Редактирование: Рябинина Зинаида Кирилловна (рус. яз.)

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.

Текущая версия Ваш текст
Строка 57: Строка 57:
 
– В «Ӟечбур»» написала девочка, которая хотела покончить жизнь самоубийством. Я выехала в Дебёсский район. Я не учитель, не психолог, мы просто проговорили весь день. Девочка тоже жила в интернате, и мне была знакома её ситуация. Мы подружились, и она долго писала мне. Всё в её жизни сложилось хорошо. А статью я не написала, за что мне очень попало.  
 
– В «Ӟечбур»» написала девочка, которая хотела покончить жизнь самоубийством. Я выехала в Дебёсский район. Я не учитель, не психолог, мы просто проговорили весь день. Девочка тоже жила в интернате, и мне была знакома её ситуация. Мы подружились, и она долго писала мне. Всё в её жизни сложилось хорошо. А статью я не написала, за что мне очень попало.  
  
Ещё одна девочка написала в газету и попросила таблетки, чтобы избавиться от нежелательной беременности. Я тогда познакомилась со Светланой Петровной Кривилёвой, она возглавляла Центр планирования семьи. Мне хотелось писать статьи, которые помогают либо решить проблему, либо развивают. Газета – это не просто чтиво. Люди подписываются не только ради информации, они чувствуют с нами связь. Они доверяют нам, мы для них авторитеты. Так и должно быть.  
+
Ещё одна девочка написала в газету и попросила таблетки, чтобы избавиться от нежелательной беременности. Я тогда познакомилась со Светланой Петровной Кривилёвой, она возглавляла Центр планирования семьи. Мне хотелось писать статьи, которые помогают либо решить проблему, либо развивают. Газета – это не просто чтиво. Люди подписываются не только ради информации, они чувствуют с нами связь. Они доверяют нам, мы для них авторитеты. Так и должно быть. Иногда приходят такие письма – до слёз. А в прошлом году позвонила женщина из Малопургинского района и говорит: «Смотрю телевизор и вижу, что в Москве столько одиноких людей, которые не знают, где отметить Новый год. Вдруг и у нас в Удмуртии есть такие люди? Пусть приезжают ко мне на праздник. Мне ничего не надо, у меня всё есть, просто пусть приезжают». Я боялась, что отзовутся мошенники, но обошлось. А одна женщина отправила в конверте семена. Я написала в соцсетях, что люблю пироги с  калегой, но нигде этот корнеплод не купить. И она прислала чуть не полный конверт семян. Теперь выращиваем этот овощ всей редакцией. Вообще мы ни из одной командировки не возвращаемся с пустыми руками – читатели заваливают нас гостинцами, потом всей компанией сидим за столом, делимся впечатлениями. Такие подписчики становятся близкими друзьями.
  
Иногда приходят такие письма до слёз. А в прошлом году позвонила женщина из Малопургинского района и говорит: «Смотрю телевизор и вижу, что в Москве столько одиноких людей, которые не знают, где отметить Новый год. Вдруг и у нас в Удмуртии есть такие люди? Пусть приезжают ко мне на праздник. Мне ничего не надо, у меня всё есть, просто пусть приезжают». Я боялась, что отзовутся мошенники, но обошлось. А одна женщина отправила в конверте семена. Я написала в соцсетях, что люблю пироги с  калегой, но нигде этот корнеплод не купить. И она прислала чуть не полный конверт семян. Теперь выращиваем этот овощ всей редакцией. Вообще мы ни из одной командировки не возвращаемся с пустыми руками – читатели заваливают нас гостинцами, потом всей компанией сидим за столом, делимся впечатлениями. Такие подписчики становятся близкими друзьями.
+
На каком языке вы думаете? Вспышки мыслей приходят на русском или удмуртском?
  
'''На каком языке вы думаете? Вспышки мыслей приходят на русском или удмуртском?'''
+
Всё-таки на удмуртском. Говорить на удмуртском я могу безостановочно 24 часа. А по-русски – надо сначала сформулировать в голове и лишь потом произносить.
  
