Редактирование: Лексикология

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.

Текущая версия Ваш текст
Строка 86: Строка 86:
 
2. '''Угорский пласт.'''
 
2. '''Угорский пласт.'''
  
После распада финно-угорской языковой общности предки пермских народов в течение многих веков жили в соседстве с народами угорской группы, вступая друг с другом в различные связи. Контакты удмуртов с обскими уграми (в летописях вогулы, остяки, югра, пелымцы), проникавшими и на Вятскую землю, продолжались вплоть до XVII в. В некоторых исторических документах сохранились упоминания о совместных выступлениях остяков (ханты), вогул (манси) и вотяков (удмуртов) против произвола царских властей, например, в 1572, 1582 гг. <ref name="mil">Миллер Г. М. История Сибири / Г. М. Миллер. - М. ; Л., 1937. - Т. 1. - С. 221, 338, 342.</ref>. Эти связи оставили определенные следы в топонимии и антропонимии удмуртов. Угорский пласт в удмуртском именнике незначителен и распределен неравномерно. Имена угорского происхождения в основном обнаружены у рода Эгра, происхождение которого ведется от одного из их племен <ref name="ata"> Атаманов М. Г. Морфологическая структура удмуртских микроэтнонимов / М. Г. Атаманов // СФУ. - Таллин, 1978. - № 2. - С. 86—127.</ref>.
+
После распада финно-угорской языковой общности предки пермских народов в течение многих веков жили в соседстве с народами угорской группы, вступая друг с другом в различные связи. Контакты удмуртов с обскими уграми (в летописях вогулы, остяки, югра, пелымцы), проникавшими и на Вятскую землю, продолжались вплоть до XVII в. В некоторых исторических документах сохранились упоминания о совместных выступлениях остяков (ханты), вогул (манси) и вотяков (удмуртов) против произвола царских властей, например, в 1572, 1582 гг. <ref name="mil">Миллер Г. М. История Сибири / Г. М. Миллер. - М. ; Л., 1937. - Т. 1. - С. 221, 338, 342.</ref>. Эти связи оставили определенные следы в топонимии и антропонимии удмуртов. Угорский пласт в удмуртском именнике незначителен и распределен неравномерно. Имена угорского происхождения в основном обнаружены у рода Эгра, происхождение которого ведется от одного из их племен <ref name="ata">Атаманов М. Г. Морфологическая структура удмуртских микроэтнонимов / М. Г. Атаманов // СФУ. - Таллин, 1978. - № 2. - С. 86—127.</ref>.
  
 
Мансэй — этноним; в период существования угорской общности обозначал часть ранних венгров, манси и хантов, относящихся к так называемой фратрии mos.  
 
Мансэй — этноним; в период существования угорской общности обозначал часть ранних венгров, манси и хантов, относящихся к так называемой фратрии mos.  
Строка 202: Строка 202:
 
Тютюбей: удм. тютю 'гусенок'+бей; Учибей: удм. уӵы 'соловей' + бей; Низбике: удм. низь 'соболь' + тюрк. бике 'дама, госпожа, хозяйка'; Юсьсула; удм. юсь 'лебедь'+тюрк, сула 'красавица; красивая, миловидная'; Гульнамер: тюрк, гуль 'комнатный цветок'+ удм. намер 'костяника'.
 
Тютюбей: удм. тютю 'гусенок'+бей; Учибей: удм. уӵы 'соловей' + бей; Низбике: удм. низь 'соболь' + тюрк. бике 'дама, госпожа, хозяйка'; Юсьсула; удм. юсь 'лебедь'+тюрк, сула 'красавица; красивая, миловидная'; Гульнамер: тюрк, гуль 'комнатный цветок'+ удм. намер 'костяника'.
  
Гибридные удмуртско-тюркские имена носили только женщины, у мужчин подобных имен не удалось выявить <ref name="АТаманов"/>.  
+
Гибридные удмуртско-тюркские имена носили только женщины, у мужчин подобных имен не удалось выявить<ref name="АТаманов"/>.  
  
