Редактирование: Декоративно-прикладное искусство удмуртов

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.

Текущая версия Ваш текст
Строка 3: Строка 3:
  
 
Материалом для изготовления вышитой одежды удмуртов была домотканина, льняной холст, гладкий, без узора.  
 
Материалом для изготовления вышитой одежды удмуртов была домотканина, льняной холст, гладкий, без узора.  
В разные периоды для вышивания по холсту удмуртки употребляли различные материалы: шерсть, гарус, шелк, бумагу, серебряные и позолоченные мишурные нитки <ref name="крюкова1">Крюкова Т. А. Вышивка / Т. А. Крюкова // Удмуртское народное изобразительное искусство / Т. А. Крюкова. - Ижевск ; Л., 1973. - С. 21-61.</ref>.  
+
В разные периоды для вышивания по холсту удмуртки употребляли различные материалы: шерсть, гарус, шелк, бумагу, серебряные и позолоченные мишурные нитки<ref name="крюкова1">Крюкова Т. А. Вышивка / Т. А. Крюкова // Удмуртское народное изобразительное искусство / Т. А. Крюкова. - Ижевск ; Л., 1973. - С. 21-61.</ref>.  
  
 
Для удмуртской вышивки характерно сравнительно небольшое количество цветов, преобладание темных насыщенных тонов. Чаще всего употреблялись сочетания контрастирующих цветов: красного с черным, белым или синим, синего с коричневым, черного с серебром. У южных удмуртов раньше, чем у северных, вышивка стала более полихромной, они ввели зеленый, оранжевый, фиолетовый цвета, в чем усматривается влияние соседних - тюркоязычных народов - башкир, татар.   
 
Для удмуртской вышивки характерно сравнительно небольшое количество цветов, преобладание темных насыщенных тонов. Чаще всего употреблялись сочетания контрастирующих цветов: красного с черным, белым или синим, синего с коричневым, черного с серебром. У южных удмуртов раньше, чем у северных, вышивка стала более полихромной, они ввели зеленый, оранжевый, фиолетовый цвета, в чем усматривается влияние соседних - тюркоязычных народов - башкир, татар.   
Строка 16: Строка 16:
 
Шов «набор» чаще употреблялся на головных полотенцах в сочетании с узорным тканьем. Эта техника вышивки имитировала браную технику тканья по принципу пропускания нити через известное количество ниток основы. Узор нередко был двусторонним, с обратной стороны получалось негативное отображение лицевого узора. Шитье «по выдергу» не характерно для народов Поволжья, но в некоторых районах проживания удмуртов оно широко применялось. Этой техникой вышивалась верхняя одежда удмуртов «шортдэрем». В некоторых южных районах проживания удмуртов совместно с татарами на вышивках их головных полотенец и платков появляется тамбурный шов. Это явное заимствование осознается вышивальщицами и имеет отражение в терминологии. Вышивка называется «бигер пужы», т. е. татарский узор, а само полотенце называется «чалма» вместо «йыр кышет», т. е. головное полотенце.
 
Шов «набор» чаще употреблялся на головных полотенцах в сочетании с узорным тканьем. Эта техника вышивки имитировала браную технику тканья по принципу пропускания нити через известное количество ниток основы. Узор нередко был двусторонним, с обратной стороны получалось негативное отображение лицевого узора. Шитье «по выдергу» не характерно для народов Поволжья, но в некоторых районах проживания удмуртов оно широко применялось. Этой техникой вышивалась верхняя одежда удмуртов «шортдэрем». В некоторых южных районах проживания удмуртов совместно с татарами на вышивках их головных полотенец и платков появляется тамбурный шов. Это явное заимствование осознается вышивальщицами и имеет отражение в терминологии. Вышивка называется «бигер пужы», т. е. татарский узор, а само полотенце называется «чалма» вместо «йыр кышет», т. е. головное полотенце.
  
