преподавал русский язык в Ходжентском сельскохозяйственном и Самаркандском педагогическом институтах. В 1936 году преподает методику русского языка Марийского пединститута им. Н. К. Крупской. <ref name="apakaev23"> Апакаев, П. А. Михеев Иван Степанович (1876–1937) / П. А. Апакаев // Просветители Марийского края / П. А. Апакаев. – Йошкар-Ола, 1990. – С. 115. </ref> |
− | И. С. Михеев работал над развитием письменной и устной речи учащихся, а свой метод преподавания называл «методом целых предложений» <ref name="apakaev"/> Педагогическая деятельность И. С. Михеева рассматривается в книге П. А. Апакаева «Просветители Марийского края» (1990), в работах Г. Д. Фроловой «Из истории удмуртской школы» <ref name="frolova"> Фролова, Г. Д. Из истории удмуртской школы / Г. Д. Фролова. – Ижевск : Удмуртия, 1971. – С. 44–47. </ref>, З. В. Суворовой «Педагогические идеи удмуртского просветителя И. С. Михеева» (1990) <ref name="suvorova"> Суворова, З. В. Педагогические идеи удмуртского просветителя И. С. Михеева / З. В. Суворова ; [науч. ред. Г. Н. Волков ; отв. за вып. А. Н. Ушакова ; ред. О. П. Майкова]. – Ижевск : Удмуртия, 1990. – 92 c. </ref> и др. И. С. Михеев – автор пособия по арифметике. Арифметические действия иллюстрируются в издании, «рисунок служит темой для решения нескольких задач» <ref name="suvorova1"> Суворова, З. В. Педагогические идеи удмуртского просветителя И. С. Михеева / З. В. Суворова ; [науч. ред. Г. Н. Волков ; отв. за вып. А. Н. Ушакова ; ред. О. П. Майкова]. – Ижевск : Удмуртия, 1990. – С. 78</ref> | + | И. С. Михеев работал над развитием письменной и устной речи учащихся, а свой метод преподавания называл «методом целых предложений». <ref name="apakaev"/> Педагогическая деятельность И. С. Михеева рассматривается в книге П. А. Апакаева «Просветители Марийского края» (1990), в работах Г. Д. Фроловой «Из истории удмуртской школы» <ref name="frolova"> Фролова, Г. Д. Из истории удмуртской школы / Г. Д. Фролова. – Ижевск : Удмуртия, 1971. – С. 44–47. </ref>, З. В. Суворовой «Педагогические идеи удмуртского просветителя И. С. Михеева» (1990) <ref name="suvorova"> Суворова, З. В. Педагогические идеи удмуртского просветителя И. С. Михеева / З. В. Суворова ; [науч. ред. Г. Н. Волков ; отв. за вып. А. Н. Ушакова ; ред. О. П. Майкова]. – Ижевск : Удмуртия, 1990. – 92 c. </ref> и др. И. С. Михеев – автор пособия по арифметике. Арифметические действия иллюстрируются в издании, «рисунок служит темой для решения нескольких задач». <ref name="suvorova1"> Суворова, З. В. Педагогические идеи удмуртского просветителя И. С. Михеева / З. В. Суворова ; [науч. ред. Г. Н. Волков ; отв. за вып. А. Н. Ушакова ; ред. О. П. Майкова]. – Ижевск : Удмуртия, 1990. – С. 78</ref> |
− | И. С. Михеев большое значение придавал воспитанию будущих учителей. На своих лекциях он знакомил с основами психологии, прививал умение работать на земле, проводил показательные уроки, рекомендовал четкие схемы проведения всех уроков <ref name="suvorova2"> Суворова, З. В. Педагогические идеи удмуртского просветителя И. С. Михеева / З. В. Суворова ; [науч. ред. Г. Н. Волков ; отв. за вып. А. Н. Ушакова ; ред. О. П. Майкова]. – Ижевск : Удмуртия, 1990. – С. 83–86. </ref> | + | И. С. Михеев большое значение придавал воспитанию будущих учителей. На своих лекциях он знакомил с основами психологии, прививал умение работать на земле, проводил показательные уроки, рекомендовал четкие схемы проведения всех уроков. <ref name="suvorova2"> Суворова, З. В. Педагогические идеи удмуртского просветителя И. С. Михеева / З. В. Суворова ; [науч. ред. Г. Н. Волков ; отв. за вып. А. Н. Ушакова ; ред. О. П. Майкова]. – Ижевск : Удмуртия, 1990. – С. 83–86. </ref> |
