Редактирование: Пельмени

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.

Текущая версия Ваш текст
Строка 96: Строка 96:
 
Далее не поясняется, какую роль играло это блюдо в процессе совместной трапезы. Однако перечисленные начинки, среди которых фигурировали перец, тесто и мука, свидетельствуют о том, что такие изделия не могли использоваться лишь в утилитарных целях.
 
Далее не поясняется, какую роль играло это блюдо в процессе совместной трапезы. Однако перечисленные начинки, среди которых фигурировали перец, тесто и мука, свидетельствуют о том, что такие изделия не могли использоваться лишь в утилитарных целях.
  
К началу XX в. относятся случаи использования пельменей у закамских удмуртов (ныне Белебеевский р-н Башкортостана и Бугульминский р-н Татарстана). В процессе свадебного обряда в доме жениха перед первой брачной ночью “двое или трое из присутствующих парней в нецензурных выражениях при хохоте собравшейся молодежи…освящали приготовленные из луку, ягод и трав пельмени, а в других местах сваренное на этот случай толокно. Эти пельмени служат им не столько для еды, сколько для забавы – кидания ими друг в друга. Окончив эту церемонию, невесту с женихом насильно укладывают в приготовленную постель и уходят, оставляя кенос (летнее неотапливаемое спальное помещение. – Н.Ш.) запертым снаружи. В доме же тем временем идет усиленная пирушка” (Ильин 1926: 46–47). П.А. Корчагин, рассматривая эти данные, называет такие кулинарные изделия “странными пельменями”, называя их (что неверно) комочками или мячиками, которые использовали не как кушанье, а лишь как атрибут игрищ, для метания друг в друга (Корчагин 2015: 90–91). Аналогичный обряд ''азьла мынтӧм'' (плата на лугу), который был приурочен к Троице или Петрову дню, проводили удорские коми. Молодушки, вышедшие замуж в текущем году, одаривали присутствующих шаньгами, калачами, сушками и другими угощениями, а матери молодушек бросали участникам церемонии выпечку (Чудова 2011: 133).
+
К началу XX в. относятся случаи использования пельменей у закамских удмуртов (ныне Белебеевский р-н Башкортостана и Бугульминский р-н Татарстана). В процессе свадебного обряда в доме жениха перед первой брачной ночью “двое или трое из присутствующих парней в нецензурных выражениях при хохоте собравшейся молодежи…освящали приготовленные из луку, ягод и трав пельмени, а в других местах сваренное на этот случай толокно. Эти пельмени служат им не столько для еды, сколько для забавы – кидания ими друг в друга. Окончив эту церемонию, невесту с женихом насильно укладывают в приготовленную постель и уходят, оставляя кенос (летнее неотапливаемое спальное помещение. – Н.Ш.) запертым снаружи. В доме же тем временем идет усиленная пирушка” (Ильин 1926: 46–47). П.А. Корчагин, рассматривая эти данные, называет такие кулинарные изделия “странными пельменями”, называя их (что неверно) комочками или мячиками, которые использовали не как кушанье, а лишь как атрибут игрищ, для метания друг в друга (Корчагин 2015: 90–91). Аналогичный обряд азьла мынтӧм (плата на лугу), который был приурочен к Троице или Петрову дню, проводили удорские коми. Молодушки, вышедшие замуж в текущем году, одаривали присутствующих шаньгами, калачами, сушками и другими угощениями, а матери молодушек бросали участникам церемонии выпечку (Чудова 2011: 133).
  
Использование пельменей в ритуальных целях прослежено и в других удмуртских селениях. В д. Сибы (Можгинский р-н, Удмуртия) в доме жениха принято совершать ритуал ''пельнянь вӧсян'' (моление/освящение пельменей). “После приезда невесты молодых отправляют в амбар на час-два. Затем друзья жениха заходят к молодым с блюдом пельменей и произносят над этим блюдом моления шуточно-эротического содержания” (Чуракова 1986: 18). В этой же местности, в д. Ныши-Какси (офиц. Большие Сибы, Можгинский р-н, Удмуртия), обряд пельмен вӧсян проводили с некоторыми вариациями. При этом пельмень символизировал женский детородный орган. Обряд практиковали на следующий день после брачной ночи. “Женщины варили с утра пельмени, а затем запирали невесту в амбаре и ели возле запертой двери пельмени, сопровождая это шутливыми, часто непристойными песенками по поводу проведенной молодыми первой ночи. <…> Эта забава сопровождалась шутливой борьбой и перебранкой между участниками, импровизированными диалогами, остротами и общим весельем…” (Долганова, Морозов 2002: 47–48).
+
Использование пельменей в ритуальных целях прослежено и в других удмуртских селениях. В д. Сибы (Можгинский р-н, Удмуртия) в доме жениха принято совершать ритуал пельнянь вӧсян (моление/освящение пельменей). “После приезда невесты молодых отправляют в амбар на час-два. Затем друзья жениха заходят к молодым с блюдом пельменей и произносят над этим блюдом моления шуточно-эротического содержания” (Чуракова 1986: 18). В этой же местности, в д. Ныши-Какси (офиц. Большие Сибы, Можгинский р-н, Удмуртия), обряд пельмен вӧсян проводили с некоторыми вариациями. При этом пельмень символизировал женский детородный орган. Обряд практиковали на следующий день после брачной ночи. “Женщины варили с утра пельмени, а затем запирали невесту в амбаре и ели возле запертой двери пельмени, сопровождая это шутливыми, часто непристойными песенками по поводу проведенной молодыми первой ночи. <…> Эта забава сопровождалась шутливой борьбой и перебранкой между участниками, импровизированными диалогами, остротами и общим весельем…” (Долганова, Морозов 2002: 47–48).
  
