Толкач Юрий Львович: различия между версиями

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(Новая страница: «'''Толкач, Юрий Львович''' – композитор, музыковед. thumb|right| =Биография=…»)
 
Строка 16: Строка 16:
 
Юрий Толкач внёс большой вклад в развитие вокально-симфонической музыки. Наиболее известные произведения - кантата для хора и симфонического оркестра «Песнь о родимом крае», кантата для солистки, женского хора и симфонического оркестра, на стихи из древней японской поэзии «Магия пентатоники», триптих на стихи Ф.Васильева для тенора и симфонического оркестра «Листопад», кантата для хора и инструментального ансамбля «Весенние песни», сюита для солистов, народного хора и инструментального ансамбля «Кырза, тюрагай».
 
Юрий Толкач внёс большой вклад в развитие вокально-симфонической музыки. Наиболее известные произведения - кантата для хора и симфонического оркестра «Песнь о родимом крае», кантата для солистки, женского хора и симфонического оркестра, на стихи из древней японской поэзии «Магия пентатоники», триптих на стихи Ф.Васильева для тенора и симфонического оркестра «Листопад», кантата для хора и инструментального ансамбля «Весенние песни», сюита для солистов, народного хора и инструментального ансамбля «Кырза, тюрагай».
  
Ю.Л. Толкач – автор многочисленных симфонических произведений («Свадебные мелодии», «Поклонение пастухов», «Бокаччо-сюита», «Эхо минувшего», «Песни чистых родников», «Под крышами Парижа», «Воспоминание о Воткинске», «Скерцо для струнного оркестра и фортепиано»).<ref name="kultura" />
+
Ю.Л. Толкач – автор многочисленных симфонических произведений («Свадебные мелодии», «Поклонение пастухов», [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18408 «Бокаччо-сюита»], «Эхо минувшего», «Песни чистых родников», «Под крышами Парижа», «Воспоминание о Воткинске», «Скерцо для струнного оркестра и фортепиано»).<ref name="kultura" />
  
Юрий Толкач внёс значительный вклад в развитие камерно-инструментальной музыки («Посвящение», «Монограммы», «Струнный квартет», «Зеркальный лабиринт», «Песня без слов», «Девичий хоровод», «Соната для гобоя и фортепиано», «Сюита для трубы и фортепиано», «Монолог для трубы соло», «Театральная сюита», «По родному краю», «Восемь пьес памяти Б. Бартока») и камерно-вокальной музыки («Пастели», «Весёлые страницы», «Здравствуй, утро», «Муза», «Из венгерской народной поэзии», «Покой и воля», «Весенние сны», «Поэзоконцерт», «Песни странника»).<ref name="kultura" />
+
Юрий Толкач внёс значительный вклад в развитие камерно-инструментальной музыки («Посвящение», «Монограммы», «Струнный квартет», «Зеркальный лабиринт», «Песня без слов», «Девичий хоровод», «Соната для гобоя и фортепиано», «Сюита для трубы и фортепиано», «Монолог для трубы соло», «Театральная сюита», «По родному краю», [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18382 «Восемь пьес памяти Б. Бартока»]) и камерно-вокальной музыки («Пастели», «Весёлые страницы», «Здравствуй, утро», «Муза», «Из венгерской народной поэзии», «Покой и воля», «Весенние сны», «Поэзоконцерт», «Песни странника»).<ref name="kultura" />
  