− | Начинания И. С. Михеева в 30-е годы не были поняты: «Школа и вуз, привыкшие работать по шаблону и инструкциям, погубили в зародыше новаторские начинания этого | + | Начинания И. С. Михеева в 30-е годы не были поняты: «Школа и вуз, привыкшие работать по шаблону и инструкциям, погубили в зародыше новаторские начинания этого падагога». <ref name="apakaev13"> Апакаев, П. А. Михеев Иван Степанович (1876–1937) / П. А. Апакаев // Просветители Марийского края / П. А. Апакаев. – Йошкар-Ола, 1990. – С. 121. </ref> |
− | В 1937 году репрессирован и 17 сентября казнен как враг народа <ref name="uvarov"/> | + | В 1937 году репрессирован и 17 сентября казнен как враг народа. <ref name="uvarov"/> Был расстрелян. <ref name="suvorova1"> Суворова, З. В. Педагогические идеи удмуртского просветителя И. С. Михеева / З. В. Суворова ; [науч. ред. Г. Н. Волков ; отв. за вып. А. Н. Ушакова ; ред. О. П. Майкова]. – Ижевск : Удмуртия, 1990. – С. 9. </ref> |
==Библиография== | ==Библиография== | ||
Строка 566: | Строка 566: | ||
Можгин (Дараев) Михаил Григорьевич – удмуртский поэт, педагог, один из зачинателей удмуртской литературы. | Можгин (Дараев) Михаил Григорьевич – удмуртский поэт, педагог, один из зачинателей удмуртской литературы. | ||
− | Михаил Можгин родился 12 июля | + | Михаил Можгин родился 12 июля 1980 года в деревне Потапово-Тумбарла Бавлинской волости Бугульминского уезда Самарской губернии (ныне Бавлинский район, республика Татарстан). <ref name="vordskem">Удмуртский просветитель - писатель Михаил Можгин // Вордскем кыл - 2005 - № 5-6 С. 88</ref> |
Михаил Можгин с детства знал русский, татарский, башкирский и чувашский языки. Мастерил струнные инструменты и превосходно играл на них. <ref name="pisateli2">Михаил Можгин // Писатели и литературоведы Удмуртии. - Ижевск, 2006. - С. 87</ref> | Михаил Можгин с детства знал русский, татарский, башкирский и чувашский языки. Мастерил струнные инструменты и превосходно играл на них. <ref name="pisateli2">Михаил Можгин // Писатели и литературоведы Удмуртии. - Ижевск, 2006. - С. 87</ref> | ||
− | В 1906 году окончил Бирскую учительскую семинарию, с 1906 по 1914 гг. работал учителем в деревнях Потапово-Тумбарла, Покровское Урустамак, Чирково. | + | В 1906 году окончил Бирскую учительскую семинарию, с 1906 по 1914 гг. работал учителем в деревнях Потапово-Тумбарла, Покровское-Урустамак, Чирково. |
В период Первой Мировой войны в 1914 г. был мобилизован и направлен на Юго-Западный фронт. Участвовал в боях под Луцком и Ошмянами. <ref name="vordskem" /> | В период Первой Мировой войны в 1914 г. был мобилизован и направлен на Юго-Западный фронт. Участвовал в боях под Луцком и Ошмянами. <ref name="vordskem" /> | ||
После возвращения с фронта принял участие в Гражданской войне. Его библиотеку и рукописи сожгли белогвардейцы, узнав, что находясь у них в штабе переводчиком, он служил красным. <ref name="pisateli2" /> | После возвращения с фронта принял участие в Гражданской войне. Его библиотеку и рукописи сожгли белогвардейцы, узнав, что находясь у них в штабе переводчиком, он служил красным. <ref name="pisateli2" /> | ||
− | В 1923 году Михаил Можгин прошёл курсы усовершенствования учителей в Казани и вновь стал работать учителем в Покровском Урустамаке. Из числа его воспитанников первым дипломированным удмуртским учёным-лингвистом стал В. Алатырев. <ref name="pisateli2" /> | + | В 1923 году Михаил Можгин прошёл курсы усовершенствования учителей в Казани и вновь стал работать учителем в Покровском-Урустамаке. Из числа его воспитанников первым дипломированным удмуртским учёным-лингвистом стал В. Алатырев. <ref name="pisateli2" /> |