Терминология, связанная с искусством вышивки у удмуртов, весьма разнообразна. Имеются термины для обозначения техники шитья: «зу» — косая стежка, «чертэт» — роспись, «вандэт» — шитье по выдергу, «бичам» — гладевой шов и т. п. Многие названия относятся к локализации вышивки, например, «гадь пужы» — нагрудный узор, «сирес пужы» — вышивка ворота, «созы» — полоса на подоле и т. п. Большая группа терминов связана с мотивами вышивки, с обозначением всего узора или отдельных его элементов <ref name="крюкова1"/>.  
+
Терминология, связанная с искусством вышивки у удмуртов, весьма разнообразна. Имеются термины для обозначения техники шитья: «зу» — косая стежка, «чертэт» — роспись, «вандэт» — шитье по выдергу, «бичам» — гладевой шов и т. п. Многие названия относятся к локализации вышивки, например, «гадь пужы» — нагрудный узор, «сирес пужы» — вышивка ворота, «созы» — полоса на подоле и т. п. Большая группа терминов связана с мотивами вышивки, с обозначением всего узора или отдельных его элементов<ref name="крюкова1"></ref>.  
  
 
Название узоров мастерицы заимствовали у природы: шунды пужы - узор "солнце", толэсь пужы - узор "луна", вуюись - радуга, пужым - сосна.
 
Название узоров мастерицы заимствовали у природы: шунды пужы - узор "солнце", толэсь пужы - узор "луна", вуюись - радуга, пужым - сосна.
Строка 44: Строка 44:
 
Что же касается верхнего платья-кафтана, то оно было украшено по подолу (в месте соединения стана и оборки) узкой полосой вышивки. Вышивка обычно исполнялась цветными шелковыми нитками: голубыми, желтыми, красными, черными — с применением позументной нити. Техника такой вышивки — это сочетание старинного шва «в прикреп» со швом «счетная гладь». Иногда подол украшался полосой вышивки, исполненной техникой «набор».
 
Что же касается верхнего платья-кафтана, то оно было украшено по подолу (в месте соединения стана и оборки) узкой полосой вышивки. Вышивка обычно исполнялась цветными шелковыми нитками: голубыми, желтыми, красными, черными — с применением позументной нити. Техника такой вышивки — это сочетание старинного шва «в прикреп» со швом «счетная гладь». Иногда подол украшался полосой вышивки, исполненной техникой «набор».
  
Большое разнообразие представляет собой вышивка головных полотенец у удмуртов: тонкая, почти ювелирная, выполненная разноцветным шелком, техникой «счетная гладь» <ref name="крюкова1"/>.
+
Большое разнообразие представляет собой вышивка головных полотенец у удмуртов: тонкая, почти ювелирная, выполненная разноцветным шелком, техникой «счетная гладь»<ref name="крюкова1"></ref>.
  
 
'''Вышивка северных удмуртов'''
 
'''Вышивка северных удмуртов'''
Строка 96: Строка 96:
  
 
У удмуртов, живущих в Татышлинском районе Башкирии, встречались мужские варежки из белой шерсти. Типичным узором на них был узор в виде пчелиных сот, который носил образное название «шадра пужы» — «оспенный» или «лаптем битый».
 
У удмуртов, живущих в Татышлинском районе Башкирии, встречались мужские варежки из белой шерсти. Типичным узором на них был узор в виде пчелиных сот, который носил образное название «шадра пужы» — «оспенный» или «лаптем битый».
Варежки эти были ритуального назначения — надевались на моление в священной роще «луд», поскольку жертвенные предметы и чашу с жертвенной пищей брать голыми руками не разрешалось.Кроме того, были они и похоронными: стариков хоронили обязательно с белыми рукавицами <ref name="крюкова3"> Крюкова Т. А. Узорное вязание / Т. А. Крюкова // Удмуртское народное изобразительное искусство / Т. А. Крюкова. - Ижевск ; Л., 1973. - С. 89-91. </ref>.
+
Варежки эти были ритуального назначения — надевались на моление в священной роще «луд», поскольку жертвенные предметы и чашу с жертвенной пищей брать голыми руками не разрешалось.Кроме того, были они и похоронными: стариков хоронили обязательно с белыми рукавицами<ref name="крюкова1">Крюкова Т. А. Узорное вязание / Т. А. Крюкова // Удмуртское народное изобразительное искусство / Т. А. Крюкова. - Ижевск ; Л., 1973. - С. 89-91.</ref>.
  
