Редактирование: Толкач Юрий Львович

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.

Текущая версия Ваш текст
Строка 4: Строка 4:
 
=Биография=
 
=Биография=
  
Родился 28 января 1949 г. в Ижевске. В 1968 г. окончил Ижевское музыкальное училище по двум специальностям (фортепиано и теория музыки). В 1973-74 гг. окончил Казанскую государственную консерваторию как музыковед (класс А. Юсфина и Ю. Виноградова) и как композитор (класс А. Луппова) <ref name="zolotoyvek">Золотой век удмуртской музыки[Электронный ресурс] = Of Udmurt composers' music : антол. / Союз композиторов Удмуртии. - Электрон. дан. - Ижевск : Регулярная и хаотическая динамика, 2007. - Диск 1 (CD-DA).</ref>.
+
В 1968 году окончил Ижевское музыкальное училище по двум специальностям (фортепиано и теория музыки). В 1973-74 гг. окончил Казанскую государственную консерваторию как музыковед (класс А. Юсфина и Ю. Виноградова) и как композитор (класс А.Луппова). <ref name="zolotoyvek">Золотой век удмуртской музыки[Электронный ресурс] = Of Udmurt composers' music : антол. / Союз композиторов Удмуртии. - Электрон. дан. - Ижевск : Регулярная и хаотическая динамика, 2007. - Диск 1 (CD-DA) : зв.</ref>
  
С 1973 г. живёт и работает в Ижевске. С 1975 г. является членом Союза композиторов, в 1977 г. – ответственным секретарём Союза композиторов УР.  
+
С 1973 года живёт и работает в Ижевске. С 1975 года является членом Союза композиторов, в 1977 года – ответственным секретарём Союза композиторов УР.  
  
Творческую деятельность Юрий Толкач совмещает с педагогической. Он – преподаватель музыкально-теоретических дисциплин. В качестве музыкального редактора местного радио им было подготовлено большое количество передач, очерков, репортажей, посвященных как музыке Удмуртии, так и мировой классике, а также проблемам современной музыки <ref name="tolkach">Толкач Юрий Львович [Электронный ресурс] // Союз композиторов Удмуртской Республики. Режим доступа: http://urmusic.ru/album/tolkach-yurij-lvovich/– 07.08.2018 </ref>
+
Творческую деятельность Юрий Толкач совмещает с педагогической. Он является преподавателем музыкально-теоретических дисциплин. В настоящее время работает музыкальным редактором Удмуртского радио.<ref name="kultura">Голубкова, А.Н., Чуракова Р.А. Музыкальная культура Удмуртии. - Ижевск, 2004. - С. 298</ref>  
  
 
=Творчество=
 
=Творчество=
  
Преобладающий круг образов музыки Ю. Л. Толкача связан с лирико-эпическим началом. Его лучшие произведения отличают ясность мелодического языка и голосоведения, полифоническая насыщенность фактуры, многообразие стилистических истоков и приемов композиторской техники с преимущественной опорой на творчески претворенные традиции таких композиторов, как И. Стравинский, Г. Свиридов, Б. Барток, К. Орф. Многое в музыкальном языке Ю. Толкача связано с ладовым, ритмическим и интонационным своеобразием русского и удмуртского фольклора. Особенно показательно проявились отмеченные черты в его хоровой, камерно-вокальной музыке, а также в таких сочинениях, как симфония памяти Я. Сибелиуса и фантазия «Поклонение пастухов» для симфонического оркестра <ref name="zolotoyvek" />.
+
Преобладающий круг образов музыки Ю.Л.Толкача связан с лирико-эпическим началом. Его лучшие произведения отличают ясность мелодического языка и голосоведения, полифоническая насыщенность фактуры, многообразие стилистических истоков и приемов композиторской техники с преимущественной опорой на творчески претворенные традиции таких композиторов, как И.Стравинский, Г.Свиридов, Б.Барток, К.Орф. Многое в музыкальном языке Ю.Толкача связано с ладовым, ритмическим и интонационным своеобразием русского и удмуртского фольклора. Особенно показательно проявились отмеченные черты в его хоровой, камерно-вокальной музыке, а также в таких сочинениях, как симфония памяти Я.Сибелиуса и фантазия "Поклонение пастухов" для симфонического оркестра.<ref name="zolotoyvek" />
  