По полевым данным фольклориста Т.Г. Владыкиной, в д. Непременная Лудзя (Завьяловский р-н, Удмуртия) на свадьбу стряпали пельмени с мохом (''ӝуен пельнянь''). В первую брачную ночь молодых укладывали в постель и закрывали в кеносе со словами: ''“Коть кокаськэ, коть лёгаськэ”'' (“Хоть стукайтесь, хоть топчитесь”). После этого молодые парни ели приготовленные ''ӝуен пельнянь'' с непристойными шутками и насмешками. В одном семантическом ряду с описанными действиями лежит обычай на второй день свадьбы есть ''ыжгонэн табань'' (табани с шерстью), соблюдавшийся в д. Якшур (Завьяловский р-н, Удмуртия) (устное сообщение Т.Г. Владыкиной). В свадебной обрядности коми-зырян подобные функции выполняли пирожки. Так, в вымской и нижневычегодской традиции на второй день свадьбы (у летских коми на третий день) в доме жениха молодая жена пекла пироги ''ичмонь пирӧг'' (пирог невесты). При этом все участники церемонии строили козни молодушке. В доме жениха происходил обряд выкупа невесты, при котором родителей со стороны молодой одаривали хлебом, банщицу – жареной уткой, а подруг – пирогами (Чудова 2011: 130, 132).
+
По полевым данным фольклориста Т.Г. Владыкиной, в д. Непременная Лудзя (Завьяловский р-н, Удмуртия) на свадьбу стряпали пельмени с мохом (ӝуен пельнянь). В первую брачную ночь молодых укладывали в постель и закрывали в кеносе со словами: “Коть кокаськэ, коть лёгаськэ” (“Хоть стукайтесь, хоть топчитесь”). После этого молодые парни ели приготовленные ӝуен пельнянь с непристойными шутками и насмешками. В одном семантическом ряду с описанными действиями лежит обычай на второй день свадьбы есть ыжгонэн табань (табани с шерстью), соблюдавшийся в д. Якшур (Завьяловский р-н, Удмуртия) (устное сообщение Т.Г. Владыкиной). В свадебной обрядности коми-зырян подобные функции выполняли пирожки. Так, в вымской и нижневычегодской традиции на второй день свадьбы (у летских коми на третий день) в доме жениха молодая жена пекла пироги ичмонь пирӧг (пирог невесты). При этом все участники церемонии строили козни молодушке. В доме жениха происходил обряд выкупа невесты, при котором родителей со стороны молодой одаривали хлебом, банщицу – жареной уткой, а подруг – пирогами (Чудова 2011: 130, 132).
  
