Редактирование: Пантеон богов

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.

Текущая версия Ваш текст
Строка 54: Строка 54:
 
'''[[Кылчин]]'''  
 
'''[[Кылчин]]'''  
  
Наряду с Инмаром, в верховную триаду входил Кылдысин/Кылчин — добрый дух, содействующий приплоду скота<ref name="Holmberg"> [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/11073 Holmberg Верещагин Г. Е. Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии / Записки РГО. - Спб., 1889. - Т. XI, вып.3. - С.73.]</ref>.  [Holmberg 1913: 32—64]. Образ Кылдысина, один из древнейших, первоначально ассоциировался, очевидно, вообще с творческим началом, созиданием (отсюда "кылдыны" — творить, создавать) и восходит к корню "кыл" — слово. Именно слову придавалась магическая функция творения, созидания, мир созидался в процессе названия <ref name="Донских">Донских О.А. Происхождение языка  как философская проблема. - Новосибирск: Наука, 1984. - С. 18-19.</ref>. Постепенно образ Кылдысина приобрел сложное мифологическое содержание. Будучи одним из наиболее популярных в религиозно-мифологической системе, он имел довольно значительное количество воплощений: Вукылчин — Творец воды, Юрткылчин, Гидкылчин — хранитель дома, хлева, скотного двора, Нуныкылчин — божество, покровительствующее родам или вообще детям <ref name="емельянов1">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/8636 Емельянов А. И. Курс по этнографии вотяков : остатки старинных верований и обрядов у вотяков / А. И. Емельянов. - Казань, 1921. - Вып. 3. - С. 129.]  </ref>. Однако наибольшую известность получили представления о двух Кылдысинах: 1) Кылдысин, живущий на небе; 2) Мукылдысин (близок к нему Юкылдысин, ведающий посевами хлебов), живущий под землей<ref name="В.Владыкин" />.  
+
Наряду с Инмаром, в верховную триаду входил Кылдысин/Кылчин — добрый дух, содействующий приплоду скота<ref name="Holmberg"> [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/11073 Holmberg Верещагин Г. Е. Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии / Записки РГО. - Спб., 1889. - Т. XI, вып.3. - С.73.]</ref>.  [Holmberg 1913: 32—64]. Образ Кылдысина, один из древнейших, первоначально ассоциировался, очевидно, вообще с творческим началом, созиданием (отсюда "кылдыны" — творить, создавать) и восходит к корню "кыл" — слово. Именно слову придавалась магическая функция творения, созидания, мир созидался в процессе названия <ref name="Донских">Донских О.А. Происхождение языка  как философская проблема. - Новосибирск: Наука, 1984. - С. 18-19.</ref>. Постепенно образ Кылдысина приобрел сложное мифологическое содержание. Будучи одним из наиболее популярных в религиозно-мифологической системе, он имел довольно значительное количество воплощений: Вукылчин — Творец воды, Юрткылчин, Гидкылчин — хранитель дома, хлева, скотного двора, Нуныкылчин — божество, покровительствующее родам или вообще детям <ref name="емельянов">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/8636 Емельянов А. И. Курс по этнографии вотяков : остатки старинных верований и обрядов у вотяков / А. И. Емельянов. - Казань, 1921. - Вып. 3. - С. 129.]  </ref>. Однако наибольшую известность получили представления о двух Кылдысинах: 1) Кылдысин, живущий на небе; 2) Мукылдысин (близок к нему Юкылдысин, ведающий посевами хлебов), живущий под землей<ref name="В.Владыкин" />.  
  
  
Строка 73: Строка 73:
 
=Злые духи=
 
=Злые духи=
  
В религиозно-мифологической системе удмуртов весьма своеобразное место занимали Искал пыдо мурт — существо, верхняя половина которого человечья, а нижняя — коровья, Кузь пинё мурт — кровожадное существо с длинными зубами, Кукри-баба — нечто вроде Бабы-яги, Палэсмурт — половинный человек: однорукое, одноногое, одноглазое существо <ref name="Емельянов2"> Емельянов А. И. Курс по этнографии вотяков : остатки старинных верований и обрядов у вотяков / А. И. Емельянов. - Казань, 1921. - Вып. 3. - С. 124. </ref>.  
+
В религиозно-мифологической системе удмуртов весьма своеобразное место занимали Искал пыдо мурт — существо, верхняя половина которого человечья, а нижняя — коровья, Кузь пинё мурт — кровожадное существо с длинными зубами, Кукри-баба — нечто вроде Бабы-яги, Палэсмурт — половинный человек: однорукое, одноногое, одноглазое существо <ref name="Емельянов"> Емельянов А. И. Курс по этнографии вотяков : остатки старинных верований и обрядов у вотяков / А. И. Емельянов. - Казань, 1921. - Вып. 3. - С. 124. </ref>.  
  
 
Палэсмурты имеют огромный рост (или способность изменять размеры тела, так же как Нюлэсмурт и Лудмурт), они несколько глуповаты, очень смешливы, любят смешить других: могут защекотать до смерти, любят кататься на лошадях, пасущихся ночью на лугу <ref name="яшин"> Яшин Д. А. Общие мотивы в сказках пермских и тюркоязычных народов Поволжья // Фольклор народов РСФСР. - Уфа, 1974. - Вып. I. - С. 63-68. </ref>. Людям они особенно не опасны, только пугают одиноких путников, особенно в лесу. Существовало поверье, что Палэсмурта убить нельзя: каждая капля его крови превращается в нового Палэсмурта <ref name="Емельянов" />.
 
Палэсмурты имеют огромный рост (или способность изменять размеры тела, так же как Нюлэсмурт и Лудмурт), они несколько глуповаты, очень смешливы, любят смешить других: могут защекотать до смерти, любят кататься на лошадях, пасущихся ночью на лугу <ref name="яшин"> Яшин Д. А. Общие мотивы в сказках пермских и тюркоязычных народов Поволжья // Фольклор народов РСФСР. - Уфа, 1974. - Вып. I. - С. 63-68. </ref>. Людям они особенно не опасны, только пугают одиноких путников, особенно в лесу. Существовало поверье, что Палэсмурта убить нельзя: каждая капля его крови превращается в нового Палэсмурта <ref name="Емельянов" />.

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Воршуд» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Воршуд:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!