Редактирование: Охота

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
 
[[Файл:Стрелы.jpg|thumb|left|Наконечники стрел]]Гербом Вятской губернии был натянутый лук со стрелою, что означало большую роль охоты на Вятке. Многие дореволюционные авторы неизменно подчеркивали особую страсть и любовь удмурта к охоте: "Он счастлив лишь тогда, когда в лесу с ружьем, собакой и трубкой во рту". Это состояние счастливой гармонии с лесом объясняется тем, что удмурты — лесной народ. <ref name="vlad">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/1413 Владыкин В. Е. Охота / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова  // Этнография удмуртов : учеб. пособие //  В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ижевск, 1997. - С. 52-53.]</ref>.
 
[[Файл:Стрелы.jpg|thumb|left|Наконечники стрел]]Гербом Вятской губернии был натянутый лук со стрелою, что означало большую роль охоты на Вятке. Многие дореволюционные авторы неизменно подчеркивали особую страсть и любовь удмурта к охоте: "Он счастлив лишь тогда, когда в лесу с ружьем, собакой и трубкой во рту". Это состояние счастливой гармонии с лесом объясняется тем, что удмурты — лесной народ. <ref name="vlad">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/1413 Владыкин В. Е. Охота / В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова  // Этнография удмуртов : учеб. пособие //  В. Е. Владыкин, Л. С. Христолюбова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ижевск, 1997. - С. 52-53.]</ref>.
  
Удмурты - потомки древнего финно-пермского населения Приуралья - восприняли идейно-технологический потенциал промыслового хозяйства предков <ref name="загребин"> Загребин А. Е. Удмуртская охота: некоторые аспекты исторической динамики / А. Е. Загребин // История, современное состояние, перспективы развития языков и культур финно-угорских народов. - Сыктывкар, 2005. - С. 388-391.</ref>. Свидетельство тому - термины, обеспечивающие лексическое содержание удмуртской охоты, нередко относящиеся к общепермскому и даже к допермскому времени <ref name="Лыткин,гуляев"> Лыткин В. И. Краткий этимологический словарь коми языка / В. И. Лыткин, Е. С. Гуляев. - М., 1970. - С. 69, 197, 224-225.</ref>.
+
Удмурты - потомки древнего финно-пермского населения Приуралья - восприняли идейно-технологический потенциал промыслового хозяйства предков<ref name="загребин">Загребин А. Е. Удмуртская охота: некоторые аспекты исторической динамики / А. Е. Загребин // История, современное состояние, перспективы развития языков и культур финно-угорских народов. - Сыктывкар, 2005. - С. 388-391.</ref>.Свидетельство тому - термины, обеспечивающие лексическое содержание удмуртской охоты, нередко относящиеся к общепермскому и даже к допермскому времени <ref name="Лыткин,гуляев">Лыткин В. И. Краткий этимологический словарь коми языка / В. И. Лыткин, Е. С. Гуляев. - М., 1970. - С. 69, 197, 224-225.</ref>.
 
Археологические материалы в свою очередь указывают на то, что древнее и средневековое население Камско-Вятского междуречья активно промышляло дикого зверя и птицу, что в перспективе позволило создать своеобразный экономический уклад, при котором было найдено оптимальное сочетание между присваивающими и производящими видами хозяйственных занятий <ref name="Голдина">Голдина Р. Д. Хозяйство и особенности общественного устройства / Р. Д. Голдина // Древняя и средневековая история удмуртского народа / Р. Д. Голдина. - Ижевск, 1999. - С. 381.</ref>.
 
Археологические материалы в свою очередь указывают на то, что древнее и средневековое население Камско-Вятского междуречья активно промышляло дикого зверя и птицу, что в перспективе позволило создать своеобразный экономический уклад, при котором было найдено оптимальное сочетание между присваивающими и производящими видами хозяйственных занятий <ref name="Голдина">Голдина Р. Д. Хозяйство и особенности общественного устройства / Р. Д. Голдина // Древняя и средневековая история удмуртского народа / Р. Д. Голдина. - Ижевск, 1999. - С. 381.</ref>.
 