Во второй половине XX в. пельмени готовили в большом количестве к свадьбе, ими кормили молодых в доме жениха. Как доброе пожелание новобрачным, в начинку некоторых из них клали соль, овес, ячмень, хвою, монетки. Все участники наблюдали, как едят пельмени жених с невестой, какая начинка им попадется. От этого зависело, будут ли счастливы молодые, каково будет их благосостояние. Если попадет соль или мука – будут жить счастливо, если ячмень – всю жизнь проживут в переживаниях и т.д. (Трофимова 1991: 89). У летских коми-зырян пекли пирожки ''ёсьта пирӧг'' (пирог с лучинками), в которые запекали кусочек лучинки или монетку (Чудова 2011: 132). Закамские удмурты для свадебного стола лепили особенно мелкие пельмени, края которых красиво прищипывали в виде узорного обрамления. В пельмени клали для удачи что-нибудь особое (тесто, монетку, даже кусочек угля) с пожеланием: кому достанется, тот окажется удачливым, счастливым или станет богатым (если попалась монета). Говорили при этом: “''Шудо муртлы сюроз''” (“Достанется счастливому человеку”) (устное сообщение этнолога Т.Г. Миннияхметовой). В свадебной обрядности русских Северного Прикамья упоминаются “заветные пельмени”, по которым гадали о судьбе: “Во второй день у нас еще пельмени заветные стряпали, по ним загадывали, исполнится желание или нет” (Подюков и др. 2004: 108).
+
Во второй половине XX в. пельмени готовили в большом количестве к свадьбе, ими кормили молодых в доме жениха. Как доброе пожелание новобрачным, в начинку некоторых из них клали соль, овес, ячмень, хвою, монетки. Все участники наблюдали, как едят пельмени жених с невестой, какая начинка им попадется. От этого зависело, будут ли счастливы молодые, каково будет их благосостояние. Если попадет соль или мука – будут жить счастливо, если ячмень – всю жизнь проживут в переживаниях и т.д. (Трофимова 1991: 89). У летских коми-зырян пекли пирожки ёсьта пирӧг (пирог с лучинками), в которые запекали кусочек лучинки или монетку (Чудова 2011: 132). Закамские удмурты для свадебного стола лепили особенно мелкие пельмени, края которых красиво прищипывали в виде узорного обрамления. В пельмени клали для удачи что-нибудь особое (тесто, монетку, даже кусочек угля) с пожеланием: кому достанется, тот окажется удачливым, счастливым или станет богатым (если попалась монета). Говорили при этом: “Шудо муртлы сюроз” (“Достанется счастливому человеку”) (устное сообщение этнолога Т.Г. Миннияхметовой). В свадебной обрядности русских Северного Прикамья упоминаются “заветные пельмени”, по которым гадали о судьбе: “Во второй день у нас еще пельмени заветные стряпали, по ним загадывали, исполнится желание или нет” (Подюков и др. 2004: 108).
  
В наши дни у кукморских удмуртов фольклорист Д.Л. Корнилов заснял на видео один из свадебных обрядов ''чумер сиён'' (чумер < тат. ''чумар'' – клецки, ''сиён'' – поедание, т.е. поедание клецок), который проводили с родственниками на следующий день после умыкания невесты или сватовства. Хотя этот ритуал называют ''чумер сиён'' (чумер – позднее тюркское заимствование), фактически это ''пельмен сиён'', т.к. в качестве обрядового кушанья выступают пельмени. Их лепят из разных продуктов: меда, варенья, соли, перца молотого и горошком, кусочков сыра, колбасы, шоколадных конфет, моркови, яблок, огурцов, лука, капусты, апельсинов. Собравшиеся гости берут руками по пельменю, а взамен кладут в специальный мешочек монеты. В зависимости от начинки определяют, какая будет жизнь – богатая, счастливая, сладкая и пр. (видео из личной коллекции Д.Л. Корнилова).
+
В наши дни у кукморских удмуртов фольклорист Д.Л. Корнилов заснял на видео один из свадебных обрядов чумер сиён (чумер < тат. чумар – клецки, сиён – поедание, т.е. поедание клецок), который проводили с родственниками на следующий день после умыкания невесты или сватовства. Хотя этот ритуал называют чумер сиён (чумер – позднее тюркское заимствование), фактически это пельмен сиён, т.к. в качестве обрядового кушанья выступают пельмени. Их лепят из разных продуктов: меда, варенья, соли, перца молотого и горошком, кусочков сыра, колбасы, шоколадных конфет, моркови, яблок, огурцов, лука, капусты, апельсинов. Собравшиеся гости берут руками по пельменю, а взамен кладут в специальный мешочек монеты. В зависимости от начинки определяют, какая будет жизнь – богатая, счастливая, сладкая и пр. (видео из личной коллекции Д.Л. Корнилова).
  
 
Среди уральцев, русских и коми-пермяков пельмени лепили для свадеб и поминок, на крестины, а также во время заговенья, разговения (Долдина 1999: 25, 157–158; Черных 2007: 92–93; Корчагин 2015: 88). По сведениям Г.Н. Чагина, русские крестьяне Среднего Урала в середине XIX – начале XX вв. навещали роженицу со специальной пищей, которая включала и пельмени. “Проведывая, женщины обязательно приносили как на праздник свое угощение – пельмени, шаньги, блины, оладьи, пироги с рыбой, сладкую стряпню” (Чагин 1991: 81).
 
