Редактирование: Удмуртская литература в период с 1955 по 1985 гг.

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1472: Строка 1472:
 
Валишин Роман Галяскарович – удмуртский писатель, журналист.  
 
Валишин Роман Галяскарович – удмуртский писатель, журналист.  
  
Родился  13 декабря 1937 года в деревне Верхний Тыхтем Калтасинского района Башкирской АССР (ныне Республики Башкортостан).<ref name="kulturaiiskusstvo6">Валишин Роман Галяскарович // Удмуртская Республика: культура и искусство. – Ижевск, 2012. – С. 94.</ref>
+
Родился  13 декабря 1987 года в деревне Верхний Тыхтем Калтасинского района Башкирской АССР (ныне Республики Башкортостан).<ref name="kulturaiiskusstvo6">Валишин Роман Галяскарович // Удмуртская Республика: культура и искусство. – Ижевск, 2012. – С. 94.</ref>
  
В 1961 году окончил историко-филологический факультт УГПИ, принимал участие в фольклорных экспедициях УдНИИ. Отказавшись от поступления в аспирантуру, в 1961 г. едет в Граховский район УАССР. Работал учителем, директором Лолошур-Возжинской средней школы Граховского района (1963-1966), заместителем редактора и редактором граховской районной газеты «Сельская новь» (1966-1970), литсотрудником, заведующим отделом культуры республиканской газеты «Советской Удмуртия» (1970-1978). С 1978 года работал в редакции журнала «Молот», был литературным консультантом Союза Писателей УАССР.<ref name="kulturaiiskusstvo6" />
+
В 1961 году окончил историко-филологический факультт УГПИ, принимал участие в фольклорных экспедициях УдНИИ. Отказавшись от поступления аспирантуру, в 1961 едет в Граховский район УАССР. Работал учителем, директором Лолошур-Возжинской средней школы Граховского района (1963-1966), заместителем редактора и редактором граховской районной газеты «Сельская новь» (1966-1970), литсотрудником, заведующим отделом культуры республиканской газеты «Советская Удмуртия» (1970-1978). С 1978 года работал в редакции журнала «Молот», был литературным консультантом Союза Писателей УАССР.<ref name="kulturaiiskusstvo6" />
  
Тяга к творчеству пробудилась у Романа Валишина в студенческие годы, начал с сочинения стихов. К 1958 году относится его первый рассказ, напечатанный в студенческом сборнике «Нырысь вамышъёс»=«Первые шаги». В 1959 году рассказ «Зор бере» («После дождя») был отмечен премией в литературном конкурсе, проведённом республиканской газетой.<ref name="proza">Зайцева Т.И./Удмуртская проза второй половины XX - начала XXI века: национальный мир и человек. – Ижевск: Издательство "Удмуртский университет", 2009. – С. 975-80.</ref>  
+
Тяга к творчеству пробудилась у Романа Валишина в студенческие годы, начал с сочинения стихов. К 1958 году относится его первый рассказ, напечатанный в студенческом сборнике «Первые шаги». В 1959 году рассказ «Зор бере» («После дождя») был отмечен премией в литературном конкурсе, проведённом республиканской газетой.<ref name="proza">Зайцева Т.И./Удмуртская проза второй половины XX - начала XXI века: национальный мир и человек. – Ижевск: Издательство "Удмуртский университет", 2009. – С. 975-80.</ref>  
  
Продолжая красильниковскую традицию психологической прозы, Роман Валишин заявил о себе как о писателе оригинальной мысли и ёмкого слова. За довольно короткий срок своей творческой деятельности он представил вниманию читателей сборники рассказов [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/5454 «Вальс» (1966)], «Выль лымы» ( [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/5439 «Первый снег» (1971)]), [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/7561 «Родники» (1973)], повести «Инвожо уйшоре но пиштэ» («Инвожо и в полночь светит» (1974)), «Чимали» («Жмурки» (1978)), «Тӧл гурезь» ([http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/7277 «Гора ветров» (1978)]), в которых автор стремится соединить поэзию чувств, лиризм повествования с аналитическим воссозданием обстоятельств, в которых формируются характеры его героев. Трудовому энтузиазму, общественному пафосу противопоставляются иные ценности – верность любви, дружбе, сострадание, доброта. Писателя занимают по преимуществу вопросы о природе человека, корнях зла и источниках добра, о том, как соотносятся эти начала в душе человека и мире, в котором он живёт. <ref name="epocha">Движение эпохи - движение литературы. – Ижевск: Издательство "Удмуртский университет", 2002. – С. 117-127.</ref>
+
Продолжая красильниковскую традицию психологической прозы, Роман Валишин заявил о себе как о писателе оригинальной мысли и ёмкого слова. За довольно короткий срок своей творческой деятельности он представил вниманию читателей сборники рассказов [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/5454 «Вальс» (1966)], [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/5439 «Первый снег» (1971)], [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/7561 «Родники» (1973)], повести «Инвожо и в полночь светит» (1974), «Жмурки» (1978), [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/7277 «Гора ветров» (1978)], в которых автор стремится соединить поэзию чувств, лиризм повествования с аналитическим воссозданием обстоятельств, в которых формируются характеры его героев. Трудовому энтузиазму, общественному пафосу противопоставляются иные ценности – верность любви, дружбе, сострадание, доброта. Писателя занимают по преимуществу вопросы о природу человека, корнях зла и источниках добра, о том, как соотносятся эти начала в душе человека и мире, в котором он живёт. <ref name="epocha">Движение эпохи - движение литературы. – Ижевск: Издательство "Удмуртский университет", 2002. – С. 117-127.</ref>
  