Большую известность в Удмуртии и за ее пределами получила  хоровая музыка Ю.Толкача. Им написаны многочисленные хоровые произведения для всех возрастов, включающие как песни для дошкольников, так и концертные произведения, ставящие перед юными исполнителями сложные и интересные художественные задачи. Юрий Толкач – автор хоровых концертов («Серебряный век», «Бал теней», «Ландшафты», «Волшебный фонарь», «Три иронических романса»), духовной музыки («Литургия Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение», «Пасхальный триптих», «Приношение Антону Брукнеру), сочинений для хора без сопровождения («Сельские песни», «Сюита», «Высокие сосны», «Голос памяти», «Луговые стихи», «Удмуртский триптих»), произведений для детского хора («Пионерские годы», «Посвящение музыке», «Русские прибаутки», «Деревенский календарь»), детского хора и фортепиано («Мы поём о мире», «Зелёные песенки»,  «Летние зарисовки», «Весёлые небылицы», «У меня растут года», «Круглый год», «Школьная лирика», «Отзвуки былого»), детского хора без сопровождения («Четыре акварели», «Образы России», «Полифонические забавы», «Вечерний триптих»).  
+
Большую известность в Удмуртии и за ее пределами получила  хоровая музыка Ю.Толкача. Им написаны многочисленные хоровые произведения для всех возрастов, включающие как песни для дошкольников, так и концертные произведения, ставящие перед юными исполнителями сложные и интересные художественные задачи. Юрий Толкач – автор хоровых концертов («Серебряный век», «Бал теней», «Ландшафты», «Волшебный фонарь», «Три иронических романса»), духовной музыки ([http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18402 «Литургия Иоанна Златоуста»], [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18403 «Всенощное бдение»], «Пасхальный триптих», «Приношение Антону Брукнеру), сочинений для хора без сопровождения («Сельские песни», «Сюита», [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18390 «Высокие сосны»], «Голос памяти», «Луговые стихи», «Удмуртский триптих»), произведений для детского хора («Пионерские годы», «Посвящение музыке», [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18406 «Русские прибаутки»], «Деревенский календарь»), детского хора и фортепиано («Мы поём о мире», «Зелёные песенки»,  «Летние зарисовки», «Весёлые небылицы», «У меня растут года», «Круглый год», «Школьная лирика», «Отзвуки былого»), детского хора без сопровождения («Четыре акварели», «Образы России», «Полифонические забавы», «Вечерний триптих»).  
  
 
Важной вехой в творческом развитии Юрия Толкача стало обращение к крупным театральным жанрам. В 2004 году композитор написал музыку к балету «Чудесный талисман», а в 2005 году – к мюзиклу «Возмутитель спокойствия». Также Ю. Толкач написал музыку к 20 музыкальным постановкам, наиболее известная из них – пьеса «Декамерон» по одноимённому произведению Джованни Бокаччо.  
 
Важной вехой в творческом развитии Юрия Толкача стало обращение к крупным театральным жанрам. В 2004 году композитор написал музыку к балету «Чудесный талисман», а в 2005 году – к мюзиклу «Возмутитель спокойствия». Также Ю. Толкач написал музыку к 20 музыкальным постановкам, наиболее известная из них – пьеса «Декамерон» по одноимённому произведению Джованни Бокаччо.  

Версия 09:57, 20 апреля 2015

Толкач, Юрий Львович – композитор, музыковед.

Снимок22.JPG

Биография

В 1968 году окончил Ижевское музыкальное училище по двум специальностям (фортепиано и теория музыки). В 1973-74 гг. окончил Казанскую государственную консерваторию как музыковед (класс А. Юсфина и Ю. Виноградова) и как композитор (класс А.Луппова). [1]

С 1973 года живёт и работает в Ижевске. С 1975 года является членом Союза композиторов, в 1977 года – ответственным секретарём Союза композиторов УР.

Творческую деятельность Юрий Толкач совмещает с педагогической. Он является преподавателем музыкально-теоретических дисциплин. В настоящее время работает музыкальным редактором Удмуртского радио.[2]

Творчество

Преобладающий круг образов музыки Ю.Л.Толкача связан с лирико-эпическим началом. Его лучшие произведения отличают ясность мелодического языка и голосоведения, полифоническая насыщенность фактуры, многообразие стилистических истоков и приемов композиторской техники с преимущественной опорой на творчески претворенные традиции таких композиторов, как И.Стравинский, Г.Свиридов, Б.Барток, К.Орф. Многое в музыкальном языке Ю.Толкача связано с ладовым, ритмическим и интонационным своеобразием русского и удмуртского фольклора. Особенно показательно проявились отмеченные черты в его хоровой, камерно-вокальной музыке, а также в таких сочинениях, как симфония памяти Я.Сибелиуса и фантазия "Поклонение пастухов" для симфонического оркестра.[1]

