Крень юон: различия между версиями

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску
(Новая страница: «'''Крень юон''' (букв. праздник хрена) – обряд северных удмуртов, проводился на следующий д…»)
 
Строка 1: Строка 1:
'''Крень юон''' (букв. праздник хрена) – обряд северных удмуртов, проводился на следующий день после проводов Масленицы. Утром молодежь каталась по улицам на санях, запряженных лошадьми; к концам оглоблей привязывались использованные банные веники, к дуге – грубо звенящий колокол.  
+
'''Крень юон''' (букв. праздник хрена) – обряд северных удмуртов, проводился на следующий день после проводов Масленицы. Утром молодежь каталась по улицам на санях, запряженных лошадьми; к концам оглоблей привязывались использованные банные веники, к дуге – грубо звенящий колокол <ref name="крень"> Крень юон // Владыкина, Т. Г., Глухова, Г. А. Ар-год-берган: обряды и праздники удмуртского календаря / Т. Г. Владыкина, Г. А. Глухова. – Ижевск : УИИИЯЛ УрО РАН, 2011. – С. 76–77. </ref>. 
  
После обеда женщины выбирали крень-чортӥсь – старика, который будет приглашать на праздник остальных женщин деревни. Он надевал на голову «берестяную цилиндрическую шапку с нашитыми на нее разноцветными лоскутками» (ар-год, 77), ходил по дворам с посохом, к которому приглашенные им женщины привязывали «лоскут материи, кисет (тамак пуйы) или платок (кышет). (ар-год, 77).  
+
После обеда женщины выбирали крень-чортӥсь – старика, который будет приглашать на праздник остальных женщин деревни. Он надевал на голову «берестяную цилиндрическую шапку с нашитыми на нее разноцветными лоскутками» <ref name="крень1"> Крень юон // Владыкина, Т. Г., Глухова, Г. А. Ар-год-берган: обряды и праздники удмуртского календаря / Т. Г. Владыкина, Г. А. Глухова. – Ижевск : УИИИЯЛ УрО РАН, 2011. – С. 77. </ref>, ходил по дворам с посохом, к которому приглашенные им женщины привязывали «лоскут материи, кисет (тамак пуйы) или платок (кышет) <ref name="крень1"/>.  
  
Затем женщины, взяв выпивку и несколько корешков, обходили деревню, мужчин угощали брагой или пивом, а «на закуску» давали откусить корешок хрена, замечая при этом «Это и всё, что осталось от Масленицы». При этом женщины вступали в борьбу и вываливали в снегу мужчин. «Очевидно, это была своеобразная демонстрация сексуального контакта, принявшая форму потехи, увеселения». (ар-год, 77).  
+
Затем женщины, взяв выпивку и несколько корешков, обходили деревню, мужчин угощали брагой или пивом, а «на закуску» давали откусить корешок хрена, замечая при этом «Это и всё, что осталось от Масленицы». При этом женщины вступали в борьбу и вываливали в снегу мужчин. «Очевидно, это была своеобразная демонстрация сексуального контакта, принявшая форму потехи, увеселения» <ref name="крень1"/>.
  
Праздником ''крень юон''  заканчивался зимний цикл обрядов годового календаря. Смысл обряда заключался в передаче плодотворящей силы земле, которая возрождалась весной. Корешок хрена воспринимался участниками обряда как «фаллос», женщины, стремясь накормить мужчин этим корешком, символизировали стремление усилить их потенцию (ар-год, 77).
+
Праздником ''крень юон''  заканчивался зимний цикл обрядов годового календаря. Смысл обряда заключался в передаче плодотворящей силы земле, которая возрождалась весной. Корешок хрена воспринимался участниками обряда как «фаллос», женщины, стремясь накормить мужчин этим корешком, символизировали стремление усилить их потенцию <ref name="крень1"/>.

Версия 17:18, 20 сентября 2018

Крень юон (букв. праздник хрена) – обряд северных удмуртов, проводился на следующий день после проводов Масленицы. Утром молодежь каталась по улицам на санях, запряженных лошадьми; к концам оглоблей привязывались использованные банные веники, к дуге – грубо звенящий колокол [1].

После обеда женщины выбирали крень-чортӥсь – старика, который будет приглашать на праздник остальных женщин деревни. Он надевал на голову «берестяную цилиндрическую шапку с нашитыми на нее разноцветными лоскутками» [2], ходил по дворам с посохом, к которому приглашенные им женщины привязывали «лоскут материи, кисет (тамак пуйы) или платок (кышет) [2].

Затем женщины, взяв выпивку и несколько корешков, обходили деревню, мужчин угощали брагой или пивом, а «на закуску» давали откусить корешок хрена, замечая при этом «Это и всё, что осталось от Масленицы». При этом женщины вступали в борьбу и вываливали в снегу мужчин. «Очевидно, это была своеобразная демонстрация сексуального контакта, принявшая форму потехи, увеселения» [2].

Праздником крень юон заканчивался зимний цикл обрядов годового календаря. Смысл обряда заключался в передаче плодотворящей силы земле, которая возрождалась весной. Корешок хрена воспринимался участниками обряда как «фаллос», женщины, стремясь накормить мужчин этим корешком, символизировали стремление усилить их потенцию [2].

  1. Крень юон // Владыкина, Т. Г., Глухова, Г. А. Ар-год-берган: обряды и праздники удмуртского календаря / Т. Г. Владыкина, Г. А. Глухова. – Ижевск : УИИИЯЛ УрО РАН, 2011. – С. 76–77.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Крень юон // Владыкина, Т. Г., Глухова, Г. А. Ар-год-берган: обряды и праздники удмуртского календаря / Т. Г. Владыкина, Г. А. Глухова. – Ижевск : УИИИЯЛ УрО РАН, 2011. – С. 77.