– Всё-таки на удмуртском. Говорить на удмуртском я могу безостановочно 24 часа. А по-русски – надо сначала сформулировать в голове и лишь потом произносить.
+
– Ваш сын - билингв? – Нет, не могу похвалиться, что он одинаково хорошо владеет обоими языками. Только бытовым. Это моя недоработка. Когда из национальной гимназии мой сын перешёл в другую школу (помните, была история, когда гимназию перевели на ул. М. Петрова, а это оказалось очень далеко от нашего места жительства), он пришёл с занятий и спросил: «Зачем ты меня заставляешь говорить по-удмуртски, в школе никто не говорит». В городской среде он нигде не слышал удмуртского языка. Это я общаюсь с удмуртским сообществом, и мне кажется, что он есть, что он присутствует. А ведь если чуть-чуть отстраниться, то нет, нет языка.  
 
 
'''– Ваш сын - билингв?'''
 
 
 
– Нет, не могу похвалиться, что он одинаково хорошо владеет обоими языками. Только бытовым. Это моя недоработка. Когда из национальной гимназии мой сын перешёл в другую школу (помните, была история, когда гимназию перевели на ул. М. Петрова, а это оказалось очень далеко от нашего места жительства), он пришёл с занятий и спросил: «Зачем ты меня заставляешь говорить по-удмуртски, в школе никто не говорит». В городской среде он нигде не слышал удмуртского языка. Это я общаюсь с удмуртским сообществом, и мне кажется, что он есть, что он присутствует. А ведь если чуть-чуть отстраниться, то нет, нет языка.  
 
  
 
'''– Как вам кажется, какова ситуация с сохранением удмуртского языка? Говорящее на удмуртском сообщество – это всё-таки особое культурное «гетто», отдельное от глобального культурного процесса, или живая река, которая течёт и развивается? Как живут с этим обычные люди, для которых удмуртский язык не является работой?'''
 
'''– Как вам кажется, какова ситуация с сохранением удмуртского языка? Говорящее на удмуртском сообщество – это всё-таки особое культурное «гетто», отдельное от глобального культурного процесса, или живая река, которая течёт и развивается? Как живут с этим обычные люди, для которых удмуртский язык не является работой?'''
Строка 75: Строка 71:
 
И для них не пример Даша Шиляева из Португалии, которую я привезла к ним на встречу. Я хотела им показать, что вот русская девочка из Ижевска выучила удмуртский, потом – английский, испанский, португальский…  Для Даши это инструмент, она открыто об этом говорит, она хотела попасть в «Чебеляй», потому что хотела быть звездой. Это ресурс, и это надо использовать. А они не понимают –  куда они дальше с удмуртским? Одними разговорами про патриотизм ничего не сделаешь. Когда школы перевели в центральные усадьбы,  там с лёгкостью отказались от удмуртского языка как полноценного предмета, а чтобы отчитываться перед чиновниками, оставили факультативы и кружки, а что это такое, мы с вами прекрасно видим: один куплет из  «Лымы тӧдьы» и четверостишие на день республики. Всё. Понимания серьёзности темы, как мне кажется, нет на федеральном уровне.  
 
И для них не пример Даша Шиляева из Португалии, которую я привезла к ним на встречу. Я хотела им показать, что вот русская девочка из Ижевска выучила удмуртский, потом – английский, испанский, португальский…  Для Даши это инструмент, она открыто об этом говорит, она хотела попасть в «Чебеляй», потому что хотела быть звездой. Это ресурс, и это надо использовать. А они не понимают –  куда они дальше с удмуртским? Одними разговорами про патриотизм ничего не сделаешь. Когда школы перевели в центральные усадьбы,  там с лёгкостью отказались от удмуртского языка как полноценного предмета, а чтобы отчитываться перед чиновниками, оставили факультативы и кружки, а что это такое, мы с вами прекрасно видим: один куплет из  «Лымы тӧдьы» и четверостишие на день республики. Всё. Понимания серьёзности темы, как мне кажется, нет на федеральном уровне.  
  
