Редактирование: Пельмени

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.

Текущая версия Ваш текст
Строка 56: Строка 56:
 
=Характерные черты удмуртских пельменей=
 
=Характерные черты удмуртских пельменей=
  
Среди удмуртского населения существовали разнообразные способы приготовления пельменей. В конце XIX в. у шарканских удмуртов ''пельнянь'' лепили со свининой, а тесто месили из ржаной муки, без яиц (Верещагин 1995 [1886]: 29). Интересно отметить, что еще в 1920-е годы своеобразие пельменей у удмуртов-калмезов заключалось в том, что пельмени стряпались так же как у русских, но “разница лишь в том, что их начиняют вареным мясом, а не сырым, или же конопляным семенем (лӧпкытэм)” (Петропавловский 1926: 102). У кезских удмуртов было принято осенью после забоя скота готовить блюдо ''таба вылын пельнянь'' (пельмени на сковороде), которые представляли собой пресные пирожки в форме пельменя с начинкой из рубца (устное сообщение фольклориста Т.Г. Владыкиной).
+
Среди удмуртского населения существовали разнообразные способы приготовления пельменей. В конце XIX в. у шарканских удмуртов пельнянь лепили со свининой, а тесто месили из ржаной муки, без яиц (Верещагин 1995 [1886]: 29). Интересно отметить, что еще в 1920-е годы своеобразие пельменей у удмуртов-калмезов заключалось в том, что пельмени стряпались так же как у русских, но “разница лишь в том, что их начиняют вареным мясом, а не сырым, или же конопляным семенем (лӧпкытэм)” (Петропавловский 1926: 102). У кезских удмуртов было принято осенью после забоя скота готовить блюдо таба вылын пельнянь (пельмени на сковороде), которые представляли собой пресные пирожки в форме пельменя с начинкой из рубца (устное сообщение фольклориста Т.Г. Владыкиной).
  
У северных удмуртов лепили пельмени небольших размеров (3–4 см), а для придания сочности концы их не прищипывали (это касается только мясных пельменей). В южных районах пельмени делали значительно крупнее (диаметр сочня 6–8 см); сочни здесь принято готовить более толстыми. Южные удмурты нередко варили их в жирном мясном бульоне. В центральных районах Удмуртии в гораздо большей степени распространены были пельмени с растительной начинкой. Удмурты северных и центральных районов предпочитали готовить творожные пельмени с зеленым луком и солью, а летом с малиной и другими ягодами. В прошлом именно растительные продукты в первую очередь использовали как начинку, мясные пельмени стряпали редко. У среднечепецких удмуртов (д. Качкашур) даже сохранились сведения про ''гужем пельнянь'' (“летние пельмени”) крупных размеров с начинкой из варенья, малины, творога или капусты (Карпова 2005: 180). Несмотря на то, что удмурты и коми – умелые охотники, использование дичи для пельменного фарша зафиксировано не было. Тем не менее, по рассказам стариков, изредка могли добавить туда мясо лося или медвежатину. Коми-пермяки лепили пельмени с начинкой из мяса рябчика вместе с косточками (Трофимова 1991: 65–71; Долдина 1999: 26–27, 159). Интересно, что коми-пермяки раньше подавали пельмени не в посуде, а на дощечках и ели их руками. Некоторые пожилые люди и в наши дни едят их без вилок (Долдина 1989: 12–13).
+
У северных удмуртов лепили пельмени небольших размеров (3–4 см), а для придания сочности концы их не прищипывали (это касается только мясных пельменей). В южных районах пельмени делали значительно крупнее (диаметр сочня 6–8 см); сочни здесь принято готовить более толстыми. Южные удмурты нередко варили их в жирном мясном бульоне. В центральных районах Удмуртии в гораздо большей степени распространены были пельмени с растительной начинкой. Удмурты северных и центральных районов предпочитали готовить творожные пельмени с зеленым луком и солью, а летом с малиной и другими ягодами. В прошлом именно растительные продукты в первую очередь использовали как начинку, мясные пельмени стряпали редко. У среднечепецких удмуртов (д. Качкашур) даже сохранились сведения про гужем пельнянь (“летние пельмени”) крупных размеров с начинкой из варенья, малины, творога или капусты (Карпова 2005: 180). Несмотря на то, что удмурты и коми – умелые охотники, использование дичи для пельменного фарша зафиксировано не было. Тем не менее, по рассказам стариков, изредка могли добавить туда мясо лося или медвежатину. Коми-пермяки лепили пельмени с начинкой из мяса рябчика вместе с косточками (Трофимова 1991: 65–71; Долдина 1999: 26–27, 159). Интересно, что коми-пермяки раньше подавали пельмени не в посуде, а на дощечках и ели их руками. Некоторые пожилые люди и в наши дни едят их без вилок (Долдина 1989: 12–13).
  
