Ӟечыран: различия между версиями

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
'''Ӟечыран''' (Таган <ref name="зечыран2">  Таган // Владыкина, Т. Г., Глухова, Г. А. Ар-год-берган: обряды и праздники удмуртского календаря / Т. Г. Владыкина, Г. А. Глухова. – Ижевск : УИИИЯЛ УрО РАН, 2011. – С. 126. </ref>) – ритуальное весеннее качание, при котором исполняется ''качельный напев'' - т.е. «пение на лугах около качелей», зафиксированный фольклористами в Кукморском районе Республики Татарстан и Кизнерском районе Удмуртской Республики <ref name="нуриева"/>.  
+
'''Ӟечыран''' (Таган <ref name="зечыран2">  Таган // Владыкина, Т. Г., Глухова, Г. А. Ар-год-берган: обряды и праздники удмуртского календаря / Т. Г. Владыкина, Г. А. Глухова. – Ижевск : УИИИЯЛ УрО РАН, 2011. – С. 126. </ref>) – ритуальное весеннее качание, при котором исполняется ''качельный напев'' т.е. «пение на лугах около качелей», зафиксированный фольклористами в Кукморском районе Республики Татарстан и Кизнерском районе Удмуртской Республики <ref name="нуриева"/>.  
  
 
В весенний период молодежь устраивала качели на Пасху. Качались влюбленные пары и девушки <ref name="зечыран">  Ӟечыран // Владыкина, Т. Г., Глухова, Г. А. Ар-год-берган: обряды и праздники удмуртского календаря / Т. Г. Владыкина, Г. А. Глухова. – Ижевск : УИИИЯЛ УрО РАН, 2011. – С. 57. </ref>. Раскачивание символизировало идею плодородия <ref name="нуриева"/>. Перед Троицей качели уносили и сжигали.  
 
В весенний период молодежь устраивала качели на Пасху. Качались влюбленные пары и девушки <ref name="зечыран">  Ӟечыран // Владыкина, Т. Г., Глухова, Г. А. Ар-год-берган: обряды и праздники удмуртского календаря / Т. Г. Владыкина, Г. А. Глухова. – Ижевск : УИИИЯЛ УрО РАН, 2011. – С. 57. </ref>. Раскачивание символизировало идею плодородия <ref name="нуриева"/>. Перед Троицей качели уносили и сжигали.  
  
По свидетельству участников обряда в д. Лельвиж Кукморского района РТ, для качелей выбирали два крепких бревна, которые могли бы прослужить несколько лет. Перекладину на качелях (''сюры'') устанавливали ранней весной, когда еще не растаял снег. Качели устраивали на открытом пространстве. Каждый вечер после Пасхи, вплоть до окончания весеннего сева молодежь собиралась на игрища около качелей. Качались по очереди, высоко поднимаясь. Перед праздником Сабантуй устраивали проводы качелей – ӟечыран келян. В этот вечер собирались парни и девушки из соседних деревень. После полуночи качели ломали с пожеланиями высоких деревьев в следующем году, просили хорошего урожая <ref name="егорова">  [http://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/22554 Егорова, Р. "Ӟечыран келян" : сыӵе тунсыко йылолзы вылэм егитъёслэн / Руфина Егорова // Ӟечбур!. – 2015. – 2 июля. – С. 7.] </ref>.
+
По свидетельству участников обряда, в д. Лельвиж Кукморского района РТ для качелей выбирали два крепких бревна, которые могли бы прослужить несколько лет. Перекладину на качелях (''сюры'') устанавливали ранней весной, когда еще не растаял снег. Качели устраивали на открытом пространстве. Каждый вечер после Пасхи, вплоть до окончания весеннего сева молодежь собиралась на игрища около качелей. Качались по очереди, высоко поднимаясь. Перед праздником Сабантуй устраивали проводы качелей – ӟечыран келян. В этот вечер собирались парни и девушки из соседних деревень. После полуночи качели ломали с пожеланиями высоких деревьев в следующем году, просили хорошего урожая <ref name="егорова">  [http://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/22554 Егорова, Р. "Ӟечыран келян" : сыӵе тунсыко йылолзы вылэм егитъёслэн / Руфина Егорова // Ӟечбур!. – 2015. – 2 июля. – С. 7.] </ref>.
  