'''– Пресса на удмуртском подогревает интерес к языку? Само существование её даёт дополнительный стимул к тому, чтобы знать язык?'''
+
– Пресса на удмуртском подогревает интерес к языку? Само существование её даёт дополнительный стимул к тому, чтобы знать язык?  
  
 
– В нашем детстве пресса приходила в каждый дом, и мотивация была. Но мне хочется верить, что интерес мы подогреваем. У нас охвачены все категории населения от 0 до 100. Другое дело, что всё-таки печатные СМИ уменьшаются и в количестве, и в тиражах. Вот говорят, что мы уйдём в сети. Но какой там язык? Если предмет в школе не ведётся, мы потеряем остатки литературной речи.  
 
– В нашем детстве пресса приходила в каждый дом, и мотивация была. Но мне хочется верить, что интерес мы подогреваем. У нас охвачены все категории населения от 0 до 100. Другое дело, что всё-таки печатные СМИ уменьшаются и в количестве, и в тиражах. Вот говорят, что мы уйдём в сети. Но какой там язык? Если предмет в школе не ведётся, мы потеряем остатки литературной речи.  
Строка 81: Строка 77:
 
В наших изданиях однозначно сохраняется литературный язык. Я очень одобряю диалектизмы, потому что считаю это богатством. Если мы пишем материал, например, из Глазовского района, все цитаты, все высказывания даём исключительно на северном диалекте. Вот это как раз и подогревает интерес. Иногда даже звонят: «О, какое интересное слово напечатали!» Недавно я узнала слово «чеброс» – звучит как «чебер», но, оказывается, это «аккуратно». Поезжайте чеброс, – провожали нас глазовчане. Мне казалось, что я знаю весь словарь, но вот находятся ещё. Кстати, «Иднакар» у нас полностью выходит на северном диалекте.  
 
В наших изданиях однозначно сохраняется литературный язык. Я очень одобряю диалектизмы, потому что считаю это богатством. Если мы пишем материал, например, из Глазовского района, все цитаты, все высказывания даём исключительно на северном диалекте. Вот это как раз и подогревает интерес. Иногда даже звонят: «О, какое интересное слово напечатали!» Недавно я узнала слово «чеброс» – звучит как «чебер», но, оказывается, это «аккуратно». Поезжайте чеброс, – провожали нас глазовчане. Мне казалось, что я знаю весь словарь, но вот находятся ещё. Кстати, «Иднакар» у нас полностью выходит на северном диалекте.  
  
'''Владимир БАЙМЕТОВ: Расскажите о книге про исчезающие деревни. Как и в связи с чем пришла идея написать её и издать?'''
+
Владимир БАЙМЕТОВ: Расскажите о книге про исчезающие деревни. Как и в связи с чем пришла идея написать её и издать?  
  
 
– Это проект газеты «Удмурт дунне». Любой юбилей – повод переформатироваться, и мы хотели придумать что-то, связанное с цифрой 100. Так родилась рубрика «100 дорог». Мы хотели найти 100 точек, где никогда ещё не были журналисты. Выбирали самые малонаселённые, где живут один-два человека – да, и такие поселения тоже есть. Мы хотели это сделать за 2 года до столетия, учитывая, что в год выходит 50 номеров, но рубрика так понравилась читателям, что они попросили продолжения. И на сегодня у нас 400 таких репортажей! Тут возникла другая тема: мне было очень жаль, что рубрика живёт лишь в газете, которая рано или поздно превращается в макулатуру. Это необидно – так заведено, но мне хотелось что-то оставить для истории, тем более материал есть. Вспомнила ещё историка Галину Аркадьевну Никитину, которая была почитателем этой рубрики, писала научные труды про сельское сообщество. У неё много упоминаний про «Удмурт дунне». А тут ещё столетие Удмуртии, потом – Год села… В общем, мы это сделали. Туда, правда, вошло не 400 репортажей, а всего 171, в октябре планируем презентацию.  
 