Искусство Прикамья изобилует сюжетами и образами, восходящими к пластическим формам пермского звериного стиля, непосредственно связанного с тотемистическими представлениями древних удмуртов <ref name="Грибова">Грибова Л. С. Пермский звериный стиль / Л. С. Грибова. - М.,1975. - С. 34.</ref>.
 
Искусство Прикамья изобилует сюжетами и образами, восходящими к пластическим формам пермского звериного стиля, непосредственно связанного с тотемистическими представлениями древних удмуртов <ref name="Грибова">Грибова Л. С. Пермский звериный стиль / Л. С. Грибова. - М.,1975. - С. 34.</ref>.
Традиционные верования, включающие в себя элементы промысловой магии, культа леса и животных, имели место в народной жизни до развертывания антирелигиозной пропаганды и других этапов советской модернизации <ref name="загребин"/>.
+
Традиционные верования, включающие в себя элементы промысловой магии, культа леса и животных, имели место в народной жизни до развертывания антирелигиозной пропаганды и других этапов советской модернизации<ref name="загребин">Загребин А. Е. Удмуртская охота: некоторые аспекты исторической динамики / А. Е. Загребин // История, современное состояние, перспективы развития языков и культур финно-угорских народов. - Сыктывкар, 2005. - С. 388-391.</ref>.
  
Волжская Булгария получала мед, воск, большую и лучшую часть пушнины с Вятки. Булгары через Вятский край проникали до Великого Устюга, полученными мехами Булгария торговала с Персией, Аравией, Индией <ref name="Луппов">Луппов П. Н. Исторический очерк Вятского края // Вятский край. - Вятка, 1929. - С. 280.</ref>. Желая удержать за собой монополию выгодной торговли, булгары распускали о жителях северных земель, в том числе и Вятки, разные страшные слухи, что это великаны, с одним глазом на лбу, с собачьей головой и т. п., чтобы только отклонить торговцев от сношений с ними <ref name="Петретяткович">Петретяткович Г. Поволжье в XV-XVI вв. Очерки по истории края и его колонизации. - М., 1877. - С. 40-41. </ref> . Охота очень рано приобрела здесь товарный характер, и пушнина стала играть роль торгового" эквивалента (ср.: меховые деньги на Руси), самой мелкой единицей меновой стоимости у народов Поволжья (татар, мари) были беличьи шкурки <ref name="Татары">Татары Среднего Поволжья и Приуралья / отв. ред Н.И. Воробьев и Г.М. Хисамутдинов. - М. : Наука, 1967. - С. 327. </ref>. В современном удмуртском языке понятие "деньги" обозначается словом "коньдон" (букв.: цена белки], сейчас слово "коньы" обозначает белку и 1 коп. П Налоговое бремя, распространенное на удмуртов после присоединения к Москве, измерялось не столько деньгами, сколько пушниной или, как тогда говорили, «мягкой рухлядишкой» <ref name="загребин"/>. С Вятки шли знаменитые "карие бобры". Платили ясак лисицами "черными, чернодушками и белодушками, а сверх того белками и горностаями" <ref name="Владыкин В.Е.">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4520 Владыкин В. Е. Экологические, хозяйственно-культурные, социально-исторические параметры функционирования удмуртского этноса / В. Е. Владыкин // Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов / В. Е. Владыкин. - Ижевск, 1994. - С. 38.]</ref>.  
+
Волжская Булгария получала мед, воск, большую и лучшую часть пушнины с Вятки. Булгары через Вятский край проникали до Великого Устюга, полученными мехами Булгария торговала с Персией, Аравией, Индией <ref name="Луппов">Луппов П. Н. Исторический очерк Вятского края // Вятский край. - Вятка, 1929. - С. 280.</ref>. Желая удержать за собой монополию выгодной торговли, булгары распускали о жителях северных земель, в том числе и Вятки, разные страшные слухи, что это великаны, с одним глазом на лбу, с собачьей головой и т. п., чтобы только отклонить торговцев от сношений с ними <ref name="Петретяткович">Петретяткович Г. Поволжье в XV-XVI вв. Очерки по истории края и его колонизации. - М., 1877. - С. 40-41. </ref> . Охота очень рано приобрела здесь товарный характер, и пушнина стала играть роль торгового" эквивалента (ср.: меховые деньги на Руси), самой мелкой единицей меновой стоимости у народов Поволжья (татар, мари) были беличьи шкурки <ref name="Татары">Татары Среднего Поволжья и Приуралья / отв. ред Н.И. Воробьев и Г.М. Хисамутдинов. - М. : Наука, 1967. - С. 327. </ref>. В современном удмуртском языке понятие "деньги" обозначается словом "коньдон" (букв.: цена белки], сейчас слово "коньы" обозначает белку и 1 коп. П Налоговое бремя, распространенное на удмуртов после присоединения к Москве, измерялось не столько деньгами, сколько пушниной или, как тогда говорили, «мягкой рухлядишкой»<ref name="загребин">Загребин А. Е. Удмуртская охота: некоторые аспекты исторической динамики / А. Е. Загребин // История, современное состояние, перспективы развития языков и культур финно-угорских народов. - Сыктывкар, 2005. - С. 388-391.</ref>. С Вятки шли знаменитые "карие бобры". Платили ясак лисицами "черными, чернодушками и белодушками, а сверх того белками и горностаями" <ref name="Владыкин В.Е.">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4520 Владыкин В. Е. Экологические, хозяйственно-культурные, социально-исторические параметры функционирования удмуртского этноса / В. Е. Владыкин // Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов / В. Е. Владыкин. - Ижевск, 1994. - С. 38.]</ref>.  
  