Юрий Толкач внёс большой вклад в развитие вокально-симфонической музыки. Наиболее известные произведения - кантата для хора и симфонического оркестра «Песнь о родимом крае», кантата для солистки, женского хора и симфонического оркестра, на стихи из древней японской поэзии «Магия пентатоники», триптих на стихи Ф.Васильева для тенора и симфонического оркестра «Листопад», кантата для хора и инструментального ансамбля «Весенние песни», сюита для солистов, народного хора и инструментального ансамбля «Кырза, тюрагай».

Ю.Л. Толкач – автор многочисленных симфонических произведений («Свадебные мелодии», «Поклонение пастухов», «Бокаччо-сюита», «Эхо минувшего», «Песни чистых родников», «Под крышами Парижа», «Воспоминание о Воткинске», «Скерцо для струнного оркестра и фортепиано»).[2]

Юрий Толкач внёс значительный вклад в развитие камерно-инструментальной музыки («Посвящение», «Монограммы», «Струнный квартет», «Зеркальный лабиринт», «Песня без слов», «Девичий хоровод», «Соната для гобоя и фортепиано», «Сюита для трубы и фортепиано», «Монолог для трубы соло», «Театральная сюита», «По родному краю», «Восемь пьес памяти Б. Бартока») и камерно-вокальной музыки («Пастели», «Весёлые страницы», «Здравствуй, утро», «Муза», «Из венгерской народной поэзии», «Покой и воля», «Весенние сны», «Поэзоконцерт», «Песни странника»).[2]

Большую известность в Удмуртии и за ее пределами получила хоровая музыка Ю.Толкача. Им написаны многочисленные хоровые произведения для всех возрастов, включающие как песни для дошкольников, так и концертные произведения, ставящие перед юными исполнителями сложные и интересные художественные задачи. Юрий Толкач – автор хоровых концертов («Серебряный век», «Бал теней», «Ландшафты», «Волшебный фонарь», «Три иронических романса»), духовной музыки («Литургия Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение», «Пасхальный триптих», «Приношение Антону Брукнеру), сочинений для хора без сопровождения («Сельские песни», «Сюита», «Высокие сосны», «Голос памяти», «Луговые стихи», «Удмуртский триптих»), произведений для детского хора («Пионерские годы», «Посвящение музыке», «Русские прибаутки», «Деревенский календарь»), детского хора и фортепиано («Мы поём о мире», «Зелёные песенки», «Летние зарисовки», «Весёлые небылицы», «У меня растут года», «Круглый год», «Школьная лирика», «Отзвуки былого»), детского хора без сопровождения («Четыре акварели», «Образы России», «Полифонические забавы», «Вечерний триптих»).

Важной вехой в творческом развитии Юрия Толкача стало обращение к крупным театральным жанрам. В 2004 году композитор написал музыку к балету «Чудесный талисман», а в 2005 году – к мюзиклу «Возмутитель спокойствия». Также Ю. Толкач написал музыку к 20 музыкальным постановкам, наиболее известная из них – пьеса «Декамерон» по одноимённому произведению Джованни Бокаччо.

Юрий Толкач – автор около 30 песен. Наиболее известные – «Цветок золотой-италмас», «А ты всё так же любишь ли меня?», «Моя земля», «Мусо гуре».