– Это проект газеты «Удмурт дунне». Любой юбилей – повод переформатироваться, и мы хотели придумать что-то, связанное с цифрой 100. Так родилась рубрика «100 дорог». Мы хотели найти 100 точек, где никогда ещё не были журналисты. Выбирали самые малонаселённые, где живут один-два человека – да, и такие поселения тоже есть. Мы хотели это сделать за 2 года до столетия, учитывая, что в год выходит 50 номеров, но рубрика так понравилась читателям, что они попросили продолжения. И на сегодня у нас 400 таких репортажей! Тут возникла другая тема: мне было очень жаль, что рубрика живёт лишь в газете, которая рано или поздно превращается в макулатуру. Это необидно – так заведено, но мне хотелось что-то оставить для истории, тем более материал есть. Вспомнила ещё историка Галину Аркадьевну Никитину, которая была почитателем этой рубрики, писала научные труды про сельское сообщество. У неё много упоминаний про «Удмурт дунне». А тут ещё столетие Удмуртии, потом – Год села… В общем, мы это сделали. Туда, правда, вошло не 400 репортажей, а всего 171, в октябре планируем презентацию.  
  
'''– Как нашли финансирование для издания книги?'''
+
– Как нашли финансирование для издания книги?  
  
 
– Во-первых, я очень благодарна своим  сотрудникам. У них не возникает вопросов «зачем нам это надо?» и «что нам за это будет?»  Ценю. Если есть возможность,  поощряем. Конечно, ждут, но не требуют. Может, это звучит пафосно, но мы не просто работники, мы не просто журналисты, мы, как и раньше, агитаторы и пропагандисты. Никто это не сделает, кроме нас. Почему наши просветители 100 лет назад это делали, жертвовали своей жизнью, а мы не можем пожертвовать хотя бы своим временем? Что тогда требовать с других? Так надо.  
 
– Во-первых, я очень благодарна своим  сотрудникам. У них не возникает вопросов «зачем нам это надо?» и «что нам за это будет?»  Ценю. Если есть возможность,  поощряем. Конечно, ждут, но не требуют. Может, это звучит пафосно, но мы не просто работники, мы не просто журналисты, мы, как и раньше, агитаторы и пропагандисты. Никто это не сделает, кроме нас. Почему наши просветители 100 лет назад это делали, жертвовали своей жизнью, а мы не можем пожертвовать хотя бы своим временем? Что тогда требовать с других? Так надо.  
Строка 93: Строка 89:
 
Книга про исчезающие деревни выпущена в количестве 100 экземпляров. Это очень мало, но сейчас это дорогое удовольствие. Если будет много желающих приобрести, сделаем дополнительный тираж.   
 
Книга про исчезающие деревни выпущена в количестве 100 экземпляров. Это очень мало, но сейчас это дорогое удовольствие. Если будет много желающих приобрести, сделаем дополнительный тираж.   
  
'''Анна ВАРДУГИНА: Невероятно. Складывается ощущение, что Удмуртия становится центром сохранения культуры маленьких исчезающих деревень. Чего только стоит Сепский музей.'''
+
Анна ВАРДУГИНА: Невероятно. Складывается ощущение, что Удмуртия становится центром сохранения культуры маленьких исчезающих деревень. Чего только стоит Сепский музей.  
  
 
– Когда я дарю книгу  читателям на выездах, я всем желаю, чтобы их деревня не попала в такую книгу. Наша книга издана не для того, чтобы полюбоваться на картинки. Надо, чтобы мы видели ситуацию и не допускали кризиса малых деревень.  
 
– Когда я дарю книгу  читателям на выездах, я всем желаю, чтобы их деревня не попала в такую книгу. Наша книга издана не для того, чтобы полюбоваться на картинки. Надо, чтобы мы видели ситуацию и не допускали кризиса малых деревень.  
Строка 99: Строка 95:
 
Я сама из маленькой деревни, возможно, поэтому и появилась такая идея. Когда езжу в эти отдалённые места, я благодарю местных предпринимателей, потому что деревня живёт за их счёт. Сейчас проводятся дороги, идёт газификация, но людей уже сюда не вернуть, может, лет через 50 что-то и произойдёт. В нашей маленькой деревне живут очень зажиточные семьи, у ворот стоит по 3 машины. Они все многодетные. Я спрашиваю, ездят ли они отдыхать, а у них нет возможности: куда они денут скотину, к машине привяжут? Семейно отдыхать не получается, а ведь как хочется поехать хотя бы в город! Помню, когда была маленькой, поездка в Ижевск превращалась в целое событие.  
 
