Ум полководца

Материал из Воршуда
Версия от 11:22, 9 февраля 2015; Admin (обсуждение | вклад) (1 версия импортирована)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Теплов Б.М. — Ум полководца; Предисл. В. В. Умрихина; Москва, "Педагогика", 1990. 208 с. — ISBN 5-7155-0254-3

Книга известного психолога Бориса Михайловича Теплова (1896-1965) написана в годы Великой отечественной войны и раскрывает общие умственные способности, качества ума и другие индивидуально-психологические различия людей в одной из практических деятельностей — военном деле. Книга написана на большом историческом материале. Даются сведения о личности наиболее выдающихся полководцев, и в первую очередь Суворова и Наполеона.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Ум полководца 27
 Глава 1 Различие между теоретическим и практическим мышлением 27
 Глава 2 Ум и воля 35
 Глава 3 Стихия опасности 47
 Глава 4 Отличия решений в науке и на войне 59
 Глава 5 Анализ обстановки 67
 Глава 6 Мужество в решении, мужество разума 82
 Глава 7 Проникновение в намерения и замыслы неприятеля 102
 Глава 8 Военное планирование 110
 Глава 9 Гибкость и упорство в отношении своих планов 119
 Глава 10 Управлять — значит предвидеть, источники предвидения 133
 Глава 11 Интуиция. Особенности интуиции полководца 147
  * интуиция — это быстро сделанный расчёт 157
  * неприменимость признаков бессознательность и непроизвольность к интуиции полководца 161
  * различие между интуицией полководца и интуицией учёного 163
  * чувство местности, карта-передвижение, карта-обозрение 166
  * чувство времени, временное воображение 170
  * прошлый опыт, подготовка себя, своего ума к интуитивному решению 175
 Глава 12 Большой запас знаний, высокая и разносторонняя культура мысли 179
Комментарии 197
Список цитируемой литературы 202
Рекомендуемая литература 205

Несколько выдержек из книги:

Превращение сложного в простое…

В основе решения всякой задачи, стоящей перед полководцем, лежит анализ обстановки. Пока не выяснена обстановка, нельзя говорить ни о предвидении, ни о планировании. Сведения об обстановке — это те данные, исходя их которых должна решаться всякая стратегическая, оперативная или тактическая задача.
Но можно ли указать другую отрасль человеческой деятельности, где данные, из которых исходит планирующий и принимающий решения ум, были бы так сложны, многообразны и трудно обозримы, как данные об обстановке на войне? (стр. 67)

Сведения о противнике, получаемые из самых разнообразных источников и касающиеся самых разных сторон состояния его армии, его действия и намерения, многообразнейшие данные о своих силах, данные о местности, в отношении которой иногда одна малозаметная деталь может иметь решающее значение, — во всем этом и еще во многом другом должен разобраться анализирующий ум полководца, прежде чем принять решение.
Таким образом, первая особенность интеллектуальной работы полководца — колоссальная сложность материала, подлежащего анализу.
Вторая, не менее характерная его особенность — простота, ясность, определенность продуктов этой работы, т.е. тех планов, комбинаций, решений, к которым приходит полководец. Чем проще и определеннее план операции или сражения, тем он при прочих равных условиях лучше. Эту мысль не раз высказывал и доказывал Клаузевиц: "Простота представлений … составляет корень хорошего ведения войны". (стр.68)

Крупнейшие полководцы обладали этим качеством в наибольшей степени. В характеристиках полководческого искусства Суворова эта сторона всегда отмечается как одна из важнейших: "Простота суворовских соображений была замечательная, и ей соответствовала простота исполнения". (стр. 69)

Итак, для интеллектуальной работы полководца типичны чрезвычайная сложность исходного материала и большая простота и ясность конечного результата. Вначале — анализ сложного материала, в итоге — синтез, дающий простые и определенные положения. Превращение сложного в простое — этой краткой формулой можно обозначить одну из самых важных сторон в работе ума полководца. (стр.71)

Успешное разрешение в труднейших условиях войны той задачи, которую я условно назвал превращением сложного в простое, предполагает высокое развитие целого ряда качеств ума.
Оно предполагает прежде всего очень сильную способность к анализу, дающую возможность разбираться в самых запутанных данных, обращать внимание на мельчайшие детали, выделять из них такие, которые остаются не замеченными для более поверхностного взгляда, но могут при данных условиях иметь решающее значение.
Оно предполагает, далее, умение видеть сразу и целое и все детали. Иначе говоря, оно предполагает мощную синтетическую силу ума (одним взглядом охватывать целое), соединённую однако с конкретностью мышления. Здесь требуется синтез, осуществляющийся не с помощью далеко идущей абстракции (тот синтез, который можно видеть у многих учёных, особенно ярко у математиков и философов), а конкретный синтез, видящий целое в многообразии деталей. В этом отношении ум полководца имеет много общего с умом художника. (стр. 72-73)

Умение находить и выделять существенное и постоянная систематизация материала — вот важнейшие условия, обеспечивающие то единство анализа и синтеза, то равновесие между этими сторонами мыслительной деятельности, которые отличают работу ума хорошего полководца. (стр.81)