Ю. Л. Толкач внёс большой вклад в развитие вокально-симфонической музыки. Наиболее известные произведения кантата для хора и симфонического оркестра «Песнь о родимом крае», кантата для солистки, женского хора и симфонического оркестра, на стихи из древней японской поэзии «Магия пентатоники», триптих на стихи Ф.Васильева для тенора и симфонического оркестра «Листопад», кантата для хора и инструментального ансамбля «Весенние песни», сюита для солистов, народного хора и инструментального ансамбля «Кырза, тюрагай».
+
Юрий Толкач внёс большой вклад в развитие вокально-симфонической музыки. Наиболее известные произведения - кантата для хора и симфонического оркестра «Песнь о родимом крае», кантата для солистки, женского хора и симфонического оркестра, на стихи из древней японской поэзии «Магия пентатоники», триптих на стихи Ф.Васильева для тенора и симфонического оркестра «Листопад», кантата для хора и инструментального ансамбля «Весенние песни», сюита для солистов, народного хора и инструментального ансамбля «Кырза, тюрагай».
  
Ю.Л. Толкач – автор многочисленных симфонических произведений («Свадебные мелодии», «Поклонение пастухов», [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18408 «Бокаччо-сюита»], «Эхо минувшего», «Песни чистых родников», «Под крышами Парижа», «Воспоминание о Воткинске», «Скерцо для струнного оркестра и фортепиано») <ref name="tolkach">.
+
Ю.Л. Толкач – автор многочисленных симфонических произведений («Свадебные мелодии», «Поклонение пастухов», [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18408 «Бокаччо-сюита»], «Эхо минувшего», «Песни чистых родников», «Под крышами Парижа», «Воспоминание о Воткинске», «Скерцо для струнного оркестра и фортепиано»).<ref name="kultura" />
  
Юрий Толкач внёс значительный вклад в развитие камерно-инструментальной музыки («Посвящение», «Монограммы», «Струнный квартет», «Зеркальный лабиринт», «Песня без слов», «Девичий хоровод», «Соната для гобоя и фортепиано», «Сюита для трубы и фортепиано», «Монолог для трубы соло», «Театральная сюита», «По родному краю», [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18382 «Восемь пьес памяти Б. Бартока»]) и камерно-вокальной музыки («Пастели», «Весёлые страницы», «Здравствуй, утро», «Муза», «Из венгерской народной поэзии», «Покой и воля», «Весенние сны», «Поэзоконцерт», «Песни странника»).<ref name="tolkach">.
+
Юрий Толкач внёс значительный вклад в развитие камерно-инструментальной музыки («Посвящение», «Монограммы», «Струнный квартет», «Зеркальный лабиринт», «Песня без слов», «Девичий хоровод», «Соната для гобоя и фортепиано», «Сюита для трубы и фортепиано», «Монолог для трубы соло», «Театральная сюита», «По родному краю», [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18382 «Восемь пьес памяти Б. Бартока»]) и камерно-вокальной музыки («Пастели», «Весёлые страницы», «Здравствуй, утро», «Муза», «Из венгерской народной поэзии», «Покой и воля», «Весенние сны», «Поэзоконцерт», «Песни странника»).<ref name="kultura" />
  