Я сама из маленькой деревни, возможно, поэтому и появилась такая идея. Когда езжу в эти отдалённые места, я благодарю местных предпринимателей, потому что деревня живёт за их счёт. Сейчас проводятся дороги, идёт газификация, но людей уже сюда не вернуть, может, лет через 50 что-то и произойдёт. В нашей маленькой деревне живут очень зажиточные семьи, у ворот стоит по 3 машины. Они все многодетные. Я спрашиваю, ездят ли они отдыхать, а у них нет возможности: куда они денут скотину, к машине привяжут? Семейно отдыхать не получается, а ведь как хочется поехать хотя бы в город! Помню, когда была маленькой, поездка в Ижевск превращалась в целое событие.  
  
'''Татьяна НИКОЛАЕВА: Вы не скучаете по деревенской жизни? И в каком обществе сегодня вам комфортнее?'''
+
Татьяна НИКОЛАЕВА: Вы не скучаете по деревенской жизни? И в каком обществе сегодня вам комфортнее?  
  
 
– Я не научилась нормально доить корову, но работы всё время было столько, что некогда было нормально почитать книжку. И позднее лет до 40 мне не надо было никакого огорода: так устала в детстве, хотелось вырваться. В выходные в городе я могла лежать на диване и читать – мне казалось, что так надо жить. А сейчас я обожаю работу на земле – видимо, зов крови, или возраст подошёл. Сегодня я абсолютно одинаково чувствую себя что в городе, что в деревне. Мне даже перестраиваться не надо – это происходит автоматически. И мне комфортно что с русскими, что с удмуртами. Мне комфортно дома и на работе. Не понимаю людей, которые ходят на нелюбимую работу. У меня никогда такого не было.  
 
– Я не научилась нормально доить корову, но работы всё время было столько, что некогда было нормально почитать книжку. И позднее лет до 40 мне не надо было никакого огорода: так устала в детстве, хотелось вырваться. В выходные в городе я могла лежать на диване и читать – мне казалось, что так надо жить. А сейчас я обожаю работу на земле – видимо, зов крови, или возраст подошёл. Сегодня я абсолютно одинаково чувствую себя что в городе, что в деревне. Мне даже перестраиваться не надо – это происходит автоматически. И мне комфортно что с русскими, что с удмуртами. Мне комфортно дома и на работе. Не понимаю людей, которые ходят на нелюбимую работу. У меня никогда такого не было.  
Строка 107: Строка 103:
 
– Это да. Молодые, многодетные, одна девушка сейчас родила пятого. У двоих по двойне. Есть, конечно, и сложности. Вот ушли недавно сотрудницы сразу впятером на больничный: дети маленькие, болеют. Какая нагрузка на оставшихся! Но так приятно, что у нас молодёжь и истинные патриоты. После школы к нам забегают детки, и мы их с радостью встречаем. Но замечаем: если до школы они разговаривали на удмуртском, то теперь всё чаще  – на русском. Среда всё-таки имеет значение. Неправда, что всё идёт из семьи.  
 
– Это да. Молодые, многодетные, одна девушка сейчас родила пятого. У двоих по двойне. Есть, конечно, и сложности. Вот ушли недавно сотрудницы сразу впятером на больничный: дети маленькие, болеют. Какая нагрузка на оставшихся! Но так приятно, что у нас молодёжь и истинные патриоты. После школы к нам забегают детки, и мы их с радостью встречаем. Но замечаем: если до школы они разговаривали на удмуртском, то теперь всё чаще  – на русском. Среда всё-таки имеет значение. Неправда, что всё идёт из семьи.  
  
