Редактирование: Удмуртская литература в период с 1955 по 1985 гг.
Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поискуВнимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.
Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.
Текущая версия | Ваш текст | ||
Строка 1: | Строка 1: | ||
=Общая характеристика= | =Общая характеристика= | ||
− | Новый этап развития удмуртской литературы начался с конца 50-х гг. – со значительных перемен в жизни общества после XX съезда КПСС. На | + | Новый этап развития удмуртской литературы начался с конца 50-х гг. – со значительных перемен в жизни общества после XX съезда КПСС. На руководстве литературным процессом в республиках и областях России благоприятное влияние оказало создание Союза писателей РСФСР (1958). В него вошли более полусотни молодых национальных литератур России, в их числе и удмуртская. С начала 60-х годов активно развивалась литературная критика и литературоведение, а в 1967 году была учреждена ежегодная Государственная премия Удмуртской АССР за лучшие произведения литературы и искусства.<ref name="sovet"> История удмуртской советской литературы. – Ижевск, 1987. – Т. 2. – С. 5-11</ref> |
В 60-80-е гг. удмуртская литература во многих жанрах прозы и поэзии уже перешла к зрелому этапу, она оказалась способной обращаться к сложнейшим проблемам современного развития общества. | В 60-80-е гг. удмуртская литература во многих жанрах прозы и поэзии уже перешла к зрелому этапу, она оказалась способной обращаться к сложнейшим проблемам современного развития общества. | ||
Строка 7: | Строка 7: | ||
Отличительной чертой удмуртской прозы нового периода является пристальное внимание к нравственно-философским вопросам, к художественному исследованию духовного мира современника. Эти вопросы стали главной темой произведений таких прозаиков как Г. Красильников, Т. Архипов, С. Самсонов, Р. Валишин, Г. Перевощиков, П. Чернов. В то же время обнаруживается тенденция к масштабным обобщениям в прозаических дилогиях, трилогиях, тетралогиях (И. Гаврилов, Г. Красильников, С. Самсонов, Г. Перевощиков).<ref name="sovet" /> | Отличительной чертой удмуртской прозы нового периода является пристальное внимание к нравственно-философским вопросам, к художественному исследованию духовного мира современника. Эти вопросы стали главной темой произведений таких прозаиков как Г. Красильников, Т. Архипов, С. Самсонов, Р. Валишин, Г. Перевощиков, П. Чернов. В то же время обнаруживается тенденция к масштабным обобщениям в прозаических дилогиях, трилогиях, тетралогиях (И. Гаврилов, Г. Красильников, С. Самсонов, Г. Перевощиков).<ref name="sovet" /> | ||
− | Активизировалось со второй половины 50-х гг. и творчество удмуртских поэтов. Новые произведения создают в эти годы опытные писатели, ставшие известными до Великой Отечественной войны: А. Лужанин, Т. Шмаков, С. Широков, И. Зорин. Удмуртская поэзия 50-х гг. нередко несла отпечаток восхваления побед и достижений, но недостаточно обращала | + | Активизировалось со второй половины 50-х гг. и творчество удмуртских поэтов. Новые произведения создают в эти годы опытные писатели, ставшие известными до Великой Отечественной войны: А. Лужанин, Т. Шмаков, С. Широков, И. Зорин. Удмуртская поэзия 50-х гг. нередко несла отпечаток восхваления побед и достижений, но недостаточно обращала внимания на трудности жизни, на драматические и трагически проявления действительности. Отображение новых жизненных обстоятельств потребовало иной манеры художественного мышления, иной поэтики стиха. Представителями «новой волны» в удмуртской поэзии стали Н. Байтеряков, Г. Сабитов, М. Покчи-Петров, Ф. Васильев, Д. Яшин.<ref name="sovet" /> |
− | Почти всё значительное, созданное прозаиками и поэтами в этот период, переведено на русский язык и на другие языки народов СССР и издано не только в Удмуртии, но и в Москве и других городах страны, а некоторые произведения – и в зарубежных социалистических странах. Книги Г. Красильникова изданы на двадцати языках народов СССР, а также на венгерском и чешском языках.<ref name="sovet" /> | + | Почти всё значительное, созданное прозаиками и поэтами в этот период, переведено на русский язык и на другие языки народов СССР и издано не только в Удмуртии, но и в Москве и других городах страны, а некоторые произведения – и в зарубежных социалистических странах. Книги Г. Красильникова изданы на двадцати языках народов СССР, а также на венгерском и чешском языках.<ref name="sovet" /> |
=Красильников Геннадий Дмитриевич= | =Красильников Геннадий Дмитриевич= |