 
В пореформенные годы этнографами неоднократно отмечалось искусство удмуртского охотника, идущего рядом с вами так, что вы не слышите его шагов «в камышах - вровень с камышом, в траве - с травой» <ref name="кошурников">Кошурников В. С. Быт вотяков Сарапульского уезда Вятской губернии : этногр. очерк / В. С. Кошурников // Известия Общества Археологии, ИЭ. - 1879. - Т.2. - С. 13. </ref>.
 
В пореформенные годы этнографами неоднократно отмечалось искусство удмуртского охотника, идущего рядом с вами так, что вы не слышите его шагов «в камышах - вровень с камышом, в траве - с травой» <ref name="кошурников">Кошурников В. С. Быт вотяков Сарапульского уезда Вятской губернии : этногр. очерк / В. С. Кошурников // Известия Общества Археологии, ИЭ. - 1879. - Т.2. - С. 13. </ref>.
 
Охотничьи умения  и навыки удмуртов оценивались весьма лестно: "Между охотниками за зверями особенно славятся вотяки, которые одной дробинкой метко бьют белок" <ref name="Памятная книжка">Памятная книжка Вятской Губернии на 1870 год. - Вятка, 1870. - С. 16.</ref>. Исследователи отмечают: "Наблюдательность вотяка изумительна. В лесу вотяк никогда не потеряется, по коре дерев, по толщине их, по просвету и чаще, по запахам, по мху и т. д., по тем признакам, которые для нас неуловимы, он легко ориентируется в самых густых лесах" <ref name="Бехтерев">Бехтерев В. М.  Вотяки, их история и современное состояние : бытовые и этнографические очерки // Вестник Европы. - 1880. - Т.4, ч. 7-8. - С. 652. </ref>. Многие дореволюционные авторы неизменно подчеркивают особую страсть и любовь удмуртов к охоте, подчас даже в ущерб другим занятиям: "Вотяк счастлив лишь тогда, когда он в лесу, с ружьем, собакой и трубкой во рту" <ref name="Владыкин В.Е." />.
 