С 1923 по 1927 гг. работал учителем школы в деревне Потапово-Тумбарла, с 1927 по 1929 гг. – её директором. | С 1923 по 1927 гг. работал учителем школы в деревне Потапово-Тумбарла, с 1927 по 1929 гг. – её директором. | ||
Строка 655: | Строка 655: | ||
Кедра Митрей (Дмитрий Иванович Корепанов) – основоположник удмуртской прозы, драматург, публицист, педагог, поэт, переводчик, литературовед.<ref name="encyc">Кедра Митрей// Удмуртская Республика: энциклопедия. – Ижевск, 2008. – С. 389</ref> | Кедра Митрей (Дмитрий Иванович Корепанов) – основоположник удмуртской прозы, драматург, публицист, педагог, поэт, переводчик, литературовед.<ref name="encyc">Кедра Митрей// Удмуртская Республика: энциклопедия. – Ижевск, 2008. – С. 389</ref> | ||
− | Кедра Митрей родился | + | Кедра Митрей родился 18 сентября 1892 года в селе Игра в семье крестьянина. В 1904 году с отличием окончил Игринскую церковно-приходскую школу, в 1907 году – двухклассное училище в селе Зура. |
Осенью 1907 года Кедра Митрей поступил в Казанскую инородческую учительскую семинарию. Здесь совместно с Михаилом Прокопьевым издавал конспиративный рукописный журнал «Сандал» («Наковальня»). Из-за конфликта с законоучителем и активно проявленного атеизма Дмитрий Корепанов был уволен из семинарии. <ref name="kedra">Кедра Митрей // Писатели и литературоведы Удмуртии. - Ижевск, 2006. - С. 60-61</ref> | Осенью 1907 года Кедра Митрей поступил в Казанскую инородческую учительскую семинарию. Здесь совместно с Михаилом Прокопьевым издавал конспиративный рукописный журнал «Сандал» («Наковальня»). Из-за конфликта с законоучителем и активно проявленного атеизма Дмитрий Корепанов был уволен из семинарии. <ref name="kedra">Кедра Митрей // Писатели и литературоведы Удмуртии. - Ижевск, 2006. - С. 60-61</ref> | ||
Строка 665: | Строка 665: | ||
В годы гражданской войны Кедра Митрей находился в Иркутске, принимал участие в партизанском движении в Сибири, был в плену у колчаковцев. | В годы гражданской войны Кедра Митрей находился в Иркутске, принимал участие в партизанском движении в Сибири, был в плену у колчаковцев. | ||
− | В 1920 году писатель возвратился на родину. С 1920 по 1923 гг. возглавлял уездный отдел народного образования | + | В 1920 году писатель возвратился на родину. С 1920 по 1923 гг. возглавлял уездный отдел народного образования с. Дебесы, а с 1923 по 1928 гг. работал в редакции газеты «Гудыри» сначала литературным сотрудником, затем – редактором. |
− | 1920 – начало 1930-х гг. были наиболее творчески плодотворными для писателя. В этот период Кедра Митрей создал | + | 1920 – начало 1930-х гг. были наиболее творчески плодотворными для писателя. В этот период Кедра Митрей создал исторически-революционную повесть [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/8602 «Вуж гурт»] («Старая деревня». 1926), а в 1928 году опубликовал первую в удмуртской литературе историческую поэму [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/8608 «Юбер батыр»]. |
− | В 1926 году вышел первый сборник рассказов Кедра Митрея [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/8611 «Пилем улысь шунды шоры»] («Из-за туч на солнышко»), в который наряду с рассказами вошли пьесы | + | В 1926 году вышел первый сборник рассказов Кедра Митрея [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/8611 «Пилем улысь шунды шоры»] («Из-за туч на солнышко»), в который наряду с рассказами вошли пьесы «Адвокат» и «Странствующий». Теме гражданской войны посвящены рассказы «Храбрый Андрей», «Хромой Макар». Писал Кедра Митрей и рассказы для детей, один из них – [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/7558 «Сурсву» («Берёзовый сок»)] – стал хрестоматийным. <ref name="kedra" /> |
− | В 1929 году Кедра Митрей издал | + | В 1929 году Кедра Митрей издал [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/9661 «Тяжкое иго»] - первый роман в истории удмуртской литературы. В 1932 году он был опубликован на русском языке в переводе автора в Москве в издательстве «Художественная литература». В романе изображён процесс становления характера народного мстителя конца XVIII-начала XIX вв. в период христианизации удмуртов. «Тяжкое иго» закладывал в удмуртской прозе основы исторического, социально-бытового эпического жанра, утверждая традиции в изображении глубинных сторон народной жизни, позднее воспринятые М. Коноваловым, Г. Медведевым, Т. Архиповым, Г. Красильниковым, Г. Перевощиковым, О. Четкарёвым и другими.<ref name="kedra" /> |
В диапазоне творческих интересов Кедра Митрея была и переводческая работа. Он перевёл на удмуртский язык первую книгу романа «Бруски» Ф. Панфёрова, «Историю ВКП(б)», начинал переводить «Капитал» К. Маркса. <ref name="encyc" /> | В диапазоне творческих интересов Кедра Митрея была и переводческая работа. Он перевёл на удмуртский язык первую книгу романа «Бруски» Ф. Панфёрова, «Историю ВКП(б)», начинал переводить «Капитал» К. Маркса. <ref name="encyc" /> | ||
− | + | В начале 1930-х гг. Кедра Митрей поступил в аспирантуру Коммунистического университета народов Востока в Москве, которую успешно окончил. Будучи доцентом, заведовал кафедрой литературы и языка Удмуртского педагогического института, сектором литературы и языка в УдНИИ. С 1934 года – член Союза писателей. Кедра Митрей был председателем Союза писателей республики до 1937 года. | |
− | В 1937 году Кедра Митрей был | + | В 1937 году Кедра Митрей был репрессирован, в 1946 году освобождён, но уже в 1948 году был репрессирован повторно. Умер 11 ноября в ссылке, в селе Чумаково Михайловского района Новосибирской области. <ref name="kedra" /> |
− | В Удмуртской республике широко отмечались юбилеи Кедра Митрея: 90-, 100-, 110-летие со дня его рождения. В 1991 году | + | В Удмуртской республике широко отмечались юбилеи Кедра Митрея: 90-, 100-, 110-летие со дня его рождения. В 1991 году был установлен памятник Кедра Митрею, открыты музейные уголки в школах Игринского района. |
==Библиография== | ==Библиография== | ||
Строка 849: | Строка 849: | ||
'''Максим Прокопьевич Прокопьев''' – революционер, общественный и государственный деятель, герой гражданской войны, поэт и публицист. <ref name="prokopiev1">Павлов, Н. П. Максим Прокопьев : док. очерк / Н. П. Павлов. - Ижевск : Удмуртия, 1993. - 158 с. </ref> | '''Максим Прокопьевич Прокопьев''' – революционер, общественный и государственный деятель, герой гражданской войны, поэт и публицист. <ref name="prokopiev1">Павлов, Н. П. Максим Прокопьев : док. очерк / Н. П. Павлов. - Ижевск : Удмуртия, 1993. - 158 с. </ref> | ||
− | Родился | + | Родился 29 января 1884 года в селе Нырья Кукморского района Татарстана в многодетной (8 детей) дружной крестьянской семье. Все восемь детей – Гавриил, Антон, Семён, Пётр, Кузьма, Максим, Денис, Анна – повзрослев, стали известными для всего народа. <ref name="prokopiev2">Максим Прокопьев (1884-1919) : [очерк, стихотворение / авт. очерка Вячеслав Ар-Серги ; пер. с удмурт. И. Мазин]. - Ижевск : Известия Удмуртской Республики, 2009. - 11 с.</ref> М. Прокопьев с детства наравне с родным языком знал русский, татарский и башкирский. В выборе жизненного пути примерами для него явились старшие братья Гавриил и Антон, окончившие, как и он, Центральную вотскую школу, Карлыганскую школу (училище) и Казанскую инородческую учительскую семинарию (1902). <ref name="prokopiev3">Поздеев, П. К. Максим Прокопьев (1884-1919) / П. К. Поздеев // Писатели и литературоведы Удмуртии : библиогр. справ. / сост. А. Н. Уваров. – Ижевск, 2006. – С. 98.</ref> |
В стенах семинарии Максим Прокопьев включается в активную политическую жизнь: читает литературу, участвует в тайных сборах учащихся, во время каникул в родном селе собирает своих друзей и читает им политические брошюры и листовки, поет вместе с ними революционные песни. В семинарии Прокопьев с большим интересом читает произведения классиков русской литературы. <ref name="prokopiev1" /> | В стенах семинарии Максим Прокопьев включается в активную политическую жизнь: читает литературу, участвует в тайных сборах учащихся, во время каникул в родном селе собирает своих друзей и читает им политические брошюры и листовки, поет вместе с ними революционные песни. В семинарии Прокопьев с большим интересом читает произведения классиков русской литературы. <ref name="prokopiev1" /> | ||
Строка 861: | Строка 861: | ||
С началом войны в 1914 году М. Прокопьева призывают в армию, а впоследствии отправляют на фронт, откуда он возвращается в 1917 году. | С началом войны в 1914 году М. Прокопьева призывают в армию, а впоследствии отправляют на фронт, откуда он возвращается в 1917 году. | ||
− | В 1918-1919 гг. под его руководством прошли I и II Всероссийские съезды удмуртов. М. Прокопьев возглавлял Удмуртский отдел Наркомнаца | + | В 1918-1919 гг. под его руководством прошли I и II Всероссийские съезды удмуртов. М. Прокопьев возглавлял Удмуртский отдел Наркомнаца в Москве. Освобождая территорию Удмуртии от белогвардейцев, в составе Второй армии в качестве политического комиссара Наркомнаца прошёл путь от Вятских Полян Кировской области до Пермской области. <ref name="prokopiev4">Фролова, Г. Д. Удмуртская книга : История книгопечатания. Современная книга / Г. Д. Фролова. – Ижевск : Удмуртия, 1982. – 232 с.</ref> |
− | Максимом Прокопьевым | + | Максимом Прокопьевым был подготовлен проект Конституции автономной области. <ref name="prokopiev3" /> Только потом уже 4 ноября 1920 года Председатель СНК В. И. Ленин подписал Декрет об образовании ВАО (Вотской автономной области). <ref name="prokopiev2" /> |
В связи с захватом колчаковцами северных районов Удмуртии, М. Прокопьев добровольно попросился на Восточный фронт и, командуя разведкой, геройски погиб 30 июня 1919 г. <ref name="prokopiev3" /> | В связи с захватом колчаковцами северных районов Удмуртии, М. Прокопьев добровольно попросился на Восточный фронт и, командуя разведкой, геройски погиб 30 июня 1919 г. <ref name="prokopiev3" /> | ||
Строка 964: | Строка 964: | ||
[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18124 Пушкин, А. С. Поп но визьтэм : выжыкыл / А. С. Пушкин ; берыктӥз М. Прокопьев // Максимлэн гожтэмез. - Оса, 1918. - С. 10-16.] | [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18124 Пушкин, А. С. Поп но визьтэм : выжыкыл / А. С. Пушкин ; берыктӥз М. Прокопьев // Максимлэн гожтэмез. - Оса, 1918. - С. 10-16.] | ||
− | |||
− | |||
=Литература= | =Литература= | ||
<references /> | <references /> |