 
Традиционные формы, орнамент и приемы вязки шерстяных изделий у удмуртов передавались из поколения в поколение.
 
Традиционные формы, орнамент и приемы вязки шерстяных изделий у удмуртов передавались из поколения в поколение.
Строка 106: Строка 106:
 
Ткачеством удмуртские женщины занимались в свободное от работы время, особенно зимой. Крестьянскую девочку уже в 7 лет учили прясть, ткать и шить. Вышитые и тканые изделия в приданом невесты занимали основное место. Выставка приданого, которая устраивалась в доме жениха, должна была свидетельствовать о трудолюбии и мастерстве невесты. На свадьбе невеста одаривала своими изделиями и родню жениха.  
 
Ткачеством удмуртские женщины занимались в свободное от работы время, особенно зимой. Крестьянскую девочку уже в 7 лет учили прясть, ткать и шить. Вышитые и тканые изделия в приданом невесты занимали основное место. Выставка приданого, которая устраивалась в доме жениха, должна была свидетельствовать о трудолюбии и мастерстве невесты. На свадьбе невеста одаривала своими изделиями и родню жениха.  
  
С помощью простых орудий прядения и тканья удмуртские женщины изготовляли красочные, многоцветные ткани. Техники тканья были различными. Техника  браного  ткачества  состоит  в том,  что по полотняному переплетению идет узор, выполненный цветным, обычно красным,  утком. Узор набирается  на дощечках  «бральницах»  по всей  ширине основы.  Узор имеет односторонний «негативный» характер с преобладанием красного цвета на лицевой стороне основы. Многоремизные ткани имеют повторяющийся узор, получаемый с помощью ремизок-планок. Пестроткань — ткань, у которой основа и уток из цветных ниток <ref name="климов">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4921 Климов К. Удмуртское народное ткачество / К. Климов. -  Ижевск, 1979. - С. 5-35.]</ref>.
+
С помощью простых орудий прядения и тканья удмуртские женщины изготовляли красочные, многоцветные ткани. Техники тканья были различными. Техника  браного  ткачества  состоит  в том,  что по полотняному переплетению идет узор, выполненный цветным, обычно красным,  утком. Узор набирается  на дощечках  «бральницах»  по всей  ширине основы.  Узор имеет односторонний «негативный» характер с преобладанием красного цвета на лицевой стороне основы. Многоремизные ткани имеют повторяющийся узор, получаемый с помощью ремизок-планок. Пестроткань — ткань, у которой основа и уток из цветных ниток<ref name="климов">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4921 Климов К. Удмуртское народное ткачество / К. Климов. -  Ижевск, 1979. - С. 5-35.]</ref>.
  
 
[[Файл:Снимок20.JPG|thumb|left|Фрагмент узорного ткачества]]
 
[[Файл:Снимок20.JPG|thumb|left|Фрагмент узорного ткачества]]
Строка 160: Строка 160:
 
Шерстяную пряжу до середины XIX века красили дома растительными красителями: шафраном, мареной, корой ольхи, кожурой лука, березовым соком и т. п. Поэтому в старинных коврах преобладают теплые, мягкие тона. Со второй половины XIX века на юг Удмуртии стали проникать яркие анилиновые красители. Раньше всего они появились в населенных пунктах, расположенных на берегах Камы и на путях сообщения к Ижевским горным заводам.  
 
Шерстяную пряжу до середины XIX века красили дома растительными красителями: шафраном, мареной, корой ольхи, кожурой лука, березовым соком и т. п. Поэтому в старинных коврах преобладают теплые, мягкие тона. Со второй половины XIX века на юг Удмуртии стали проникать яркие анилиновые красители. Раньше всего они появились в населенных пунктах, расположенных на берегах Камы и на путях сообщения к Ижевским горным заводам.  
  