Охотничьи умения  и навыки удмуртов оценивались весьма лестно: "Между охотниками за зверями особенно славятся вотяки, которые одной дробинкой метко бьют белок" <ref name="Памятная книжка">Памятная книжка Вятской Губернии на 1870 год. - Вятка, 1870. - С. 16.</ref>. Исследователи отмечают: "Наблюдательность вотяка изумительна. В лесу вотяк никогда не потеряется, по коре дерев, по толщине их, по просвету и чаще, по запахам, по мху и т. д., по тем признакам, которые для нас неуловимы, он легко ориентируется в самых густых лесах" <ref name="Бехтерев">Бехтерев В. М.  Вотяки, их история и современное состояние : бытовые и этнографические очерки // Вестник Европы. - 1880. - Т.4, ч. 7-8. - С. 652. </ref>. Многие дореволюционные авторы неизменно подчеркивают особую страсть и любовь удмуртов к охоте, подчас даже в ущерб другим занятиям: "Вотяк счастлив лишь тогда, когда он в лесу, с ружьем, собакой и трубкой во рту" <ref name="Владыкин В.Е." />.
  
Охотничье лесопромысловое хозяйство удмуртов не испытало в своей истории глобального кризиса, что позволило удмуртской охоте длительное время сохранять высокую социальную статусность и технологическую преемственность<ref name="загребин"/>.  
+
Охотничье лесопромысловое хозяйство удмуртов не испытало в своей истории глобального кризиса, что позволило удмуртской охоте длительное время сохранять высокую социальную статусность и технологическую преемственность<ref name="загребин">Загребин А. Е. Удмуртская охота: некоторые аспекты исторической динамики / А. Е. Загребин // История, современное состояние, перспективы развития языков и культур финно-угорских народов. - Сыктывкар, 2005. - С. 388-391.</ref>.  
  
Лесное хозяйство удмуртов базировалось на традициях смешанной неспециализированной экономики, где стабильность экосистемы была напрямую связана с адаптивными возможностями человека, стремящегося максимально приспособиться к условиям окружающей среды <ref name="марков">Марков Г. Е. История хозяйства и материальной культуры / Г. Е. Марков. - М., 1979. - С. 239-240.</ref>.  Ситуация коренным образом изменилась с началом массовой миграции русского земледельческого населения в лесные области края <ref name="никитина">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/1390 Никитина Г. А. Этнический состав; характер взаимоотношений в этнически неоднородных общинах / Г. А. Никитина // Сельская община - бускель - в пореформенный период (1861-1900 гг.) / Г. А. Никитина. - Ижевск, 1993. - С. 24.]</ref>.  Увеличение количества обрабатываемых площадей и появление этнически неоднородных крестьянских общин способствовали сокращению доли промысловых занятий в трудовом календаре удмуртов. Свою роль в этом процессе сыграли меры государственного и административного воздействия, когда немалая часть лесных массивов отошла в ведение казенных дач Ижевского и Боткинского заводов. Сведение лесов вело к изменению привычной среды обитания и прежних устоев, когда сбережение лесов для будущего поколения понималось как священная обязанность каждого. Являясь на протяжении веков и прилежными земледельцами, удмурты, тем не менее, были неразрывно (духовно и экономически) связаны с лесом<ref name="загребин"/>.  
+
Лесное хозяйство удмуртов базировалось на традициях смешанной неспециализированной экономики, где стабильность экосистемы была напрямую связана с адаптивными возможностями человека, стремящегося максимально приспособиться к условиям окружающей среды <ref name="марков">Марков Г. Е. История хозяйства и материальной культуры / Г. Е. Марков. - М., 1979. - С. 239-240.</ref>.  Ситуация коренным образом изменилась с началом массовой миграции русского земледельческого населения в лесные области края <ref name="никитина">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/1390 Никитина Г. А. Этнический состав; характер взаимоотношений в этнически неоднородных общинах / Г. А. Никитина // Сельская община - бускель - в пореформенный период (1861-1900 гг.) / Г. А. Никитина. - Ижевск, 1993. - С. 24.]</ref>.  Увеличение количества обрабатываемых площадей и появление этнически неоднородных крестьянских общин способствовали сокращению доли промысловых занятий в трудовом календаре удмуртов. Свою роль в этом процессе сыграли меры государственного и административного воздействия, когда немалая часть лесных массивов отошла в ведение казенных дач Ижевского и Боткинского заводов. Сведение лесов вело к изменению привычной среды обитания и прежних устоев, когда сбережение лесов для будущего поколения понималось как священная обязанность каждого. Являясь на протяжении веков и прилежными земледельцами, удмурты, тем не менее, были неразрывно (духовно и экономически) связаны с лесом<ref name="загребин">Загребин А. Е. Удмуртская охота: некоторые аспекты исторической динамики / А. Е. Загребин // История, современное состояние, перспективы развития языков и культур финно-угорских народов. - Сыктывкар, 2005. - С. 388-391.</ref>.  
  