Большую известность в Удмуртии и за ее пределами получила  хоровая музыка Ю. Толкача. Им написаны многочисленные хоровые произведения для всех возрастов, включающие как песни для дошкольников, так и концертные произведения, ставящие перед юными исполнителями сложные и интересные художественные задачи. Юрий Толкач – автор хоровых концертов («Серебряный век», «Бал теней», «Ландшафты», «Волшебный фонарь», «Три иронических романса»), духовной музыки ([http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18402 «Литургия Иоанна Златоуста»], [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18403 «Всенощное бдение»], «Пасхальный триптих», «Приношение Антону Брукнеру), сочинений для хора без сопровождения («Сельские песни», «Сюита», [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18390 «Высокие сосны»], «Голос памяти», «Луговые стихи», «Удмуртский триптих»), произведений для детского хора («Пионерские годы», «Посвящение музыке», [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18406 «Русские прибаутки»], «Деревенский календарь»), детского хора и фортепиано («Мы поём о мире», «Зелёные песенки»,  «Летние зарисовки», «Весёлые небылицы», «У меня растут года», «Круглый год», «Школьная лирика», «Отзвуки былого»), детского хора без сопровождения («Четыре акварели», «Образы России», «Полифонические забавы», «Вечерний триптих»).  
+
Большую известность в Удмуртии и за ее пределами получила  хоровая музыка Ю.Толкача. Им написаны многочисленные хоровые произведения для всех возрастов, включающие как песни для дошкольников, так и концертные произведения, ставящие перед юными исполнителями сложные и интересные художественные задачи. Юрий Толкач – автор хоровых концертов («Серебряный век», «Бал теней», «Ландшафты», «Волшебный фонарь», «Три иронических романса»), духовной музыки ([http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18402 «Литургия Иоанна Златоуста»], [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18403 «Всенощное бдение»], «Пасхальный триптих», «Приношение Антону Брукнеру), сочинений для хора без сопровождения («Сельские песни», «Сюита», [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18390 «Высокие сосны»], «Голос памяти», «Луговые стихи», «Удмуртский триптих»), произведений для детского хора («Пионерские годы», «Посвящение музыке», [http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/18406 «Русские прибаутки»], «Деревенский календарь»), детского хора и фортепиано («Мы поём о мире», «Зелёные песенки»,  «Летние зарисовки», «Весёлые небылицы», «У меня растут года», «Круглый год», «Школьная лирика», «Отзвуки былого»), детского хора без сопровождения («Четыре акварели», «Образы России», «Полифонические забавы», «Вечерний триптих»).  
  
Важной вехой в творческом развитии Юрия Толкача стало обращение к крупным театральным жанрам. В 2004 г. композитор написал музыку к балету «Чудесный талисман», а в 2005 году – к мюзиклу «Возмутитель спокойствия». Также Ю. Толкач написал музыку к 20 музыкальным постановкам, наиболее известная из них – пьеса «Декамерон» по одноимённому произведению Джованни Бокаччо.  
+
Важной вехой в творческом развитии Юрия Толкача стало обращение к крупным театральным жанрам. В 2004 году композитор написал музыку к балету «Чудесный талисман», а в 2005 году – к мюзиклу «Возмутитель спокойствия». Также Ю. Толкач написал музыку к 20 музыкальным постановкам, наиболее известная из них – пьеса «Декамерон» по одноимённому произведению Джованни Бокаччо.  
  
 
Юрий Толкач – автор около 30 песен. Наиболее известные – «Цветок золотой-италмас», «А ты всё так же любишь ли меня?», «Моя земля», «Мусо гуре».
 
Юрий Толкач – автор около 30 песен. Наиболее известные – «Цветок золотой-италмас», «А ты всё так же любишь ли меня?», «Моя земля», «Мусо гуре».
Строка 28: Строка 28:
 
Произведения Ю.Толкача – в постоянном репертуаре всех ведущих музыкальных коллективов Удмуртии. Они звучали в Москве, Казани, Уфе, Чебоксарах, Саранске, Йошкар-Оле, Нижнем Новгороде, Ростове-на Дону, Красноярске, других крупных городах России; исполнялись в США, Франции, Бельгии, Люксембурге, Нидерландах, Болгарии, Эстонии; включались в музыкальные программы радио Венгрии, Швеции и Бразилии. <ref name="zolotoyvek" />
 