Пряжу красили сами мастерицы. У удмуртов бытовал женский праздник «шорт миськон» — мытье мотов. Чтобы шерсть обезжирить, мотки «ӝоктэм» заваривали щелоком (растворяли золу в горячей воде). Затем моты складывали на воз и везли  с песнями к реке. На берегу реки после полоскания мотов устраивали веселый праздник. Возвратившись домой, моты развешивали для просушки <ref name="климов1"> Климов К. Удмуртское народное ткачество / К. Климов. -  Ижевск, 1979. - 142 с.</ref>.
+
Пряжу красили сами мастерицы. У удмуртов бытовал женский праздник «шорт миськон» — мытье мотов. Чтобы шерсть обезжирить, мотки «ӝоктэм» заваривали щелоком (растворяли золу в горячей воде). Затем моты складывали на воз и везли  с песнями к реке. На берегу реки после полоскания мотов устраивали веселый праздник. Возвратившись домой, моты развешивали для просушки<ref name="климов"> Климов К. Удмуртское народное ткачество / К. Климов. -  Ижевск, 1979. - 142 с.</ref>.
 
<br clear="both" />
 
<br clear="both" />
  
Строка 167: Строка 167:
  
 
[[Файл:Анатолий Степанов.jpg|thumb|right|Резчик по дереву, керамист Анатолий Петрович Степанов]]Распространенная в быту удмуртов художественная обработка дерева имела широкое применение при изготовлении предметов домашнего обихода.  В свободное от сезонных работ время каждый хозяин старался изготовить все необходимые в хозяйстве вещи, при этом сделать их возможно более красивыми и художественно совершенными<ref name="крюкова">Крюкова Т. А. Художественная обработка дерева / Т. А. Крюкова // Удмуртское народное изобразительное искусство / Т. А. Крюкова. - Ижевск ; Л., 1973. - С. 93-115.</ref>.   
 
[[Файл:Анатолий Степанов.jpg|thumb|right|Резчик по дереву, керамист Анатолий Петрович Степанов]]Распространенная в быту удмуртов художественная обработка дерева имела широкое применение при изготовлении предметов домашнего обихода.  В свободное от сезонных работ время каждый хозяин старался изготовить все необходимые в хозяйстве вещи, при этом сделать их возможно более красивыми и художественно совершенными<ref name="крюкова">Крюкова Т. А. Художественная обработка дерева / Т. А. Крюкова // Удмуртское народное изобразительное искусство / Т. А. Крюкова. - Ижевск ; Л., 1973. - С. 93-115.</ref>.   
Эти промыслы обеспечивали крестьянское хозяйство кухонной утварью (ложкарный, чашечный, бочкарный, ведерный, решетный, бурачный, плетение хлебных чашек, солонок и т. д.), мебелью (мебельно-столярный, сундучный), орудиями труда (самопрялочный, веретенный, дужный, изготовление ткацких станков), музыкальными инструментами (гармонный, изготовление гуслей) <ref name="лигенко">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/5611 Лигенко Н. П.  К характеристике традиционных крестьянских промыслов в Удмуртии в пореформенный период / Н. П. Лигенко // Народное искусство и художественные промыслы Удмуртии. - Ижевск, 1980. - С. 73-82.]</ref>.
+
Эти промыслы обеспечивали крестьянское хозяйство кухонной утварью (ложкарный, чашечный, бочкарный, ведерный, решетный, бурачный, плетение хлебных чашек, солонок и т. д.), мебелью (мебельно-столярный, сундучный), орудиями труда (самопрялочный, веретенный, дужный, изготовление ткацких станков), музыкальными инструментами (гармонный, изготовление гуслей)<ref name="лигенко">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/5611 Лигенко Н. П.  К характеристике традиционных крестьянских промыслов в Удмуртии в пореформенный период / Н. П. Лигенко // Народное искусство и художественные промыслы Удмуртии. - Ижевск, 1980. - С. 73-82.]</ref>.
  
  
Строка 195: Строка 195:
 
В арсенале орудий труда «кустаря» не последнюю роль играл токарный станок. Токарный вид обработки дерева преобладал в прялочном, самопрялочном, веретенном  и  посудном  производствах.
 
В арсенале орудий труда «кустаря» не последнюю роль играл токарный станок. Токарный вид обработки дерева преобладал в прялочном, самопрялочном, веретенном  и  посудном  производствах.
 
Самым распространенным было чашечное производство. По подворной описи 80—90 годов XIX века в четырех уездах Удмуртии насчитывалось 235 чашечников.  
 
