Редактирование: Крень юон

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
 
'''Крень юон''' (букв. праздник хрена) – обряд северных удмуртов, проводился на следующий день после проводов Масленицы. Утром молодежь каталась по улицам на запряженных лошадьми санях; к концам оглоблей привязывались использованные банные веники, к дуге – грубо звенящий колокол <ref name="крень"> Крень юон // Владыкина, Т. Г., Глухова, Г. А. Ар-год-берган: обряды и праздники удмуртского календаря / Т. Г. Владыкина, Г. А. Глухова. – Ижевск : УИИИЯЛ УрО РАН, 2011. – С. 76–77. </ref>.   
 
'''Крень юон''' (букв. праздник хрена) – обряд северных удмуртов, проводился на следующий день после проводов Масленицы. Утром молодежь каталась по улицам на запряженных лошадьми санях; к концам оглоблей привязывались использованные банные веники, к дуге – грубо звенящий колокол <ref name="крень"> Крень юон // Владыкина, Т. Г., Глухова, Г. А. Ар-год-берган: обряды и праздники удмуртского календаря / Т. Г. Владыкина, Г. А. Глухова. – Ижевск : УИИИЯЛ УрО РАН, 2011. – С. 76–77. </ref>.   
  
После обеда женщины выбирали крень-чортӥсь – старика, который будет приглашать на праздник остальных женщин деревни. Он надевал на голову «берестяную цилиндрическую шапку с нашитыми на нее разноцветными лоскутками» <ref name="крень1"> Крень юон // Владыкина, Т. Г., Глухова, Г. А. Ар-год-берган: обряды и праздники удмуртского календаря / Т. Г. Владыкина, Г. А. Глухова. – Ижевск : УИИИЯЛ УрО РАН, 2011. – С. 77. </ref>, ходил по дворам с посохом, к которому приглашенные им женщины привязывали «лоскут материи, кисет (''тамак пуйы'') или платок (''кышет'') <ref name="крень1"/>.  
+
После обеда женщины выбирали крень-чортӥсь – старика, который будет приглашать на праздник остальных женщин деревни. Он надевал на голову «берестяную цилиндрическую шапку с нашитыми на нее разноцветными лоскутками» <ref name="крень1"> Крень юон // Владыкина, Т. Г., Глухова, Г. А. Ар-год-берган: обряды и праздники удмуртского календаря / Т. Г. Владыкина, Г. А. Глухова. – Ижевск : УИИИЯЛ УрО РАН, 2011. – С. 77. </ref>, ходил по дворам с посохом, к которому приглашенные им женщины привязывали «лоскут материи, кисет (тамак пуйы) или платок (кышет) <ref name="крень1"/>.  
  
 
Затем женщины, взяв выпивку и несколько корешков, обходили деревню, мужчин угощали брагой или пивом, а «на закуску» давали откусить корешок хрена, замечая при этом «Это и всё, что осталось от Масленицы». При этом женщины вступали в борьбу и вываливали в снегу мужчин. «Очевидно, это была своеобразная демонстрация сексуального контакта, принявшая форму потехи, увеселения» <ref name="крень1"/>.
 
Затем женщины, взяв выпивку и несколько корешков, обходили деревню, мужчин угощали брагой или пивом, а «на закуску» давали откусить корешок хрена, замечая при этом «Это и всё, что осталось от Масленицы». При этом женщины вступали в борьбу и вываливали в снегу мужчин. «Очевидно, это была своеобразная демонстрация сексуального контакта, принявшая форму потехи, увеселения» <ref name="крень1"/>.

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Воршуд» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Воршуд:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!