Важно отметить характерную особенность пельменей у коми и удмуртов – отваривание в воде. Отваривание (''пӧзьтон'') было и остается в их народной кухне ведущим способом приготовления кушаний (Трофимова 1985: 115; 1991: 66–67). Недаром в удмуртских загадках главный акцент сделан на форму пельменей и процесс их отваривания в котле (''пуртыын пельнянь'' – пельмени в котле): ''“Гид тыр вал пель”'' (“Полна конюшня лошадиных ушей”) или ''“Гид тыр валлэн пельыз ӵош”'' (“В конюшне уши всех лошадей вместе собрались”) (Перевозчикова 1982: 110). По сообщению С.А. Максимова, в д. Выльгурт (Глазовский р-н УР) пельменные изделия крупных размеров с начинкой из борщевика (пикана) и творога даже называли ''пурты пирошки'' (“котел + пирошки < рус. пирожки”, т.е. пирожки, которые отваривали в котле).
+
Важно отметить характерную особенность пельменей у коми и удмуртов –отваривание в воде. Отваривание (пӧзьтон) было и остается в их народной кухне ведущим способом приготовления кушаний (Трофимова 1985: 115; 1991: 66–67). Недаром в удмуртских загадках главный акцент сделан на форму пельменей и процесс их отваривания в котле (пуртыын пельнянь – пельмени в котле): “Гид тыр вал пель” (“Полна конюшня лошадиных ушей”) или “Гид тыр валлэн пельыз ӵош” (“В конюшне уши всех лошадей вместе собрались”) (Перевозчикова 1982: 110). По сообщению С.А. Максимова, в д. Выльгурт (Глазовский р-н УР) пельменные изделия крупных размеров с начинкой из борщевика (пикана) и творога даже называли пурты пирошки (“котел + пирошки < рус. пирожки”, т.е. пирожки, которые отваривали в котле).
  
 
Действительно, самым распространенным способом тепловой обработки пищевых продуктов, в особенности в летнее время, являлось отваривание. Дореволюционный исследователь Д. Островский указывал, что у южных удмуртов печка, в которой выпекали хлеб, топилась даже в зимнее время не каждый день. Поэтому самой необходимой вещью в хозяйстве являлся котел, вмазанный в печь. В котле варили всякую пищу, “жареные кушанья у них (южных удмуртов. – Н.И.) не в обычае”. У зажиточных имелось два и три котла, у каждого из которых было свое назначение (Островский 1873: 23). Следует добавить, что в конце XIX – начале XX вв. в большинстве районов каждая семья готовила пищу в семейной сакральной постройке покчи куала (малая куала). Там над очагом в центре подвешивали котел или устанавливали его на камнях.
 
Действительно, самым распространенным способом тепловой обработки пищевых продуктов, в особенности в летнее время, являлось отваривание. Дореволюционный исследователь Д. Островский указывал, что у южных удмуртов печка, в которой выпекали хлеб, топилась даже в зимнее время не каждый день. Поэтому самой необходимой вещью в хозяйстве являлся котел, вмазанный в печь. В котле варили всякую пищу, “жареные кушанья у них (южных удмуртов. – Н.И.) не в обычае”. У зажиточных имелось два и три котла, у каждого из которых было свое назначение (Островский 1873: 23). Следует добавить, что в конце XIX – начале XX вв. в большинстве районов каждая семья готовила пищу в семейной сакральной постройке покчи куала (малая куала). Там над очагом в центре подвешивали котел или устанавливали его на камнях.
Строка 66: Строка 66:
 
В северных районах республики в пшеничную муку добавляли ржаную; нередко стряпали только из ржаной муки. Сельские удмурты до сих пор предпочитают готовить национальные блюда (в т.ч. и тесто для пельменей) с использованием ржаной или ржано-пшеничной муки. Пельменное тесто разрезали на длинные жгуты в палец толщиной. Каждый жгут делили на маленькие кусочки, раскатывали круглую лепешку и в готовые сочни закладывали начинку (Трофимова 2008: 531). Позднее большой кусок теста раскатывали в виде тонкой лепешки большого диаметра, затем из нее вырезали маленькие круглые лепешки стаканом или рюмкой.
 
В северных районах республики в пшеничную муку добавляли ржаную; нередко стряпали только из ржаной муки. Сельские удмурты до сих пор предпочитают готовить национальные блюда (в т.ч. и тесто для пельменей) с использованием ржаной или ржано-пшеничной муки. Пельменное тесто разрезали на длинные жгуты в палец толщиной. Каждый жгут делили на маленькие кусочки, раскатывали круглую лепешку и в готовые сочни закладывали начинку (Трофимова 2008: 531). Позднее большой кусок теста раскатывали в виде тонкой лепешки большого диаметра, затем из нее вырезали маленькие круглые лепешки стаканом или рюмкой.
  