Самым распространенным было чашечное производство. По подворной описи 80—90 годов XIX века в четырех уездах Удмуртии насчитывалось 235 чашечников.  
Изготовлялись  чашки  на  дому,  членами  семейства, найма  не  было,  материал  был  свой,  сбывали  продукцию  в своей местности. Производством занимались издавна, в свободное от полевых работ время <ref name="лигенко"/>. «Занятие промыслом дает поддержку      в      хозяйстве      и      своевременно      платить      подати» — объясняют  «кустари»  причину  возникновения  промысла <ref name="гако"> ГАКО, ф. 574, оп. 1, д. 236, л. 243. </ref>.
+
Изготовлялись  чашки  на  дому,  членами  семейства, найма  не  было,  материал  был  свой,  сбывали  продукцию  в своей местности. Производством занимались издавна, в свободное от полевых работ время<ref name="лигенко" />. «Занятие промыслом дает поддержку      в      хозяйстве      и      своевременно      платить      подати» — объясняют  «кустари»  причину  возникновения  промысла<ref name="гако"> ГАКО, ф. 574, оп. 1, д. 236, л. 243. </ref>.
  
  
[[Файл:Ворота.jpg|thumb|left|Резные ворота]]Наиболее распространенными были три сорта чашек, так называемая «плаха» — 7—9 вершков в диаметре, блюдо — 6—8 вершков и бадьян — 5—6 вершков. Материалом служили береза и осина. Наблюдалось подетальное разделение труда. Некоторые «кустари» приобретали уже заготовленные болванки  в форме чашек <ref name="материалы"> Материалы по описанию... вып. V, с. 24,27. </ref>.  После полной обработки чашки красили в желтый цвет отваром из коры крушины.  
+
[[Файл:Ворота.jpg|thumb|left|Резные ворота]]Наиболее распространенными были три сорта чашек, так называемая «плаха» — 7—9 вершков в диаметре, блюдо — 6—8 вершков и бадьян — 5—6 вершков. Материалом служили береза и осина. Наблюдалось подетальное разделение труда. Некоторые «кустари» приобретали уже заготовленные болванки  в форме чашек<ref name="материалы"> Материалы по описанию... вып. V, с. 24,27. </ref>.  После полной обработки чашки красили в желтый цвет отваром из коры крушины.  
Веретенное производство, как товарное, в крае не получило широкого  развития.  Материалом для выделки веретена служила сухая прямослойная береза <ref name="лигенко"/>. После обточки на токарном станке веретена декоративно оформлялись. Часто около головки делали некоторые украшения в виде черных или красных колец. Черные кольца получались в результате трения о точимое веретено березовой лучины, которая при этом сильно надавливалась и загоралась. Красные кольца обозначались путем надавливания на веретено сургуча<ref name="гако"  />.
+
Веретенное производство, как товарное, в крае не получило широкого  развития.  Материалом для выделки веретена служила сухая прямослойная береза<ref name="лигенко" />. После обточки на токарном станке веретена декоративно оформлялись. Часто около головки делали некоторые украшения в виде черных или красных колец. Черные кольца получались в результате трения о точимое веретено березовой лучины, которая при этом сильно надавливалась и загоралась. Красные кольца обозначались путем надавливания на веретено сургуча<ref name="гако"  />.
 
Бондарный  промысел,  как и  токарный,  уходит корнями  в глубокую  древность.  Ассортимент  изготовляемой  продукции был довольно разнообразен: выделывали бочки и бочонки; кадки, ведра, деревянные бураки, жбаны, фляги, лагуны; долбленую посуду: корыта, ковши, совки.  
 