 
В традиции кукморских удмуртов обряд ломания и сжигания качелей сопровождал длинный качельный напев ''кузь таган сям'' <ref name="нуриева"> [http://finno-ugry.ru/files/1303177109.pdf  Болдырева, В. Г., Нуриева, И. М. Пасхальные качания: к проблеме русско-удмуртских параллелей / В. Г. Болдырева, И. М. Нуриева // Ежегодник финно-угорских исследований = Yearbook of Finno-Ugric Studies. – Ижевск, 2017. – Т. 11, вып. 4. – С. 163–172.] </ref>.  
 
В традиции кукморских удмуртов обряд ломания и сжигания качелей сопровождал длинный качельный напев ''кузь таган сям'' <ref name="нуриева"> [http://finno-ugry.ru/files/1303177109.pdf  Болдырева, В. Г., Нуриева, И. М. Пасхальные качания: к проблеме русско-удмуртских параллелей / В. Г. Болдырева, И. М. Нуриева // Ежегодник финно-угорских исследований = Yearbook of Finno-Ugric Studies. – Ижевск, 2017. – Т. 11, вып. 4. – С. 163–172.] </ref>.  

Версия 12:54, 26 сентября 2018

Ӟечыран (Таган [1]) – ритуальное весеннее качание, при котором исполняется качельный напев – т.е. «пение на лугах около качелей», зафиксированный фольклористами в Кукморском районе Республики Татарстан и Кизнерском районе Удмуртской Республики [2].

В весенний период молодежь устраивала качели на Пасху. Качались влюбленные пары и девушки [3]. Раскачивание символизировало идею плодородия [2]. Перед Троицей качели уносили и сжигали.

По свидетельству участников обряда, в д. Лельвиж Кукморского района РТ для качелей выбирали два крепких бревна, которые могли бы прослужить несколько лет. Перекладину на качелях (сюры) устанавливали ранней весной, когда еще не растаял снег. Качели устраивали на открытом пространстве. Каждый вечер после Пасхи, вплоть до окончания весеннего сева молодежь собиралась на игрища около качелей. Качались по очереди, высоко поднимаясь. Перед праздником Сабантуй устраивали проводы качелей – ӟечыран келян. В этот вечер собирались парни и девушки из соседних деревень. После полуночи качели ломали с пожеланиями высоких деревьев в следующем году, просили хорошего урожая [4].

В традиции кукморских удмуртов обряд ломания и сжигания качелей сопровождал длинный качельный напев кузь таган сям [2].

Для напевов ӟечыран гур, записанных в Кизнерском районе, характерен «вызывающе-открытый эротизм» [2], который близок к подобным напевам обряда пӧртмаськон, зафиксированном в этом районе.

Обряд в современной культуре

Напев ӟечыран гур, характерный для традиции удмуртов Кизнерского района, в авторской интерпретации исполняется участниками этно-проекта ShooDJa-ChooDJa – певицей Натальей Дзыга и электронным музыкантом Павлом Перевозчиковым [5].

Литература

  1. Таган // Владыкина, Т. Г., Глухова, Г. А. Ар-год-берган: обряды и праздники удмуртского календаря / Т. Г. Владыкина, Г. А. Глухова. – Ижевск : УИИИЯЛ УрО РАН, 2011. – С. 126.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Болдырева, В. Г., Нуриева, И. М. Пасхальные качания: к проблеме русско-удмуртских параллелей / В. Г. Болдырева, И. М. Нуриева // Ежегодник финно-угорских исследований = Yearbook of Finno-Ugric Studies. – Ижевск, 2017. – Т. 11, вып. 4. – С. 163–172.
  3. Ӟечыран // Владыкина, Т. Г., Глухова, Г. А. Ар-год-берган: обряды и праздники удмуртского календаря / Т. Г. Владыкина, Г. А. Глухова. – Ижевск : УИИИЯЛ УрО РАН, 2011. – С. 57.
  4. Егорова, Р. "Ӟечыран келян" : сыӵе тунсыко йылолзы вылэм егитъёслэн / Руфина Егорова // Ӟечбур!. – 2015. – 2 июля. – С. 7.
  5. [Шудья-Чудья – этно-проект] : [аудиозапись] // #ᏦᎪᎻᎿᎬᏁᎬ | Finno-Ugric Music. [публичная страница ВКонтакте]. – 12.09.2014. Режим доступа: https://vk.com/finnougricmusic?w=wall-75139075_81