 
Основным пушным охотничье-промысловым животным был бобр. Арские князья вносили в «государеву казну оброк с данью вместе по 10 бобров карих, а коли не добудут бобров — по тысяче белок». Плотные шкуры бобров всегда считались самыми теплыми, их мясо употребляли в пищу. На рынках высоко ценилась и бобровая струя. Обладая сильным стойким запахом и неприятным горьким вкусом, она применялась в магических целях и как лечебное средство, помогающее от тяжелых недугов.
 
Основным пушным охотничье-промысловым животным был бобр. Арские князья вносили в «государеву казну оброк с данью вместе по 10 бобров карих, а коли не добудут бобров — по тысяче белок». Плотные шкуры бобров всегда считались самыми теплыми, их мясо употребляли в пищу. На рынках высоко ценилась и бобровая струя. Обладая сильным стойким запахом и неприятным горьким вкусом, она применялась в магических целях и как лечебное средство, помогающее от тяжелых недугов.
Строка 26: Строка 26:
  
 
Охотничий промысел в крае имел выраженный индивидуальный характер, подразделяясь на несколько направлений: пушное, мясное и как мера защиты от хищников. Исключением являлись коллективные облавы, представленные практически всем мужским населением общины, где профессиональные охотники выступали в роли приглашенных специалистов, а само действие облекалось в формы ритуала.  
 
Охотничий промысел в крае имел выраженный индивидуальный характер, подразделяясь на несколько направлений: пушное, мясное и как мера защиты от хищников. Исключением являлись коллективные облавы, представленные практически всем мужским населением общины, где профессиональные охотники выступали в роли приглашенных специалистов, а само действие облекалось в формы ритуала.  
Элементы добровольной кооперации удмуртских охотников сохранялись, тем не менее, на семейном уровне, что было обусловлено существовавшими принципами передачи трудового навыка <ref name="загребин"/>.
+
Элементы добровольной кооперации удмуртских охотников сохранялись, тем не менее, на семейном уровне, что было обусловлено существовавшими принципами передачи трудового навыка <ref name="загребин">Загребин А. Е. Удмуртская охота: некоторые аспекты исторической динамики / А. Е. Загребин // История, современное состояние, перспективы развития языков и культур финно-угорских народов.- Сыктывкар, 2005. - С. 388-391.</ref>.
 
Искусство охоты передавалось из поколения в поколение, дети 7-9 лет ходили  на охоту в качестве учеников и помощников, учились "всем приемам скрадывания птицы и схаживанья зверя", знакомились с местами их гнезд и логовищ по следам и перелету"<ref name="удмурты">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/5573 Никитина Г. А. Пчеловодство, охота, рыболовство / Г. А. Никитина // Удмурты : ист.-этногр. очерки. - Ижевск, 1993. - С. 85-87.]</ref>.
 
Искусство охоты передавалось из поколения в поколение, дети 7-9 лет ходили  на охоту в качестве учеников и помощников, учились "всем приемам скрадывания птицы и схаживанья зверя", знакомились с местами их гнезд и логовищ по следам и перелету"<ref name="удмурты">[http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/5573 Никитина Г. А. Пчеловодство, охота, рыболовство / Г. А. Никитина // Удмурты : ист.-этногр. очерки. - Ижевск, 1993. - С. 85-87.]</ref>.
 
   
 
   
Строка 32: Строка 32:
  
 
Организация удмуртской охоты зависела не только от нужд крестьянского хозяйства, но и опиралась на правовые обычаи предков, закреплявшие за отдельными семьями определенные лесопромысловые участки <ref name="сирелиус">Sirelius U. T. Uber das Jagdrecht dei einigen finnisch-ugrischen Volkern / U. T. Sirelius // Memoires de la Societe Finno-Ougrienne. - 1914. - Vol. 206. - S. 1-34.</ref>.
 