Бондарный  промысел,  как и  токарный,  уходит корнями  в глубокую  древность.  Ассортимент  изготовляемой  продукции был довольно разнообразен: выделывали бочки и бочонки; кадки, ведра, деревянные бураки, жбаны, фляги, лагуны; долбленую посуду: корыта, ковши, совки.  
Лучшие сорта бочек, кадок, ведер, деревянных бураков изготовлялись из хорошего, прямослойного, несучковатого соснового леса. В производство шла также ель и пихта, но посуда из них считалась некачественной. На выделку бочонков шел дуб. Долбленые кадки, квашенки, сеяльницы и прочую посуду изготовляли из липы <ref name="лигенко"/>. Бураки и жбаны подвергались окраске    и    росписи — баканом,  лазурью,    разведенными    на вареном масле<ref name="материалы" />.
+
Лучшие сорта бочек, кадок, ведер, деревянных бураков изготовлялись из хорошего, прямослойного, несучковатого соснового леса. В производство шла также ель и пихта, но посуда из них считалась некачественной. На выделку бочонков шел дуб. Долбленые кадки, квашенки, сеяльницы и прочую посуду изготовляли из липы<ref name="лигенко" />. Бураки и жбаны подвергались окраске    и    росписи — баканом,  лазурью,    разведенными    на вареном масле<ref name="материалы" />.
По своей экономической организации бондарный промысел стоял на уровне мелкотоварного производства. В основном производство  было  основано  на  семейной  кооперации.  Как правило, зимой мастера работали в  жилых избах,в теплое время – на дворах, в сараях или просто на улице. Самая горячая пора у посудников была осенью, когда поспевала различная нива – капуста, огурцы, грибы, ягоды <ref name="лигенко"/>.
+
По своей экономической организации бондарный промысел стоял на уровне мелкотоварного производства. В основном производство  было  основано  на  семейной  кооперации.  Как правило, зимой мастера работали в  жилых избах,в теплое время – на дворах, в сараях или просто на улице. Самая горячая пора у посудников была осенью, когда поспевала различная нива – капуста, огурцы, грибы, ягоды<ref name="лигенко">Лигенко Н. П. К характеристике традиционных крестьянских промыслов в Удмуртии в пореформенный период / Н. П. Лигенко // Народное искусство и художественные промыслы Удмуртии. - Ижевск, 1980. - С. 73-82.</ref>.
  
 
=Тиснение=
 
=Тиснение=
Строка 211: Строка 211:
 
=Лыко- и лозоплетение=
 
=Лыко- и лозоплетение=
 
[[Файл:плетенка.jpg|thumb|left|Плетенка для ложек]]
 
[[Файл:плетенка.jpg|thumb|left|Плетенка для ложек]]
Широко бытовавшим  промыслом  в  крае,  особенно  среди удмуртского населения, было плетение из древесного материала. В  начале  XX  века  по  производству  мочала,  рогож,  кулей, лаптей Удмуртия занимала одно из ведущих мест в Европейской России <ref name="лигенко"/>.
+
Широко бытовавшим  промыслом  в  крае,  особенно  среди удмуртского населения, было плетение из древесного материала. В  начале  XX  века  по  производству  мочала,  рогож,  кулей, лаптей Удмуртия занимала одно из ведущих мест в Европейской России<ref name="лигенко">Лигенко Н. П.  К характеристике традиционных крестьянских промыслов в Удмуртии в пореформенный период / Н. П. Лигенко // Народное искусство и художественные промыслы Удмуртии. - Ижевск, 1980. - С. 73-82.</ref>.
  
