Редактирование: Ӟечыран

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
 
'''Ӟечыран''' (Таган <ref name="зечыран2">  Таган // Владыкина, Т. Г., Глухова, Г. А. Ар-год-берган: обряды и праздники удмуртского календаря / Т. Г. Владыкина, Г. А. Глухова. – Ижевск : УИИИЯЛ УрО РАН, 2011. – С. 126. </ref>) – ритуальное весеннее качание, при котором исполняется ''качельный напев'' – т.е. «пение на лугах около качелей», зафиксированный фольклористами в Кукморском районе Республики Татарстан и Кизнерском районе Удмуртской Республики <ref name="нуриева"/>.  
 
'''Ӟечыран''' (Таган <ref name="зечыран2">  Таган // Владыкина, Т. Г., Глухова, Г. А. Ар-год-берган: обряды и праздники удмуртского календаря / Т. Г. Владыкина, Г. А. Глухова. – Ижевск : УИИИЯЛ УрО РАН, 2011. – С. 126. </ref>) – ритуальное весеннее качание, при котором исполняется ''качельный напев'' – т.е. «пение на лугах около качелей», зафиксированный фольклористами в Кукморском районе Республики Татарстан и Кизнерском районе Удмуртской Республики <ref name="нуриева"/>.  
  
В весенний период молодежь устраивала качели на Пасху. Качались влюбленные пары и девушки <ref name="зечыран">  Ӟечыран // Владыкина, Т. Г., Глухова, Г. А. Ар-год-берган: обряды и праздники удмуртского календаря / Т. Г. Владыкина, Г. А. Глухова. – Ижевск : УИИИЯЛ УрО РАН, 2011. – С. 57. </ref>. Раскачивание символизировало идею плодородия <ref name="нуриева"/>. Перед Троицей качели уносили и сжигали.  
+
В весенний период молодежь устраивала качели на Пасху. Качались влюбленные пары и девушки <ref name="зечыран">  Ӟечыран // Владыкина, Т. Г., Глухова, Г. А. Ар-год-берган: обряды и праздники удмуртского календаря / Т. Г. Владыкина, Г. А. Глухова. – Ижевск : УИИИЯЛ УрО РАН, 2011. – С. 57. </ref>. Раскачивание символизировало идею плодородия <ref name="нуриева"/>.  
  
 
По свидетельству участников обряда, в д. Лельвиж Кукморского района РТ для качелей выбирали два крепких бревна, которые могли бы прослужить несколько лет. Перекладину на качелях (''сюры'') устанавливали ранней весной, когда еще не растаял снег. Качели устраивали на открытом пространстве. Каждый вечер после Пасхи, вплоть до окончания весеннего сева молодежь собиралась на игрища около качелей. Качались по очереди, высоко поднимаясь. Перед праздником Сабантуй устраивали проводы качелей – ӟечыран келян. В этот вечер собирались парни и девушки из соседних деревень. После полуночи качели ломали с пожеланиями высоких деревьев в следующем году, просили хорошего урожая <ref name="егорова">  [http://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/22554 Егорова, Р. "Ӟечыран келян" : сыӵе тунсыко йылолзы вылэм егитъёслэн / Руфина Егорова // Ӟечбур!. – 2015. – 2 июля. – С. 7.] </ref>.
 
По свидетельству участников обряда, в д. Лельвиж Кукморского района РТ для качелей выбирали два крепких бревна, которые могли бы прослужить несколько лет. Перекладину на качелях (''сюры'') устанавливали ранней весной, когда еще не растаял снег. Качели устраивали на открытом пространстве. Каждый вечер после Пасхи, вплоть до окончания весеннего сева молодежь собиралась на игрища около качелей. Качались по очереди, высоко поднимаясь. Перед праздником Сабантуй устраивали проводы качелей – ӟечыран келян. В этот вечер собирались парни и девушки из соседних деревень. После полуночи качели ломали с пожеланиями высоких деревьев в следующем году, просили хорошего урожая <ref name="егорова">  [http://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/22554 Егорова, Р. "Ӟечыран келян" : сыӵе тунсыко йылолзы вылэм егитъёслэн / Руфина Егорова // Ӟечбур!. – 2015. – 2 июля. – С. 7.] </ref>.
  
В традиции кукморских удмуртов обряд ломания и сжигания качелей сопровождал длинный качельный напев ''кузь таган сям'' <ref name="нуриева"> [http://finno-ugry.ru/files/1303177109.pdf  Болдырева, В. Г., Нуриева, И. М. Пасхальные качания: к проблеме русско-удмуртских параллелей / В. Г. Болдырева, И. М. Нуриева // Ежегодник финно-угорских исследований = Yearbook of Finno-Ugric Studies. – Ижевск, 2017. – Т. 11, вып. 4. – С. 163–172.] </ref>.  
+
Перед Троицей качели уносили и сжигали. В традиции кукморских удмуртов обряд ломания и сжигания качелей сопровождал длинный качельный напев ''кузь таган сям'' <ref name="нуриева"> [http://finno-ugry.ru/files/1303177109.pdf  Болдырева, В. Г., Нуриева, И. М. Пасхальные качания: к проблеме русско-удмуртских параллелей / В. Г. Болдырева, И. М. Нуриева // Ежегодник финно-угорских исследований = Yearbook of Finno-Ugric Studies. – Ижевск, 2017. – Т. 11, вып. 4. – С. 163–172.] </ref>.  
  
 
Для напевов ''ӟечыран гур'', записанных в Кизнерском районе, характерен «вызывающе-открытый эротизм» <ref name="нуриева"/>, который близок к подобным напевам обряда [[Осеннее_ряженье | ''пӧртмаськон'']], зафиксированном в этом районе.  
 
Для напевов ''ӟечыран гур'', записанных в Кизнерском районе, характерен «вызывающе-открытый эротизм» <ref name="нуриева"/>, который близок к подобным напевам обряда [[Осеннее_ряженье | ''пӧртмаськон'']], зафиксированном в этом районе.  

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Воршуд» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Воршуд:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!