Организация удмуртской охоты зависела не только от нужд крестьянского хозяйства, но и опиралась на правовые обычаи предков, закреплявшие за отдельными семьями определенные лесопромысловые участки <ref name="сирелиус">Sirelius U. T. Uber das Jagdrecht dei einigen finnisch-ugrischen Volkern / U. T. Sirelius // Memoires de la Societe Finno-Ougrienne. - 1914. - Vol. 206. - S. 1-34.</ref>.
Наследием чего, по-видимому, может считаться традиция сооружения семейных лесных избушек, шалашей и бекетов, сохранявшаяся в удмуртских деревнях вплоть до коллективизации <ref name="сирелиус2"> Sirelius U. T. Uber die primitiven Wohnungen der finnischen und ob-ugrischen Volker / U. T. Sirelius. - Helsingfors, 1910. - S. 58-59.</ref>, а также «лесное животноводство» удмуртов, при котором домашний скот (в основном свиней) выгоняли весной в лес, где держали на огороженных семейных участках практически до времени забоя поздней осенью <ref name="загребин 2"> Загребин А. Е. Модернизация в удмуртской деревне: этнокультурный аспект (1880-1920-е гг.) / А. Е. Загребин // Расы и народы. - М., 2003. - Вып. 29. - С. 21.</ref>. Отход от традиций коллективного промысла был продиктован, кроме того, постепенным сокращением популяций промысловых видов животных. Свою роль сыграла также избирательность охотников, расширявших промысел пушного зверя - доминирующего объекта охоты в Прикамье еще со времен средневековья <ref name="богаткина"> Богаткина О. Г. Археозоологические исследования материалов городища Иднакар / О. Г. Богаткина // Материалы исследований городища Иднакар IX—XIII вв. - Ижевск, 1995. - С. 146; Петренко А. Г. Результаты исследований остеологических материалов из раскопок средневековых памятников Прикамья / А. Г. Петренко // Исследования по средневековой археологии лесной полосы Восточной Европы. - Ижевск, 1991. - С. 71.</ref>. Коммерциализация, впрочем, не коснулась двух видов охоты - на волков и медведя. Противостояние крестьянской общины и волчьей стаи можно рассматривать как антагонизм двух групп, ведущих борьбу за доминирование на освоенной земле. В первые советские годы по причине гражданской войны планомерная охота на волков не велась, и многие крестьянские общества испытали на себе настоящий террор со стороны волчьих стай. Пришлось срочно организовывать отпор волкам, но вскоре обнаружилось, что необходимый навык звероловства был во многих районах утрачен <ref name="загребин"/>.  
+
Наследием чего, по-видимому, может считаться традиция сооружения семейных лесных избушек, шалашей и бекетов, сохранявшаяся в удмуртских деревнях вплоть до коллективизации <ref name="сирелиус2"> Sirelius U. T. Uber die primitiven Wohnungen der finnischen und ob-ugrischen Volker / U. T. Sirelius. - Helsingfors, 1910. - S. 58-59.</ref>, а также «лесное животноводство» удмуртов, при котором домашний скот (в основном свиней) выгоняли весной в лес, где держали на огороженных семейных участках практически до времени забоя поздней осенью <ref name="загребин 2"> Загребин А. Е. Модернизация в удмуртской деревне: этнокультурный аспект (1880-1920-е гг.) / А. Е. Загребин // Расы и народы. - М., 2003. - Вып. 29. - С. 21.</ref>. Отход от традиций коллективного промысла был продиктован, кроме того, постепенным сокращением популяций промысловых видов животных. Свою роль сыграла также избирательность охотников, расширявших промысел пушного зверя - доминирующего объекта охоты в Прикамье еще со времен средневековья <ref name="богаткина"> Богаткина О. Г. Археозоологические исследования материалов городища Иднакар / О. Г. Богаткина // Материалы исследований городища Иднакар IX—XIII вв. - Ижевск, 1995. - С. 146; Петренко А. Г. Результаты исследований остеологических материалов из раскопок средневековых памятников Прикамья / А. Г. Петренко // Исследования по средневековой археологии лесной полосы Восточной Европы. - Ижевск, 1991. - С. 71.</ref>. Коммерциализация, впрочем, не коснулась двух видов охоты - на волков и медведя. Противостояние крестьянской общины и волчьей стаи можно рассматривать как антагонизм двух групп, ведущих борьбу за доминирование на освоенной земле. В первые советские годы по причине гражданской войны планомерная охота на волков не велась, и многие крестьянские общества испытали на себе настоящий террор со стороны волчьих стай. Пришлось срочно организовывать отпор волкам, но вскоре обнаружилось, что необходимый навык звероловства был во многих районах утрачен <ref name="загребин">Загребин А. Е. Удмуртская охота: некоторые аспекты исторической динамики / А. Е. Загребин // История, современное состояние, перспективы развития языков и культур финно-угорских народов. - Сыктывкар, 2005. - С. 388-391.</ref>.  
  