 
4. '''Русский пласт'''. По сравнению с другими финно-угорскими народами, удмурты со славянским миром познакомились довольно поздно. Упоминания о массовом появлении русского населения по р. Вятке начинают встречаться лишь со второй половины XIV века . Что касается современной территории Удмуртии, то еще в начале XVIII в. в этом крае русских селений было незначительное количество <ref name="grish">Гришкина М. В. Численность и расселение удмуртов в XVIII веке / М. В. Гришкина // Вопросы этнографии Удмуртии. - Ижевск, 1976. - С. 95-133.</ref>.
 
4. '''Русский пласт'''. По сравнению с другими финно-угорскими народами, удмурты со славянским миром познакомились довольно поздно. Упоминания о массовом появлении русского населения по р. Вятке начинают встречаться лишь со второй половины XIV века . Что касается современной территории Удмуртии, то еще в начале XVIII в. в этом крае русских селений было незначительное количество <ref name="grish">Гришкина М. В. Численность и расселение удмуртов в XVIII веке / М. В. Гришкина // Вопросы этнографии Удмуртии. - Ижевск, 1976. - С. 95-133.</ref>.
Строка 228: Строка 228:
 
-кай: Федор>Педыкай; Анна>Анныкай и др.
 
-кай: Федор>Педыкай; Анна>Анныкай и др.
  
Во всех вышеперечисленных адаптированных именах ударение падает на последний слог. Лишь в новых именах, проникших в удмуртский именник в последние два-три десятилетия, ударение сохраняется как и в русском оригинале: Инга, Инна, Эмма, Аэлита, Оксана, Снёжана, Эмилия, Игорь, Герман, Радик и др. <ref name="АТаманов"/>
+
Во всех вышеперечисленных адаптированных именах ударение падает на последний слог. Лишь в новых именах, проникших в удмуртский именник в последние два-три десятилетия, ударение сохраняется как и в русском оригинале: Инга, Инна, Эмма, Аэлита, Оксана, Снёжана, Эмилия, Игорь, Герман, Радик и др<ref name="АТаманов"/>.
  
 
===Фамилии удмуртов===
 
===Фамилии удмуртов===
Строка 250: Строка 250:
 
Трехчленной системой  именования  удмурты в настоящее время  пользуются при оформлении официальных документов в государственных учреждениях,  в учебных заведениях,  а также ее используют иителлигенция и удмурты-горожане. Сельские же жители в кругу односельчан и родственников, в обыдениой жизни, как и в древности, пользуются старой системой именования. Вместо фамилии здесь выступают:  1)  имя отца: Микой Ондӥ  (~Андрей  Никифоров, т. е.    Андрей    сын    Никифора),    Бикбаш    Сандӥ (~Александра Бикбашева), Шакта    Пислег    (~Пислег Шактин); 2) очень редко имя матери или бабушки: Бике Онись  (~Анисья Бикеева), Жагӟи    Микаль    (~Михаил Жагзин), Сандок Коля  (~Николай Александрин); 3)  чаще всего патроним  (удм. выжы ним 'название рода', кор-ка ним букв. 'название дома', куа ним букв. 'название святилища'). В качестве патронима употребляются имя деда, прадеда, прапрадеда  или другого далекого родствепника по мужской линии, от которого одно или    несколько    семейств в деревне ведут свое происхождение: Эшкабей Ондӥ  (~Андрей Эшкабеев), Ожмег Кайсы (~Кайсы Ожмегов) и др.; 4) более архаичным и не менее раслространенным является именование семейства по их воршуду, названию рода: Дурга Педор (~Федор Дургин, т. е. Федор из воршудно-родового объединения Дурга), Эгра Микулай (~Николай Эгрин), Уля Ондок (~Андрей Улин), Можга Ивук (~Иван Можгин) и т. д.
 