У кезских удмуртов отмечен архаичный способ разделывания пельменного теста при помощи суровой нитки. Приготовленный жгут из теста разрезали ниткой на ровные кусочки, из которых раскатывали круглые лепешки (устное сообщение Т.Г.&nbspВладыкиной).
+
У кезских удмуртов отмечен архаичный способ разделывания пельменного теста при помощи суровой нитки. Приготовленный жгут из теста разрезали ниткой на ровные кусочки, из которых раскатывали круглые лепешки (устное сообщение Т.Г. Владыкиной).
  
 
Интересно, что у коми-зырян на Выми прослежены старинные обычаи запекать тонкую дратву в сладкий творожный свадебный пирог или класть шпагат под блины в доме родителей новобрачной; при этом молодой разрезал блины на четыре части (Чудова 2011: 132). Судя по отсутствию разъяснений относительно причин подобных действ, их символика оказалась утерянной. В связи с этим можно лишь указать на запрет использовать за поминальной трапезой предметы с острыми режущими концами (ножи, вилки). Возможно, подобные запреты касались прежде и проведения свадебных застолий, и в целом в переходных жизненных ситуациях нитка, дратва, шпагат замещали нож при приготовлении или разрезании готовых кушаний.
 
Интересно, что у коми-зырян на Выми прослежены старинные обычаи запекать тонкую дратву в сладкий творожный свадебный пирог или класть шпагат под блины в доме родителей новобрачной; при этом молодой разрезал блины на четыре части (Чудова 2011: 132). Судя по отсутствию разъяснений относительно причин подобных действ, их символика оказалась утерянной. В связи с этим можно лишь указать на запрет использовать за поминальной трапезой предметы с острыми режущими концами (ножи, вилки). Возможно, подобные запреты касались прежде и проведения свадебных застолий, и в целом в переходных жизненных ситуациях нитка, дратва, шпагат замещали нож при приготовлении или разрезании готовых кушаний.
Строка 76: Строка 76:
 
Аналогичные кулинарные изделия. Помимо пельменей, типологически близкие блюда пельменного типа (начинка, завернутая в пресное тесто) встречаются в разных ареалах в кухнях народов Среднего Поволжья и отдаленных территорий (Украина, Кавказ, Средняя Азия и др.), при этом все они обладают тем или иным своеобразием.
 
Аналогичные кулинарные изделия. Помимо пельменей, типологически близкие блюда пельменного типа (начинка, завернутая в пресное тесто) встречаются в разных ареалах в кухнях народов Среднего Поволжья и отдаленных территорий (Украина, Кавказ, Средняя Азия и др.), при этом все они обладают тем или иным своеобразием.
  
Низовые чуваши делали небольшие пирожки или вареники ''хуран кукли'' (котел + пирожки, т.е. пирожки, отвариваемые в котле), которые готовились в подсоленной воде.
+
Низовые чуваши делали небольшие пирожки или вареники хуран кукли (котел + пирожки, т.е. пирожки, отвариваемые в котле), которые готовились в подсоленной воде.
  
Начинкой служил творог, замешанный с яйцами, мясо или мясо с картофелем, ягоды. Ели их руками, макая в растопленное коровье или растительное масло. По размерам они были крупнее пельменей (Сергеева 2015: 57–58). Старинное традиционное кушанье марийцев – пирожки-вареники (''подкогыльо, падкагыль'') из пресного теста с начинкой из творога, мяса, субпродуктов или дичи, позднее – из смеси толченой картошки и зеленого лука. Их готовили в праздничные и выходные дни, отваривали в подсоленном бульоне с добавлением жира. Вареники также лепили с начинкой из квашеной капусты (''кавштападкагыль'') (Петров, Сепеев 2005: 109–110, 113). При этом марийским ''подкогыль'' присущесочетание в начинке двух-трех продуктов: мяса с крупой, рыбы с яйцом, капусты с коноплей, калины или малины с медом и т.д. Подкогыль едят также с маслом (Трофимова 1991: 70).
+
Начинкой служил творог, замешанный с яйцами, мясо или мясо с картофелем, ягоды. Ели их руками, макая в растопленное коровье или растительное масло. По размерам они были крупнее пельменей (Сергеева 2015: 57–58). Старинное традиционное кушанье марийцев – пирожки-вареники (подкогыльо, падкагыль) из пресного теста с начинкой из творога, мяса, субпродуктов или дичи, позднее – из смеси толченой картошки и зеленого лука. Их готовили в праздничные и выходные дни, отваривали в подсоленном бульоне с добавлением жира. Вареники также лепили с начинкой из квашеной капусты (кавштападкагыль) (Петров, Сепеев 2005: 109–110, 113). При этом марийским подкогыль присущесочетание в начинке двух-трех продуктов: мяса с крупой, рыбы с яйцом, капусты с коноплей, калины или малины с медом и т.д. Подкогыль едят также с маслом (Трофимова 1991: 70).
  