Произведения Ю.Толкача – в постоянном репертуаре всех ведущих музыкальных коллективов Удмуртии. Они звучали в Москве, Казани, Уфе, Чебоксарах, Саранске, Йошкар-Оле, Нижнем Новгороде, Ростове-на Дону, Красноярске, других крупных городах России; исполнялись в США, Франции, Бельгии, Люксембурге, Нидерландах, Болгарии, Эстонии; включались в музыкальные программы радио Венгрии, Швеции и Бразилии. [1]

Деятельность Ю.Л.Толкача отличается многоплановостью. Он постоянно занимается педагогической работой, более двадцати лет является заместителем председателя Союза композиторов Удмуртской республики; много внимания уделяет музыкально-просветительской работе. Ему принадлежат публикации в центральном журнале "Музыкальная академия", многочисленные статьи в местной печати, связанные с проблемами развития музыки Удмуртии, и вопросами эстетического воспитания.[1]

Ю.Толкач является автором ряда методических работ, в том числе программы и фонохрестоматии по истории удмуртской музыки для детских школ искусств. В качестве музыкального редактора местного радио им подготовлено большое количество передач, очерков, репортажей, посвященных как музыке Удмуртии, так и мировой классике, а также проблемам современной музыки.[1]

Звания и награды

1993 - Заслуженный деятель искусств Удмуртской республики

1985 - Лауреат премии комсомола Удмуртии

2002 - Лауреат Государственной премии УР

2003 - Лауреат Всероссийского конкурса духовной хоровой музыки

Библиография

1. Золотой век удмуртской музыки = Of Udmurt composers' music : антология / Союз композиторов Удмуртии. – Ижевск : Регулярная и хаотическая динамика, 2007. – 2 o=эл. опт. диск (CD-DA).

2. Голубкова, А.Н., Чуракова Р.А. Музыкальная культура Удмуртии. - Ижевск, 2004. - С. 329

3. Голубкова, Ариадна Николаевна. Вокальная музыка : хоровые сюиты, хоры, романсы 50–60-х гг. / Голубкова А. Н., Чуракова Р. А. // Музыкальная культура Удмуртии / Голубкова А. Н., Чуракова Р. А. – Ижевск, 2004. – С. 225–258.

4. Голубкова, Ариадна Николаевна. Инструментальная музыка композиторов Удмуртии / Голубкова А. Н., Чуракова Р. А. Музыкальная культура Удмуртии / Голубкова А. Н., Чуракова Р. А. – Ижевск, 2004. – С. 292–308.

5. Голубкова, Ариадна Николаевна. Содружество поэтов и композиторов / А. Н. Голубкова // На переломе эпох : Союзу писателей Удмуртии 70 лет, 1934–2004. – Ижевск, 2006. – С. 293–299.

6. Голубкова, Ариадна Николаевна. Фольклорные традиции и композиторское творчество / А. Н. Голубкова // Национальная проблема: пути решения : философско-психолого-экономические подходы. – Ижевск, 1997. – С. 125–130.

7. Пузанова, Нина Николаевна. Шестой ряд послал на сцену свой букет : вечер симфонической музыки Юрия Толкача / Нина Пузанова // Удмуртская правда. – 2009. – 18 февр. – С. 3 : фот.

8. Пузанова, Нина Николаевна. Музыкальное путешествие по планете : с авторского вечера композитора Юрия Толкача / Н. Пузанова // Удмуртская правда. – 2002. – 12 марта.

9. Пузанова, Нина Николаевна. Один из семи лучших : [Ю. Толкач стал лауреатом Первого всероссийского конкурса духовной музыки] / Н. Пузанова // Удмуртская правда. – 2003. – 17 окт. – С. 13.

10. Пузанова, Нина Николаевна. От мессы до мюзикла : [с отчётного авторского концерт композитора Ю. Толкача] / Н. Пузанова // Удмуртская правда. – 2004. – 13 февр. – С. 13.

Литература

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Золотой век удмуртской музыки[Электронный ресурс] = Of Udmurt composers' music : антол. / Союз композиторов Удмуртии. - Электрон. дан. - Ижевск : Регулярная и хаотическая динамика, 2007. - Диск 1 (CD-DA) : зв.
  2. 2,0 2,1 2,2 Голубкова, А.Н., Чуракова Р.А. Музыкальная культура Удмуртии. - Ижевск, 2004. - С. 298