Трехчленной системой  именования  удмурты в настоящее время  пользуются при оформлении официальных документов в государственных учреждениях,  в учебных заведениях,  а также ее используют иителлигенция и удмурты-горожане. Сельские же жители в кругу односельчан и родственников, в обыдениой жизни, как и в древности, пользуются старой системой именования. Вместо фамилии здесь выступают:  1)  имя отца: Микой Ондӥ  (~Андрей  Никифоров, т. е.    Андрей    сын    Никифора),    Бикбаш    Сандӥ (~Александра Бикбашева), Шакта    Пислег    (~Пислег Шактин); 2) очень редко имя матери или бабушки: Бике Онись  (~Анисья Бикеева), Жагӟи    Микаль    (~Михаил Жагзин), Сандок Коля  (~Николай Александрин); 3)  чаще всего патроним  (удм. выжы ним 'название рода', кор-ка ним букв. 'название дома', куа ним букв. 'название святилища'). В качестве патронима употребляются имя деда, прадеда, прапрадеда  или другого далекого родствепника по мужской линии, от которого одно или    несколько    семейств в деревне ведут свое происхождение: Эшкабей Ондӥ  (~Андрей Эшкабеев), Ожмег Кайсы (~Кайсы Ожмегов) и др.; 4) более архаичным и не менее раслространенным является именование семейства по их воршуду, названию рода: Дурга Педор (~Федор Дургин, т. е. Федор из воршудно-родового объединения Дурга), Эгра Микулай (~Николай Эгрин), Уля Ондок (~Андрей Улин), Можга Ивук (~Иван Можгин) и т. д.
  
О былой популярности удмуртского способа именования говорит тот факт, что еще в 20—30-е годы многие удмуртские писатели использовали его в качестве своих литературных псевдонимов, ср.: Кедра Митрей (Д. Корепанов), Герд Кузебай (К. Чайников), Айво Иви (И. Векшин), Гави Йыгын (И. Гаврилов), Ашальчи Оки (Л. Векшина), Багай Аркаш (А. Клабуков) и др. <ref name="АТаманов"/>
+
О былой популярности удмуртского способа именования говорит тот факт, что еще в 20—30-е годы многие удмуртские писатели использовали его в качестве своих литературных псевдонимов, ср.: Кедра Митрей (Д. Корепанов), Герд Кузебай (К. Чайников), Айво Иви (И. Векшин), Гави Йыгын (И. Гаврилов), Ашальчи Оки (Л. Векшина), Багай Аркаш (А. Клабуков) и др<ref name="АТаманов"/>.
  
 
==Этнонимика==
 
==Этнонимика==
Строка 275: Строка 275:
 
В настоящее время общепринята этимология этнонима ар, данная В. К. Кельмаковым. Он связывает данный этноним с тюркскими словами eri, er, ir «человек; мужчина; муж и считает, что название ар удмуртам присвоили волжские булгары, стоявшие в языковом отношении близко к современным чувашам, а этноним ар никогда не был самоназванием удмуртов, им пользовались тюркоязычные народы Поволжья для обозначения своих северных соседей <ref name="kel">Кельмаков В. К. Происхождение и первое упоминание этнонима ар / В. К. Кельмаков // Этнонимы. - М., 1970. - С. 189—191.</ref> <ref name="kel2">Кельмаков В. К. К истории удмуртов Правобережья Вятки / В. К. Кельмаков // Материалы по этногенезу удмуртов. - Ижевск, 1982. - С. 128—134.</ref>;.
 
В настоящее время общепринята этимология этнонима ар, данная В. К. Кельмаковым. Он связывает данный этноним с тюркскими словами eri, er, ir «человек; мужчина; муж и считает, что название ар удмуртам присвоили волжские булгары, стоявшие в языковом отношении близко к современным чувашам, а этноним ар никогда не был самоназванием удмуртов, им пользовались тюркоязычные народы Поволжья для обозначения своих северных соседей <ref name="kel">Кельмаков В. К. Происхождение и первое упоминание этнонима ар / В. К. Кельмаков // Этнонимы. - М., 1970. - С. 189—191.</ref> <ref name="kel2">Кельмаков В. К. К истории удмуртов Правобережья Вятки / В. К. Кельмаков // Материалы по этногенезу удмуртов. - Ижевск, 1982. - С. 128—134.</ref>;.
  
