Редактирование: Удмуртский фольклор

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
=Дразнилки=
 
 
Жанром, несущим в себе особенно выразительные черты детского творчества, являются дразнилки – [[исаськонъёс]] (от глагола ''"исаськыны"'' – дразниться). Дразнилки являются частью игрового фольклора. Среди детей они встречаются довольно часто. Обычай давать клички и обидные прозвища дети принимают от взрослых, но в детской среде они в известной мере смягчаются. Дети очень любят поддразнивать друг друга и петь насмешливые песенки. Такие песенки-дразнилки и песенки-насмешки представляют особый вид детского творчества. Вначале это просто рифмованные прибавления к имени – прозвища. Если к ним присоединить какой-нибудь стих, образуется дразнилка: ''"Таня-баня, растабаня; Табаньдэ мыным но вай"'' – "Таня-баня, растабаня; Табани и мне ты дай".
 
Жанром, несущим в себе особенно выразительные черты детского творчества, являются дразнилки – [[исаськонъёс]] (от глагола ''"исаськыны"'' – дразниться). Дразнилки являются частью игрового фольклора. Среди детей они встречаются довольно часто. Обычай давать клички и обидные прозвища дети принимают от взрослых, но в детской среде они в известной мере смягчаются. Дети очень любят поддразнивать друг друга и петь насмешливые песенки. Такие песенки-дразнилки и песенки-насмешки представляют особый вид детского творчества. Вначале это просто рифмованные прибавления к имени – прозвища. Если к ним присоединить какой-нибудь стих, образуется дразнилка: ''"Таня-баня, растабаня; Табаньдэ мыным но вай"'' – "Таня-баня, растабаня; Табани и мне ты дай".
  
 
В большинстве случаев дразнилки высмеивают внешность человека: ''"Опса, траляля; Бадӟым кӧто Микаля... "'' – "Опса, траляля; Большепузый Николай..." Хотя дразнилки малоэстетичны, без них нельзя обойтись: они осуждают ябедничество, обжорство, лень, как бы в кривом зеркале, указывают на недостатки и тем самым способствуют их исправлению <ref name="долганова"> Долганова Л. Н. Удмуртский детский фольклор : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Л. Н. Долганова. - Таллинн, 1990. - С. 11.</ref>.
 
В большинстве случаев дразнилки высмеивают внешность человека: ''"Опса, траляля; Бадӟым кӧто Микаля... "'' – "Опса, траляля; Большепузый Николай..." Хотя дразнилки малоэстетичны, без них нельзя обойтись: они осуждают ябедничество, обжорство, лень, как бы в кривом зеркале, указывают на недостатки и тем самым способствуют их исправлению <ref name="долганова"> Долганова Л. Н. Удмуртский детский фольклор : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Л. Н. Долганова. - Таллинн, 1990. - С. 11.</ref>.
  
=Загадки=
 
 
[[Удмуртские загадки|Загадка (мадиськон)]] — один из древнейших и самобытных жанров удмуртского фольклора.  
 
[[Удмуртские загадки|Загадка (мадиськон)]] — один из древнейших и самобытных жанров удмуртского фольклора.  
 
Традиция загадывания у удмуртов в прошлом имела специфические черты. Загадывание было в основном приурочено к определенному времени — с покрова (пукро нунал) до Нового года (Выль ар) или до крещения (йӧ вылэ султон)<ref name="герд"> Gerd. Uber die "Ratselabende" bei den Wotjaken. Ungarische Jahrbucher. - Berlin ; Leipzig, 1928. - D. VIII. - S. 394-395. </ref>. Поводом к такому строгому установлению сроков служило магическое отношение удмуртов к слову <ref name="герд2"> Герд К. К изучению удмуртских загадок // Труды научного общества по изучению Вотского края. - Ижевск, 1927. - Вып. 5. - С. 119. </ref>. В то время, когда природа жила полной жизнью, играть и шутить считалось весьма предосудительным. Загадка, представляющая собой наряду со сказками особый вид развлечения, могла загадываться только тогда, когда завершались полевые работы и выпадал первый снег. В это время в деревнях проводились ''мадиськон (мачкон) ӝытъёс'' (вечера загадок и сказок, вечера бесед). Женщины и девушки пряли, занимались рукоделием, мужчины плели лапти, вили веревки<ref name="загадки">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/7335 Удмуртский фольклор = удмурт фольклор : загадки / сост. Т. Г. Перевозчикова. - Ижевск, 1982. - С. 5-29.]</ref>.
 
Традиция загадывания у удмуртов в прошлом имела специфические черты. Загадывание было в основном приурочено к определенному времени — с покрова (пукро нунал) до Нового года (Выль ар) или до крещения (йӧ вылэ султон)<ref name="герд"> Gerd. Uber die "Ratselabende" bei den Wotjaken. Ungarische Jahrbucher. - Berlin ; Leipzig, 1928. - D. VIII. - S. 394-395. </ref>. Поводом к такому строгому установлению сроков служило магическое отношение удмуртов к слову <ref name="герд2"> Герд К. К изучению удмуртских загадок // Труды научного общества по изучению Вотского края. - Ижевск, 1927. - Вып. 5. - С. 119. </ref>. В то время, когда природа жила полной жизнью, играть и шутить считалось весьма предосудительным. Загадка, представляющая собой наряду со сказками особый вид развлечения, могла загадываться только тогда, когда завершались полевые работы и выпадал первый снег. В это время в деревнях проводились ''мадиськон (мачкон) ӝытъёс'' (вечера загадок и сказок, вечера бесед). Женщины и девушки пряли, занимались рукоделием, мужчины плели лапти, вили веревки<ref name="загадки">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/7335 Удмуртский фольклор = удмурт фольклор : загадки / сост. Т. Г. Перевозчикова. - Ижевск, 1982. - С. 5-29.]</ref>.

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Воршуд» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Воршуд:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!