Изящное изобретательство удмуртов ярко проявилось в их плетеных изделиях. Доступность и достаточное количество материала, простота его приготовления к работе и несложность самого плетения делали это занятие привлекательным для многих. В каждом хозяйстве было множество предметов различного назначения, сплетенных из липового лыка, ивовых прутьев, бересты, сосновой щепы, еловых корней, которые органично вписывались в пространственно-предметный ансамбль усадьбы и интерьер избы. В любом дворе имелись плетеные экипажные кузова и короба для перевозки овощей, земли,  большие корзины с крышкой для хранения пуха и шерсти, несколько корзин ведерного объема для сбора грибов, калины, рябины и хранения их запасов. Небольшие легкие корзинки из тонких прутьев или щепы мастерили для сбора сладких даров природы — малины, земляники, клубники и др. В деревнях были известные мастера этих изделий <ref name="этнография"/>.<br clear="both" /> Крестьяне занимались плетением шляп, навозных коробов, а также корзин из тальника для бутылей по заказу химического завода <ref name="материалы2"> Материалы по описанию... - Вятка, 1892. - Вып. IV. - С. 187 </ref>.  Самобытны больших размеров, четырехугольной формы корзины, плетенные из сосновой щепы, предназначенные для хранении белья. Материал, по-видимому, выбран далеко не случайно. В народе сосновые щепки используются  как средство для отпугивания  моли.
+
Изящное изобретательство удмуртов ярко проявилось в их плетеных изделиях. Доступность и достаточное количество материала, простота его приготовления к работе и несложность самого плетения делали это занятие привлекательным для многих. В каждом хозяйстве было множество предметов различного назначения, сплетенных из липового лыка, ивовых прутьев, бересты, сосновой щепы, еловых корней, которые органично вписывались в пространственно-предметный ансамбль усадьбы и интерьер избы. В любом дворе имелись плетеные экипажные кузова и короба для перевозки овощей, земли,  большие корзины с крышкой для хранения пуха и шерсти, несколько корзин ведерного объема для сбора грибов, калины, рябины и хранения их запасов. Небольшие легкие корзинки из тонких прутьев или щепы мастерили для сбора сладких даров природы — малины, земляники, клубники и др. В деревнях были известные мастера этих изделий <ref name="этнография"/>.<br clear="both" /> Крестьяне занимались плетением шляп, навозных коробов, а также корзин из тальника для бутылей по заказу химического завода<ref name="материалы"> Материалы по описанию... - Вятка, 1892. - Вып. IV. - С. 187</ref>.  Самобытны больших размеров, четырехугольной формы корзины, плетенные из сосновой щепы, предназначенные для хранении белья. Материал, по-видимому, выбран далеко не случайно. В народе сосновые щепки используются  как средство для отпугивания  моли.
  
Престижным для каждого мужчины были умение плести добротные, красивые лапти, Следует заметить, что в начале XX века по количеству и качеству производства лаптей, мочала, рогож, кулей удмуртский край занимал одно из ведущих мест в Европейской России. Ведь основным видом обуви для крестьянского населения России были лапти. В Удмуртии плелось до 13 разновидностей лаптей. По форме, технике изготовления отличались лапти русские, удмуртские, татарские, марийские, чувашские. На базарах, торжках, ярмарках лапти были «ходовым товаром», то есть активно раскупались. Выделялись целые деревни, изготовлявшие лапти для продажи, их крестьяне в шутку называли «лапотными заводами» <ref name="лигенко"/>. Лапти умел плести практически каждый подросток, тогда как сапожки и полусапожки получались далеко не у каждого взрослого мужчины. Умельцы плели также разную бытовую утварь: солонки, ложкарницы, блюда, посудницы, заплечные сумки-пестери, коврики на пол, сундуки для хранения холстов. В домах встречались кресла и диваны. Плели и детские игрушки — погремушки, мячики, гармошки и пр. <ref name="этнография"/>.
+
Престижным для каждого мужчины были умение плести добротные, красивые лапти, Следует заметить, что в начале XX века по количеству и качеству производства лаптей, мочала, рогож, кулей удмуртский край занимал одно из ведущих мест в Европейской России. Ведь основным видом обуви для крестьянского населения России были лапти. В Удмуртии плелось до 13 разновидностей лаптей. По форме, технике изготовления отличались лапти русские, удмуртские, татарские, марийские, чувашские. На базарах, торжках, ярмарках лапти были «ходовым товаром», то есть активно раскупались. Выделялись целые деревни, изготовлявшие лапти для продажи, их крестьяне в шутку называли «лапотными заводами»<ref name="лигенко">Лигенко Н. П.  К характеристике традиционных крестьянских промыслов в Удмуртии в пореформенный период / Н. П. Лигенко // Народное искусство и художественные промыслы Удмуртии. - Ижевск, 1980. - С. 73-82.</ref>. Лапти умел плести практически каждый подросток, тогда как сапожки и полусапожки получались далеко не у каждого взрослого мужчины. Умельцы плели также разную бытовую утварь: солонки, ложкарницы, блюда, посудницы, заплечные сумки-пестери, коврики на пол, сундуки для хранения холстов. В домах встречались кресла и диваны. Плели и детские игрушки — погремушки, мячики, гармошки и пр. <ref name="этнография"/>.
  
 
=Литература=
 
=Литература=
 
<references />
 
<references />
 
[[Категория:Этническая культура]] [[Категория:Искусство и фольклор удмуртов]]
 

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Воршуд» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Воршуд:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!