 
В своих рассказах писатель актуализирует нравственно-этические, философские, психологические проблемы. Его волнуют вопросы: жизнь, смерть, бессмертие. Проблема отцов и детей, нравственный облик современника, тема творческого труда, детства и войны, получают в них новое освещение. В контексте удмуртской литературы 1960-1980х годов возникает новая концепция мира и человека. Роман Галяскарович, как человек, чьё детство приходилось на военное лихолетье, не может обойти эту трудную тему в рассказах «Чырс чумерен шыд» («Бульон с кислыми клецками») и «Узвесь пыры» («Осколки свинца»).  
 
В своих рассказах писатель актуализирует нравственно-этические, философские, психологические проблемы. Его волнуют вопросы: жизнь, смерть, бессмертие. Проблема отцов и детей, нравственный облик современника, тема творческого труда, детства и войны, получают в них новое освещение. В контексте удмуртской литературы 1960-1980х годов возникает новая концепция мира и человека. Роман Галяскарович, как человек, чьё детство приходилось на военное лихолетье, не может обойти эту трудную тему в рассказах «Чырс чумерен шыд» («Бульон с кислыми клецками») и «Узвесь пыры» («Осколки свинца»).  
Строка 1484: Строка 1484:
 
В своих произведениях Роман Валишин откровенно спорит с широко бытовавшей в те годы идеализацией жизни, он заостряет внимание читателя на том, что вызывает боль и тревогу. Возможно, поэтому в большинстве его рассказов героями являются тонко чувствующие жизнь девушки, женщины  - «Тётя Акулина» (1958), «Будет ли завтра суд?» (1970), «Осколок свинца», «Ворота скрипят», «Первый снег». <ref name="epocha" />
 
В своих произведениях Роман Валишин откровенно спорит с широко бытовавшей в те годы идеализацией жизни, он заостряет внимание читателя на том, что вызывает боль и тревогу. Возможно, поэтому в большинстве его рассказов героями являются тонко чувствующие жизнь девушки, женщины  - «Тётя Акулина» (1958), «Будет ли завтра суд?» (1970), «Осколок свинца», «Ворота скрипят», «Первый снег». <ref name="epocha" />
  
Роман Валишин был встревожен тем, что в душах его соплеменников возникает пустота, отчего их жизнь становится неприкаянной. Нравственное оздоровление человеческой души, имеющее своим истоком коренные свойства национальной психики, сознания, мироощущения – организующий центр идейно-художественных исканий писателя. Об этом рассказы Р. Валишина «Капка ӟукыртэ» («Скрипят ворота»), «Сьӧд ты дурын» («У чёрного озера»), «Ӵуказеозь витём ини» («Подождём до завтра»), «Весь» («Бусы»), «Сӥзьыл куазен» («Осенью»).
+
Роман Валишин был встревожен тем, что в душах его соплеменников возникает пустота, отчего их жизнь становится неприкаянной. Нравственное оздоровление человеческой души, имеющее своим истоком коренные свойства национальной психики, сознания, мироощущения – организующий центр идейно-художественных исканий писателя. Об этом рассказы Р. Валишина «Капка зукыртэ» («Скрипят ворота»), «Сьод ты дурын» («У чёрного озера»), «Чуказеозь витём ини» («Подождём до завтра»), «Весь» («Бусы»), «Сизьыл куазен» («Осенью»).
  
 
Умер 10 ноября 1979 года от сердечного приступа. За повесть «Гора ветров» Роман Валишин был посмертно удостоен Государственной премии Удмуртской АССР (1980).<ref name="proza" />
 
Умер 10 ноября 1979 года от сердечного приступа. За повесть «Гора ветров» Роман Валишин был посмертно удостоен Государственной премии Удмуртской АССР (1980).<ref name="proza" />

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Воршуд» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Воршуд:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!