М.  Атаманов считает,  что этноним ар возник еще в добулгарское при  власти хазарского каганата  и от хазар перешел к их ближайшим родственникам по языку — булгарам. Об арах и об их стране, называемой Арсанией, писали арабские путешественники ал-Истархи, ибн-Хаукаль, ал-Идриси, побывавшие в IX—XII вв. в Волжской Булгарии. По их сообщениям, жители Арсании были искусными охотниками и ремесленниками. Оттуда вывозили драгоценную пушнину, клинки для мечей и в какой-то мере рабов; вели торговлю с булгарами, но не сообщали никому ничего о делах своих и не позволяли никому сопровождать их и входить в свою страну. Центром Арсании был город Арса, расположенный на высокой, укрепленной горе, в котором находился их «царь» <ref name="gri"> Гришкина М. В. К вопросу о письменных источниках по истории удмуртов IX-XVIII вв. / М. В. Гришкина, В. Е. Владыкин // Материалы по этногенезу удмуртов. - Ижевск, 1982. - С. 5-10.</ref>.
+
М.  Атаманов считает,  что этноним ар возник еще в добулгарское при  власти хазарского каганата  и от хазар перешел к их ближайшим родственникам по языку — булгарам. Об арах и об их стране, называемой Арсанией, писали арабские путешественники ал-Истархи, ибн-Хаукаль, ал-Идриси, побывавшие в IX—XII вв. в Волжской Булгарии. По их сообщениям, жители Арсании были искусными охотниками и ремесленниками. Оттуда вывозили драгоценную пушнину, клинки для мечей и в какой-то мере рабов; вели торговлю с булгарами, но не сообщали никому ничего о делах своих и не позволяли никому сопровождать их и входить в свою страну. Центром Арсании был город Арса, расположенный на высокой, укрепленной горе, в котором находился их «царь» <ref name="gri">Гришкина М. В. К вопросу о письменных источниках по истории удмуртов IX-XVIII вв. / М. В. Гришкина, В. Е. Владыкин // Материалы по этногенезу удмуртов. - Ижевск, 1982. - С. 5-10.</ref>.
  
 
На основе анализа русских письменных источников XIV—XVI вв. М. Г. Худяков пришел к выводу, что в составе Казанского ханства, возникшего на развалинах Булгарского государства, существовало удельное Арское княжество с центром в Арске (ср. Арса), где правили туземные князья, издавна подвластные Казанскому престолу. Арские князья играли значительную роль в делах государства, они входили в состав признанной ханской знати <ref name="hud">Худяков М. Г. Очерки истории Казанского ханства / М. Г. Худяков. - Казань, 1923. - С. 48, 193.</ref>.
 
На основе анализа русских письменных источников XIV—XVI вв. М. Г. Худяков пришел к выводу, что в составе Казанского ханства, возникшего на развалинах Булгарского государства, существовало удельное Арское княжество с центром в Арске (ср. Арса), где правили туземные князья, издавна подвластные Казанскому престолу. Арские князья играли значительную роль в делах государства, они входили в состав признанной ханской знати <ref name="hud">Худяков М. Г. Очерки истории Казанского ханства / М. Г. Худяков. - Казань, 1923. - С. 48, 193.</ref>.
Строка 314: Строка 314:
 
Первоначальная территория жительства калмезов не ограничивалась бассейном Кильмези, она была значительно шире. Полагают, что калмезы с правобережья Вятки под натиском марийских племен в начале II  тыс. н. э. перешли на левобережье, а оттуда — на берега реки Кильмезь и ее притока р. Валы.  
 
Первоначальная территория жительства калмезов не ограничивалась бассейном Кильмези, она была значительно шире. Полагают, что калмезы с правобережья Вятки под натиском марийских племен в начале II  тыс. н. э. перешли на левобережье, а оттуда — на берега реки Кильмезь и ее притока р. Валы.  
  
