Редактирование: Удмуртский фольклор

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.

Текущая версия Ваш текст
Строка 61: Строка 61:
 
В них выражено отношение народа к различным достоинствам и недостаткам человека, они содержат оценку семейной жизни, взаимоотношений в семье, дружбы и любви, коллективизма, богатства и бедности, в них воплотились понимание счастья и горя, жизни и смерти. Вот лишь некоторые примеры: ''"Пӧян но кышкан одӥг кисыын кыллё"'' — "Обман и трусость в одном кармане лежат"; ''"Шонер кырыжез ворме"'' — "Правда кривду побеждает"; ''"Одӥг киын герд думыны но уг луы"'' — "Одной рукой и узла не завяжешь"; ''"Визьмолы тыл — шуныт, визьтэмлы — сутӥськон"'' — "Умный у огня согреется, а глупый — обожжется"; ''"Бызьыны капчи, пиосмуртлы дэрем вурыны секыт"'' — "Замуж выйти легко, трудно мужу рубашку сшить"; ''"Самой секыт уж — тэк улон"'' — "Самый тяжкий труд — безделье" и др.
 
В них выражено отношение народа к различным достоинствам и недостаткам человека, они содержат оценку семейной жизни, взаимоотношений в семье, дружбы и любви, коллективизма, богатства и бедности, в них воплотились понимание счастья и горя, жизни и смерти. Вот лишь некоторые примеры: ''"Пӧян но кышкан одӥг кисыын кыллё"'' — "Обман и трусость в одном кармане лежат"; ''"Шонер кырыжез ворме"'' — "Правда кривду побеждает"; ''"Одӥг киын герд думыны но уг луы"'' — "Одной рукой и узла не завяжешь"; ''"Визьмолы тыл — шуныт, визьтэмлы — сутӥськон"'' — "Умный у огня согреется, а глупый — обожжется"; ''"Бызьыны капчи, пиосмуртлы дэрем вурыны секыт"'' — "Замуж выйти легко, трудно мужу рубашку сшить"; ''"Самой секыт уж — тэк улон"'' — "Самый тяжкий труд — безделье" и др.
  
Пословицы и поговорки рождаются в процессе живой речи как одобрение или порицание конкретной ситуации, явления, действия. Удмурты не мыслят их как нечто отдельное. Поэтому на просьбу назвать несколько поговорок и пословиц от пожилых людей можно услышать ответ: "Не знаю" <ref name="этнография"> [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/1413 Владыкин В. Е. Народная поэзия и хореография / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова // Этнография удмуртов : учеб. пособие / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ижевск, 1997. - С. 169.]</ref>.
+
Пословицы и поговорки рождаются в процессе живой речи как одобрение или порицание конкретной ситуации, явления, действия. Удмурты не мыслят их как нечто отдельное. Поэтому на просьбу назвать несколько поговорок и пословиц от пожилых людей можно услышать ответ: "Не знаю"<ref name="этнография">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/1413 Владыкин В. Е. Народная поэзия и хореография / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова // Этнография удмуртов : учеб. пособие / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ижевск, 1997. - С. 169.]</ref>.
  
 
=Предания=
 
=Предания=
Строка 240: Строка 240:
  
 
===Волшебные сказки===
 
===Волшебные сказки===
Среди [[волшебные сказки|волшебных сказок]] значительное место занимают сказки о разных мифологических существах: водяном (вумурт, вукузё), лешем (нюлэсмурт), домовом (коркакузё), половинном существе (палэсмурт), длиннозубом существе (кузьпинёмурт), злом духе (пери) и т. п. Встречаются также персонажи женского рода: ''обыда, кукри-баба, калмык кышно''. Эти существа являются обычно антагонистами главному герою, в роли которого оказываются "один человек", охотник, рыбак, пчеловод. В одних произведениях верх одерживают мифологические существа, в других — человек, что, очевидно, является отражением разных этапов верований народа. Эти сказки архаичны по сюжету, по составу персонажей и по видам занятий главных героев — охота, рыболовство, бортничество<ref name="этнография"/>.
+
Среди [[волшебные сказки|волшебных сказок]] значительное место занимают сказки о разных мифологических существах: водяном (вумурт, вукузё), лешем (нюлэсмурт), домовом (коркакузё), половинном существе (палэсмурт), длиннозубом существе (кузьпинёмурт), злом духе (пери) и т. п. Встречаются также персонажи женского рода: ''обыда, кукри-баба, калмык кышно''. Эти существа являются обычно антагонистами главному герою, в роли которого оказываются "один человек", охотник, рыбак, пчеловод. В одних произведениях верх одерживают мифологические существа, в других — человек, что, очевидно, является отражением разных этапов верований народа. Эти сказки архаичны по сюжету, по составу персонажей и по видам занятий главных героев — охота, рыболовство, бортничество<ref name="этнография"> Владыкин В. Е. Народная поэзия и хореография / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова // Этнография удмуртов : учеб. пособие / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ижевск, 1997. - С. 169.</ref>.
  
 
=Считалки=
 
=Считалки=

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Воршуд» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Воршуд:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!