Редактирование: Шорт-туй

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
 
'''Шорт-туй''' (букв.: '''''праздник мотов''''') Общедеревенский праздник по случаю завершения мытья напрядённых на зиму мотов, вписанный в календарный цикл. Утром готовили все необходимые для праздника блюда, варили постную кашу, поскольку праздник приходился на дни Великого поста. Деревенские жрецы  обходили дома, освящая еду. После этого по всей деревне из дома в дом шли женщины с прялками, выказывая желание прясть. В каждом доме проходила [[Обычаи|ритуальная трапеза]]<ref name="год"> Владыкина, Т. Г.  Ар-год-берган: обряды и праздники удмуртского календаря / Т. Г. Владыкина, Г. А. Глухова. - Ижевск : УИИЯЛ УрО РАН, 2011. - 318, [1] с. </ref>. Перед самой работой блюда не выносились либо подавались символические угощения. Когда намечалось уже основное застолье, все присутствующие поклонялись предкам и божествам от имени хозяев – с блюдами, выпечкой и напитками. Вместе пели.  
 
'''Шорт-туй''' (букв.: '''''праздник мотов''''') Общедеревенский праздник по случаю завершения мытья напрядённых на зиму мотов, вписанный в календарный цикл. Утром готовили все необходимые для праздника блюда, варили постную кашу, поскольку праздник приходился на дни Великого поста. Деревенские жрецы  обходили дома, освящая еду. После этого по всей деревне из дома в дом шли женщины с прялками, выказывая желание прясть. В каждом доме проходила [[Обычаи|ритуальная трапеза]]<ref name="год"> Владыкина, Т. Г.  Ар-год-берган: обряды и праздники удмуртского календаря / Т. Г. Владыкина, Г. А. Глухова. - Ижевск : УИИЯЛ УрО РАН, 2011. - 318, [1] с. </ref>. Перед самой работой блюда не выносились либо подавались символические угощения. Когда намечалось уже основное застолье, все присутствующие поклонялись предкам и божествам от имени хозяев – с блюдами, выпечкой и напитками. Вместе пели.  
  
Для обряда существовала особая мелодия - шорт миськон крезь (записан М. Г. Ходыревой, Т.Г. Владыкиной (Перевозчиковой) в д. Верхняя Кузьма Глазовского района в 1986 г., информант –  Уткина Екатерина Николаевна, 1909 г.р.) <ref name="ход"> [https://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/5572 Шорт миськон карэ(й) … /Шорт миськон крезь (Напев мытья мотов) // Ходырева, Марина Германовна. Песни северных удмуртов = Уйпал удмуртъёслэн крезьгуръёссы. - Ижевск : УИИЯЛ УрО РАН, 1996. - С. 66.]</ref>.
+
Для обряда существовала особая мелодия - шорт миськон крезь (записан М. Г. Ходыревой, Т.Г. Владыкиной (Перевозчиковой) в д. Верхняя Кузьма Глазовского района в 1986 г., информант –  Уткина Екатерина Николаевна, 1909 г.р.) <ref name="ход"> Шорт миськон карэ(й) … /Шорт миськон крезь (Напев мытья мотов) // Ходырева, Марина Германовна. Песни северных удмуртов = Уйпал удмуртъёслэн крезьгуръёссы. - Ижевск : УИИЯЛ УрО РАН, 1996 . С. 66.</ref>.
  
  

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Воршуд» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Воршуд:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!