Этноним Калмез рассматривается как сложное слово, где *кал 'рыба' (ср. мар. кол, морд, кал, ф. kala, хант. kul, венг. hal, ненец, xal'e) и *мэс 'человек; мужчина; муж' (ср. ф. mies, эст. mees, вепс. mes) <ref name="АТаманов"/>.  
+
Этноним Калмез рассматривается как сложное слово, где *кал 'рыба' (ср. мар. кол, морд, кал, ф. kala, хант. kul, венг. hal, ненец, xal'e) и *мэс 'человек; мужчина; муж' (ср. ф. mies, эст. mees, вепс. mes)<ref name="АТаманов"/>.  
  
  
Строка 326: Строка 326:
 
Куала или куа представляла из себя бревенчатую постройку с двускатной крышей, без пола и потолка. Посреди земляного пола из камней сооружался очаг, над которым на деревянном крюке или цепи подвешивался котел. Подобные строения в старину имелись у большинства финно-угорских народов. Главными святынями удмуртской куалы считались воршудный короб (ящик), в котором хранились обрядовые предметы, остатки жертвенной пищи, а в старину еще и идол, и очаг с золой.
 
Куала или куа представляла из себя бревенчатую постройку с двускатной крышей, без пола и потолка. Посреди земляного пола из камней сооружался очаг, над которым на деревянном крюке или цепи подвешивался котел. Подобные строения в старину имелись у большинства финно-угорских народов. Главными святынями удмуртской куалы считались воршудный короб (ящик), в котором хранились обрядовые предметы, остатки жертвенной пищи, а в старину еще и идол, и очаг с золой.
  
Каждое родовое святилище имело свое название, например, Можга куала, Какся куала, Эгра куала, совпадающее с именем воршуда. а сами члены данной группы именовались Можга пиос, Какся пиос, Эгра пиос (пиос 'дети, сыновья: потомки'). Количество родовых святилищ совпадало с количеством родов в данном населенном пункте <ref name="АТаманов"/>.
+
Каждое родовое святилище имело свое название, например, Можга куала, Какся куала, Эгра куала, совпадающее с именем воршуда. а сами члены данной группы именовались Можга пиос, Какся пиос, Эгра пиос (пиос 'дети, сыновья: потомки'). Количество родовых святилищ совпадало с количеством родов в данном населенном пункте<ref name="АТаманов"/>.
  
 
'''Некоторые удмуртские микроэтнонимы:'''
 
'''Некоторые удмуртские микроэтнонимы:'''
Строка 385: Строка 385:
 
''САЛЬЯ.'' Возможна связь с мансийским словом сали 'олень', -йа— аффикс.
 
''САЛЬЯ.'' Возможна связь с мансийским словом сали 'олень', -йа— аффикс.
  
Салья — немногочисленная, но широко расселившаяся родовая группа удмуртов. Ее следы выявлены в Киясовском (5), Малопургинском (2), Можгинском (1), Глазовском (2), Балезинском (1), Ярском (3), Красногорском (2) районах Удмуртии, в Кильмезском районе Кировской области (2), в Балтасинском (1) районе Татарии. Прародину трудно определить. В с. Укан Ярского района, судя по преданиям, переселились с устья Чепцы, из-под Хлынова (совр. г. Киров) <ref name="АТаманов"/>.
+
Салья — немногочисленная, но широко расселившаяся родовая группа удмуртов. Ее следы выявлены в Киясовском (5), Малопургинском (2), Можгинском (1), Глазовском (2), Балезинском (1), Ярском (3), Красногорском (2) районах Удмуртии, в Кильмезском районе Кировской области (2), в Балтасинском (1) районе Татарии. Прародину трудно определить. В с. Укан Ярского района, судя по преданиям, переселились с устья Чепцы, из-под Хлынова (совр. г. Киров) <ref name="АТаманов"> Атаманов М. Г. Удмуртская ономастика / М. Г. Атаманов. - Ижевск, 1988. - С. 18-44, 109-132.</ref>.
  
 
==Фразеология==
 
==Фразеология==

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Воршуд» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Воршуд:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!

Шаблон, используемый на этой странице: