Редактирование: Литературоведение. Фольклористика/Издания 2021–2022 годов
Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поискуВнимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | '''Вахитов Семён Сергеевич. Олле Сальяла. – Ижевск: Издательский дом национальной прессы, 2022. – 190 | + | '''Вахитов Семён Сергеевич. Олле Сальяла. – Ижевск: Издательский дом национальной прессы, 2022. – 190 с.''' |
[[Файл:Vahitov.jpg|200px|thumb|left|]] | [[Файл:Vahitov.jpg|200px|thumb|left|]] | ||
Строка 5: | Строка 5: | ||
Книга «Олле Сальяла» («Добро пожаловать в Салью») краеведа и педагога, школьного учителя Семёна Сергеевича Вахитова написана на удмуртском языке и знакомит с обрядами и обычаями села Старая Салья Киясовского района Удмуртии. Большая часть сборника представляет собой подробное описание семейных и календарных обрядов, которые бытовали или бытуют в настоящее время в Салье. С. Вахитов рассказывает о них как очевидец. Книга состоит из глав: «Сэбедъёс» (Обряды), «Чакланъёс, сям-йылолъёс» (Приметы, обычаи), «Удмурт визькылъёс» (Удмуртские пословицы), «Мылкыдъёс но малпанъёс» (Чувства и мысли). | Книга «Олле Сальяла» («Добро пожаловать в Салью») краеведа и педагога, школьного учителя Семёна Сергеевича Вахитова написана на удмуртском языке и знакомит с обрядами и обычаями села Старая Салья Киясовского района Удмуртии. Большая часть сборника представляет собой подробное описание семейных и календарных обрядов, которые бытовали или бытуют в настоящее время в Салье. С. Вахитов рассказывает о них как очевидец. Книга состоит из глав: «Сэбедъёс» (Обряды), «Чакланъёс, сям-йылолъёс» (Приметы, обычаи), «Удмурт визькылъёс» (Удмуртские пословицы), «Мылкыдъёс но малпанъёс» (Чувства и мысли). | ||
− | Перед глазами читателя предстают красочные картины летнего праздника | + | Перед глазами читателя предстают красочные картины летнего праздника ''Бусы сюан'' (Свадьба поля), удмуртской свадьбы, которая состоит из нескольких частей и длится несколько лет; обряда купания молодушки ''Сялтым бичан''. В каждой статье о том или ином обряде присутствуют повторяющиеся элементы: описание праздничного стола с перечислением блюд, тексты песен, перечисление танцев, описание встречи гостей, гостевание и проводы гостей – все эти повторы помогают читателю лучше представить и запомнить ход того или иного праздника. Некоторые статьи представляют собой сценарии – проводы в армию, летние игры на лугу. Автор книги отмечает, что сальинцы обряды проводили вместе с жителями других сел и деревень Киясовского района. Вся округа хорошо знала друг друга. |
В двух главах сборника «Чакланъёс, сям-йылолъёс», «Удмурт визькылъёс» С. С. Вахитов представил богатое собрание примет, поговорок и пословиц, рецептов народной медицины. Кроме того, автор рассказал о деревенских фамилиях и прозвищах. Как пишет С. С. Вахитов, в Салье тёзки обращаются к друг другу адаш, паньтэм. «Адаш» называют друг друга женщины, а «паньтэм» – мужчины. | В двух главах сборника «Чакланъёс, сям-йылолъёс», «Удмурт визькылъёс» С. С. Вахитов представил богатое собрание примет, поговорок и пословиц, рецептов народной медицины. Кроме того, автор рассказал о деревенских фамилиях и прозвищах. Как пишет С. С. Вахитов, в Салье тёзки обращаются к друг другу адаш, паньтэм. «Адаш» называют друг друга женщины, а «паньтэм» – мужчины. | ||
− | В завершающей главе «Мылкыдъёс но малпанъёс» представлены публицистические статьи. Авторы размышляют о воспитании детей; национальном характере, о будущем удмуртского села, которое покидают молодые люди и от которого зависит | + | В завершающей главе «Мылкыдъёс но малпанъёс» представлены публицистические статьи. Авторы размышляют о воспитании детей; национальном характере, о будущем удмуртского села, которое покидают молодые люди и от которого зависит будущая судьба удмуртского народа, живущего, в основном, в сельской местности (автор статьи – Екатерина Вахитова). С. Вахитов рассказывает о родовых объединениях – воршудах, представители которых живут в Салье и в других удмуртских селах Киясовского района. В статье «Салья выжыослэн пытьыостӥзы» («По следам рода Салья») он пишет о путешествиях с школьниками в сёла Салья Удмуртии, Татарстана и Кировской области. |