Редактирование: Ӟечыран
Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поискуВнимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | '''Ӟечыран''' (Таган <ref name="зечыран2"> Таган // Владыкина, Т. Г., Глухова, Г. А. Ар-год-берган: обряды и праздники удмуртского календаря / Т. Г. Владыкина, Г. А. Глухова. – Ижевск : УИИИЯЛ УрО РАН, 2011. – С. 126. </ref>) – ритуальное весеннее качание, при котором исполняется | + | '''Ӟечыран''' (Таган <ref name="зечыран2"> Таган // Владыкина, Т. Г., Глухова, Г. А. Ар-год-берган: обряды и праздники удмуртского календаря / Т. Г. Владыкина, Г. А. Глухова. – Ижевск : УИИИЯЛ УрО РАН, 2011. – С. 126. </ref>) – ритуальное весеннее качание, при котором исполняется ӟечыран гур, зафиксированный фольклористами в Кукморском районе Республики Татарстан и Кизнерском районе Удмуртской Республики. |
+ | В весенний период молодежь устраивала качели на Пасху. Качались влюбленные пары и девушки <ref name="зечыран"> Ӟечыран // Владыкина, Т. Г., Глухова, Г. А. Ар-год-берган: обряды и праздники удмуртского календаря / Т. Г. Владыкина, Г. А. Глухова. – Ижевск : УИИИЯЛ УрО РАН, 2011. – С. 57. </ref>. Перед Троицей качели уносили сжигали. В традиции кукморских удмуртов обряд ломания и сжигания качелей сопровождал длинный качельный напев кузь таган сям <ref name="нуриева"> Болдырева, В. Г., Нуриева, И. М. Пасхальные качания: к проблеме русско-удмуртских параллелей [Текст] / В. Г. Болдырева, И. М. Нуриева // Ежегодник финно-угорских исследований = Yearbook of Finno-Ugric Studies. – Ижевск, 2017. – Т. 11, вып. 4. – С. 163–172. </ref>. | ||
− | + | Для качелей выбирали два крепких бревна, которые могли бы прослужить несколько лет. Перекладину на качелях (сюры) устанавливали ранней весной, когда еще не растаял снег. Их устраивали на открытом пространстве. Каждый вечер после Пасхи, вплоть до окончания весеннего сева молодежь собиралась около качелей. Качались по очереди, высоко поднимаясь. Перед праздником Сабантуй устраивали проводы качелей - ӟечыран келян. В этот вечер собирались парни и девушки из соседних деревень. После полуночи качели ломали с пожеланиями высоких деревьев в следующем году, просили хорошего урожая. | |
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
=Литература= | =Литература= |