'''Анна ВАРДУГИНА: Какие цели и задачи ставились при создании Издательского дома национальной прессы? Насколько успешно всё воплощается?'''
+
Анна ВАРДУГИНА: Какие цели и задачи ставились при создании Издательского дома национальной прессы? Насколько успешно всё воплощается?  
  
 
– Это решение учредителя – объединить издания. Считаю его логичным. Нас мало, но между нами всё равно существовала конкуренция за читателя, подписчика. Все мы работали врозь. А тут мы сконцентрировали все силы, ресурсы, в том числе интеллектуальные и материальные. Уверена, что эта реорганизация поможет нам выйти на какой-то новый уровень. Особенно это хорошо для небольших редакций. У нас появились новые должности – системный администратор, менеджер по продвижению, дизайнер, художественный редактор. Маленькая удмуртская организация была обречена на исчезновение. Их переводили в казённые учреждения. А что такое «казёнка»? Конкретное задание, конкретное финансирование, голые оклады. Мы же остались «аушкой» и имеем возможность что-то зарабатывать сами.  Вместе выезжаем на творческие встречи, чтобы удержать подписчиков. Да, эффективнее используем традиционные формы. Конечно, в соцсетях у нас созданы группы, и рассылки делаем, и сайт ведём. Но это не работает на нашу аудиторию – немного другой менталитет. Может, кому-то покажется формат встреч избитым, но он работает. В одну из подписных кампаний я сама выезжала на встречи 17 раз. Очень удивляет, когда просят прочитать стихи.   
 
– Это решение учредителя – объединить издания. Считаю его логичным. Нас мало, но между нами всё равно существовала конкуренция за читателя, подписчика. Все мы работали врозь. А тут мы сконцентрировали все силы, ресурсы, в том числе интеллектуальные и материальные. Уверена, что эта реорганизация поможет нам выйти на какой-то новый уровень. Особенно это хорошо для небольших редакций. У нас появились новые должности – системный администратор, менеджер по продвижению, дизайнер, художественный редактор. Маленькая удмуртская организация была обречена на исчезновение. Их переводили в казённые учреждения. А что такое «казёнка»? Конкретное задание, конкретное финансирование, голые оклады. Мы же остались «аушкой» и имеем возможность что-то зарабатывать сами.  Вместе выезжаем на творческие встречи, чтобы удержать подписчиков. Да, эффективнее используем традиционные формы. Конечно, в соцсетях у нас созданы группы, и рассылки делаем, и сайт ведём. Но это не работает на нашу аудиторию – немного другой менталитет. Может, кому-то покажется формат встреч избитым, но он работает. В одну из подписных кампаний я сама выезжала на встречи 17 раз. Очень удивляет, когда просят прочитать стихи.   
  
'''– Ваши стихи часто превращаются в песни?'''
+
– Ваши стихи часто превращаются в песни?  
  
 
– В последнее время. В основном сотрудничаю с Геннадием Ивановичем Бекмановым. Он – народный артист Удмуртии, работает в Национальном театре. На свой юбилей я написала песню для мамы «Сердце матери» («Анай сюлэм»). Эта песня сейчас в тройке лучших на нашем удмуртском радио. Геннадий Иванович сначала смотрит текст, а потом сочиняет музыку, мне нравится его подход. Бывает, что стихи пишешь долго. А бывает – как озарение приходит. У меня в изголовье всегда блокнот и ручка – так принято ещё с молодости.  
 
– В последнее время. В основном сотрудничаю с Геннадием Ивановичем Бекмановым. Он – народный артист Удмуртии, работает в Национальном театре. На свой юбилей я написала песню для мамы «Сердце матери» («Анай сюлэм»). Эта песня сейчас в тройке лучших на нашем удмуртском радио. Геннадий Иванович сначала смотрит текст, а потом сочиняет музыку, мне нравится его подход. Бывает, что стихи пишешь долго. А бывает – как озарение приходит. У меня в изголовье всегда блокнот и ручка – так принято ещё с молодости.  
Строка 117: Строка 113:
 
Помню, как так же легко  написался гимн к 100-летию газеты. Однажды я ехала из Саранска и оказалась на верхней полке поезда – да, неудобства мотивируют. Внизу ехали дети. И я не могла спуститься, лежала, думала, что раз не могу уснуть, надо что-то делать. А юбилей в моей голове крутился уже 3 года, и один из пунктов плана – написание гимна. Я включила бра и написала. Слова к гимну. Даже исправлений не было. Потом отдала композитору Евгении Копысовой. Когда стихи идут из сердца, пишется моментально. На юбилейном вечере газеты гимн исполняла Хоровая капелла Удмуртии, это было так торжественно – полный зал читателей слушали его стоя!  
 