Традиционное постное блюдо русского населения ''кундюмы-ушки'' отличалось от пельменей по составу теста (замешивалось на горячей воде и растительных маслах), форме тестяной лепешки (треугольные или четырехугольные в отличие от круглых пельменных) и форме готового изделия (защипывались в виде треугольника), характеру начинки (только постная, чаще грибная) и способу изготовления. Они “не отваривались, но слегка припекались, а затем томились в горшочках” (цит. по: Корчаги 2016: 81–85) – в отличие от пельменей, которые не разваривались из-за примеси ржаной муки.
+
Традиционное постное блюдо русского населения кундюмы-ушки отличалось от пельменей по составу теста (замешивалось на горячей воде и растительных маслах), форме тестяной лепешки (треугольные или четырехугольные в отличие от круглых пельменных) и форме готового изделия (защипывались в виде треугольника), характеру начинки (только постная, чаще грибная) и способу изготовления. Они “не отваривались, но слегка припекались, а затем томились в горшочках” (цит. по: Корчаги 2016: 81–85) – в отличие от пельменей, которые не разваривались из-за примеси ржаной муки.
  
 
Характеризуя питание русских в XIII–XVII вв., В.А. Липинская пишет: “Полюбились русским пельмени – рубленое мясо, завернутое в лепешку из теста и отваренное в воде. Это блюдо с легкостью вошло в обиход, т.к. у славянских народов были аналогичные изделия из теста с начинкой из творога, овощей, фруктов”. В южных областях России в допетровский период часто подавали к столу такие блюда, как вареники и галушки, характерные для украинской кухни (Липинская 2003: 366–376).
 
Характеризуя питание русских в XIII–XVII вв., В.А. Липинская пишет: “Полюбились русским пельмени – рубленое мясо, завернутое в лепешку из теста и отваренное в воде. Это блюдо с легкостью вошло в обиход, т.к. у славянских народов были аналогичные изделия из теста с начинкой из творога, овощей, фруктов”. В южных областях России в допетровский период часто подавали к столу такие блюда, как вареники и галушки, характерные для украинской кухни (Липинская 2003: 366–376).
  
Блюда пельменного типа у литовцев и украинцев лепили с разнообразными растительными начинками: вишневой, яблочной, капустной и т.д. Мясо-тестяные изделия готовятся на Кавказе (''дюшбара, курзе, хинкал'' и др.), в Италии ''(тортеллини'' и ''равиоли''), на юге Германии и в Польше. Однако блюда пельменного типа более характерны для восточной кухни: бурятские ''бозы'', калмыцкие и монгольские ''боорцог'', китайские ''цзяоцзы'' и ''хуньтун'' (такие блюда готовили на пару). Интересно, что в переводе это блюдо называется “ушки”. В национальной кухне Средней Азии это ''манты'', ''чучвара'' и т.д. (Толстой и др. 1962: 308; Чебоксаров и др. 1965: 260; Жуковская 1988; Трофимова 1991: 70–71; Линде, Кноблох 1993: 43, 62, 176 и др.).
+
Блюда пельменного типа у литовцев и украинцев лепили с разнообразными растительными начинками: вишневой, яблочной, капустной и т.д. Мясо-тестяные изделия готовятся на Кавказе (дюшбара, курзе, хинкал и др.), в Италии (тортеллини и равиоли), на юге Германии и в Польше. Однако блюда пельменного типа более характерны для восточной кухни: бурятские бозы, калмыцкие и монгольские боорцог, китайские цзяоцзы и хуньтун (такие блюда готовили на пару). Интересно, что в переводе это блюдо называется “ушки”. В национальной кухне Средней Азии это манты, чучвара и т.д. (Толстой и др. 1962: 308; Чебоксаров и др. 1965: 260; Жуковская 1988; Трофимова 1991: 70–71; Линде, Кноблох 1993: 43, 62, 176 и др.).
  
 
Перечисленные выше изделия также отличаются от пельменей коми-удмуртского типа по наименованию, форме и размерам, составу начинки и теста, способам приготовления и употребления.
 
Перечисленные выше изделия также отличаются от пельменей коми-удмуртского типа по наименованию, форме и размерам, составу начинки и теста, способам приготовления и употребления.

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Воршуд» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Воршуд:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!