Среди уральцев, русских и коми-пермяков пельмени лепили для свадеб и поминок, на крестины, а также во время заговенья, разговения (Долдина 1999: 25, 157–158; Черных 2007: 92–93; Корчагин 2015: 88). По сведениям Г.Н. Чагина, русские крестьяне Среднего Урала в середине XIX – начале XX вв. навещали роженицу со специальной пищей, которая включала и пельмени. “Проведывая, женщины обязательно приносили как на праздник свое угощение – пельмени, шаньги, блины, оладьи, пироги с рыбой, сладкую стряпню” (Чагин 1991: 81).
Строка 110: Строка 110:
 
Изучение свадебных обрядов удмуртов конца XIX – начала XX вв. позволяет сделать вывод о том, что сам пельмень, его форма, начинки из зерна и других характерных продуктов являлись символом женского полового органа и играли важную роль в магии плодородия. Их использовали до или после первой брачной ночи (у коми-зырян вместо пельменей были пирожки). В последующем семантика этих обычаев была утеряна, и к концу XX в. пельмени лепили уже скорее по традиции, как важное праздничное/свадебное угощение. Пельмени с особыми начинками стали своеобразными атрибутами гадания, призванного обеспечить молодым благополучие, плодовитость. С этой же целью у славянских народов практиковали обсыпание молодых зерном, крупой, хмелем, орехами, сладостями и пр. (Гура 2009: 108–109).
 
Изучение свадебных обрядов удмуртов конца XIX – начала XX вв. позволяет сделать вывод о том, что сам пельмень, его форма, начинки из зерна и других характерных продуктов являлись символом женского полового органа и играли важную роль в магии плодородия. Их использовали до или после первой брачной ночи (у коми-зырян вместо пельменей были пирожки). В последующем семантика этих обычаев была утеряна, и к концу XX в. пельмени лепили уже скорее по традиции, как важное праздничное/свадебное угощение. Пельмени с особыми начинками стали своеобразными атрибутами гадания, призванного обеспечить молодым благополучие, плодовитость. С этой же целью у славянских народов практиковали обсыпание молодых зерном, крупой, хмелем, орехами, сладостями и пр. (Гура 2009: 108–109).
  
Пельмени являлись торжественным блюдом, выполнявшим функцию объединения. В конце XIX в. удмурты Сосновского края (ныне Шарканский р-н, Удмуртия) “к Рождеству Христову заготавливают пельмени на весь праздник пудовки по две и по три; пельмени едят без уксуса и перца” (Верещагин 1995 [1886]: 28). Для удмуртов, коми-пермяков и русских Приуралья пельмени были и остаются до сих пор неотъемлемой составляющей праздничных семейных трапез. Это кушанье лепили вместе все члены семьи, а затем совершали совместную трапезу. Они считаются непременным атрибутом новогоднего угощения. Закамские удмурты ставят пельмени на стол в период новогодних праздников как главное блюдо, взамен освященной каши. Бывает, пельмени варят в мясном супе (устное сообщение Т.Г. Миннияхметовой). На праздники (''ӟумшан'' – гуляние, веселье – и ''ӟуон'' – пир, пиршество) приглашают гостей, а затем совершают гуляния и угощают пельменями, переходя из дома в дом. В 1960–1980-х годах при подготовке к праздничному застолью было принято лепить счастливые пельмени с начинкой из теста, меда, перца, других ингредиентов. В 1970–1980-х годах в удмуртских и коми деревнях зимой каждая семья заготавливала впрок целое ведро, мешок или кадку пельменей как для повседневного употребления, так и для угощения гостей. В зимнюю пору школьники могли прийти домой и самостоятельно отварить это горячее и калорийное кушанье (ПМА 2016–2017 гг.; Долдина 1999: 158).
+
Пельмени являлись торжественным блюдом, выполнявшим функцию объединения. В конце XIX в. удмурты Сосновского края (ныне Шарканский р-н, Удмуртия) “к Рождеству Христову заготавливают пельмени на весь праздник пудовки по две и по три; пельмени едят без уксуса и перца” (Верещагин 1995 [1886]: 28). Для удмуртов, коми-пермяков и русских Приуралья пельмени были и остаются до сих пор неотъемлемой составляющей праздничных семейных трапез. Это кушанье лепили вместе все члены семьи, а затем совершали совместную трапезу. Они считаются непременным атрибутом новогоднего угощения. Закамские удмурты ставят пельмени на стол в период новогодних праздников как главное блюдо, взамен освященной каши. Бывает, пельмени варят в мясном супе (устное сообщение Т.Г. Миннияхметовой). На праздники (ӟумшан – гуляние, веселье – и ӟуон – пир, пиршество) приглашают гостей, а затем совершают гуляния и угощают пельменями, переходя из дома в дом. В 1960–1980-х годах при подготовке к праздничному застолью было принято лепить счастливые пельмени с начинкой из теста, меда, перца, других ингредиентов. В 1970–1980-х годах в удмуртских и коми деревнях зимой каждая семья заготавливала впрок целое ведро, мешок или кадку пельменей как для повседневного употребления, так и для угощения гостей. В зимнюю пору школьники могли прийти домой и самостоятельно отварить это горячее и калорийное кушанье (ПМА 2016–2017 гг.; Долдина 1999: 158).
  
 
=Время и место изобретения пельменей=
 
=Время и место изобретения пельменей=

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Воршуд» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Воршуд:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!