Помню, как так же легко  написался гимн к 100-летию газеты. Однажды я ехала из Саранска и оказалась на верхней полке поезда – да, неудобства мотивируют. Внизу ехали дети. И я не могла спуститься, лежала, думала, что раз не могу уснуть, надо что-то делать. А юбилей в моей голове крутился уже 3 года, и один из пунктов плана – написание гимна. Я включила бра и написала. Слова к гимну. Даже исправлений не было. Потом отдала композитору Евгении Копысовой. Когда стихи идут из сердца, пишется моментально. На юбилейном вечере газеты гимн исполняла Хоровая капелла Удмуртии, это было так торжественно – полный зал читателей слушали его стоя!  
  
'''– Если бы вы не стали редактором, чем бы вы занялись?'''
+
– Если бы вы не стали редактором, чем бы вы занялись?  
  
 
– Я так люблю «Удмурт дунне», что не представляю, как бы я жила без этой работы. Ощущение, что я просто родилась там. Но я женщина. Если бы жизнь потекла по другому руслу, в моей жизни были бы ремёсла или какое-то другое творчество. Я очень чётко понимаю свою человеческую и женскую миссию.  
 
– Я так люблю «Удмурт дунне», что не представляю, как бы я жила без этой работы. Ощущение, что я просто родилась там. Но я женщина. Если бы жизнь потекла по другому руслу, в моей жизни были бы ремёсла или какое-то другое творчество. Я очень чётко понимаю свою человеческую и женскую миссию.  
  
'''УП вопрос'''
+
УП вопрос  
  
 
Екатерина Емельянова, директор Центра профпереподготовки, задаёт вопрос: какие профессии исчезнут через 10 лет?  
 
Екатерина Емельянова, директор Центра профпереподготовки, задаёт вопрос: какие профессии исчезнут через 10 лет?  
  
– Не хочется, чтобы исчезли наши профессии. Робот статью о человеке не напишет. Мне кажется, оператор набора текста, кондуктор, кассир в магазине. Следующего гостя «Планёрки» хочу спросить, как придать индивидуальность нашему городу? Понравилось бы ему, если бы в оформлении города дизайнеры использовали этнический колорит?  
+
– Не хочется, чтобы исчезли наши профессии. Робот статью о человеке не напишет. Мне кажется, оператор набора текста, кондуктор, кассир в магазине. Следующего гостя «Планёрки» хочу спросить, как придать индивидуальность нашему городу? Понравилось бы ему, если бы в оформлении города дизайнеры использовали этнический колорит? УП задание
 
 
'''УП задание'''
 
 
 
 
Задание будет не от меня, а от читателя Валентины Чупиной из деревни Золотарёво Глазовского района.  Валентина Николаевна просит разобраться: почему сельские жители, проживая в лесной зоне, не могут себе позволить построить деревянную баню?! Лесники не дают разрешение на рубку делового леса. Конечно, можно приобрести готовый сруб у предпринимателей, но это в разы дороже. Да и деревенские мужчины пока не разучились рубить баню...  
 
Задание будет не от меня, а от читателя Валентины Чупиной из деревни Золотарёво Глазовского района.  Валентина Николаевна просит разобраться: почему сельские жители, проживая в лесной зоне, не могут себе позволить построить деревянную баню?! Лесники не дают разрешение на рубку делового леса. Конечно, можно приобрести готовый сруб у предпринимателей, но это в разы дороже. Да и деревенские мужчины пока не разучились рубить баню...  
  

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Воршуд» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Воршуд:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!