Важным в таком отношении представляется вопрос о существовавших прежде традициях промыслового табу и сакрализации отдельных видов животных и птиц <ref name="загребин"/>.  
+
Важным в таком отношении представляется вопрос о существовавших прежде традициях промыслового табу и сакрализации отдельных видов животных и птиц<ref name="загребин">Загребин А. Е. Удмуртская охота: некоторые аспекты исторической динамики / А. Е. Загребин // История, современное состояние, перспективы развития языков и культур финно-угорских народов. - Сыктывкар, 2005. - С. 388-391.</ref>.  
 
Известно, что названия многих воршудно-родовых групп удмуртов восходят к представлениям о предке-тотеме (Докья - Глухарь, Какся - Цапля, Куака - Ворона, Юбера - Дрозд, Скворец и др.)<ref name="атаманов">  [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4076 Атаманов М. Г. Микроэтнонимы удмуртов / М. Г. Атаманов // Микроэтнонимы удмуртов и их отражение в топонимии. - Ижевск, 1980. - С. 41-42.]</ref>.
 
Известно, что названия многих воршудно-родовых групп удмуртов восходят к представлениям о предке-тотеме (Докья - Глухарь, Какся - Цапля, Куака - Ворона, Юбера - Дрозд, Скворец и др.)<ref name="атаманов">  [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4076 Атаманов М. Г. Микроэтнонимы удмуртов / М. Г. Атаманов // Микроэтнонимы удмуртов и их отражение в топонимии. - Ижевск, 1980. - С. 41-42.]</ref>.
 
Особое отношение было у удмуртов к лебедю (удм. Юсь), воплощавшему в народном сознании функциональную связь между миром людей и миром богов. Не случайно еще в 1880-е гг. в некоторых населенных удмуртами местах существовал обычай почитания пары священных лебедей. Их отпускали по окончании моления с пожеланиями доплыть по Каме до великого Инмара .)<ref name="владыкин">  [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4520 Владыкин В. Е. Основные принципы классификации дохристианских религиозных представлений удмуртов / В. Е. Владыкин // Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов / В. Е. Владыкин. - Ижевск, 1994. - С. 133, 141-142.]</ref>.  К промысловым культам, очевидно, восходят у удмуртов следы почитания рыб (щуки, хариуса), утки, лебедя, голубя, жабы (лягушки).
 
Особое отношение было у удмуртов к лебедю (удм. Юсь), воплощавшему в народном сознании функциональную связь между миром людей и миром богов. Не случайно еще в 1880-е гг. в некоторых населенных удмуртами местах существовал обычай почитания пары священных лебедей. Их отпускали по окончании моления с пожеланиями доплыть по Каме до великого Инмара .)<ref name="владыкин">  [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/4520 Владыкин В. Е. Основные принципы классификации дохристианских религиозных представлений удмуртов / В. Е. Владыкин // Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов / В. Е. Владыкин. - Ижевск, 1994. - С. 133, 141-142.]</ref>.  К промысловым культам, очевидно, восходят у удмуртов следы почитания рыб (щуки, хариуса), утки, лебедя, голубя, жабы (лягушки).

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Воршуд» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Воршуд:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!