Произведения Ю.Толкача – в постоянном репертуаре всех ведущих музыкальных коллективов Удмуртии. Они звучали в Москве, Казани, Уфе, Чебоксарах, Саранске, Йошкар-Оле, Нижнем Новгороде, Ростове-на Дону, Красноярске, других крупных городах России; исполнялись в США, Франции, Бельгии, Люксембурге, Нидерландах, Болгарии, Эстонии; включались в музыкальные программы радио Венгрии, Швеции и Бразилии. <ref name="zolotoyvek" />
  
Деятельность Ю.Л.Толкача отличается многоплановостью. Он постоянно занимается педагогической работой, более тридцати лет являлся заместителем председателя Союза композиторов Удмуртской Республики <ref name="tolkach">; много внимания уделяет музыкально-просветительской работе. Ему принадлежат публикации в центральном журнале "Музыкальная академия", многочисленные статьи в местной печати, связанные с проблемами развития музыки Удмуртии, и вопросами эстетического воспитания<ref name="zolotoyvek" />
+
Деятельность Ю.Л.Толкача отличается многоплановостью. Он постоянно занимается педагогической работой, более двадцати лет является заместителем председателя Союза композиторов Удмуртской республики; много внимания уделяет музыкально-просветительской работе. Ему принадлежат публикации в центральном журнале "Музыкальная академия", многочисленные статьи в местной печати, связанные с проблемами развития музыки Удмуртии, и вопросами эстетического воспитания.<ref name="zolotoyvek" />
  
Ю.Толкач является автором ряда методических работ, в том числе программы и фонохрестоматии по истории удмуртской музыки для детских школ искусств. В качестве музыкального редактора местного радио им подготовлено большое количество передач, очерков, репортажей, посвященных как музыке Удмуртии, так и мировой классике, а также проблемам современной музыки <ref name="zolotoyvek" />.
+
Ю.Толкач является автором ряда методических работ, в том числе программы и фонохрестоматии по истории удмуртской музыки для детских школ искусств. В качестве музыкального редактора местного радио им подготовлено большое количество передач, очерков, репортажей, посвященных как музыке Удмуртии, так и мировой классике, а также проблемам современной музыки.<ref name="zolotoyvek" />
  
 
=Звания и награды=
 
=Звания и награды=
  
Заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики, '''1993'''.
+
1993 - Заслуженный деятель искусств Удмуртской республики
  
Лауреат премии комсомола Удмуртии, '''1985'''.
+
1985 - Лауреат премии комсомола Удмуртии  
  
Лауреат Государственной премии УР, '''2002'''.
+
2002 - Лауреат Государственной премии УР  
  
Лауреат Всероссийского конкурса духовной хоровой музыки, '''2003'''.
+
2003 - Лауреат Всероссийского конкурса духовной хоровой музыки  
  
 
=Библиография=
 
=Библиография=
Строка 46: Строка 46:
 
1. Золотой век удмуртской музыки  = Of Udmurt composers' music : антология / Союз композиторов Удмуртии. – Ижевск : Регулярная и хаотическая динамика, 2007. – 2 o=эл. опт. диск (CD-DA).
 
1. Золотой век удмуртской музыки  = Of Udmurt composers' music : антология / Союз композиторов Удмуртии. – Ижевск : Регулярная и хаотическая динамика, 2007. – 2 o=эл. опт. диск (CD-DA).
  
2. Голубкова, А. Н., Чуракова Р.А. Музыкальная культура Удмуртии. Ижевск, 2004. С. 329
+
2. Голубкова, А.Н., Чуракова Р.А. Музыкальная культура Удмуртии. - Ижевск, 2004. - С. 329
  
 
3. Голубкова, Ариадна Николаевна.  Вокальная музыка : хоровые сюиты, хоры, романсы 50–60-х гг. / Голубкова А. Н., Чуракова Р. А. // Музыкальная культура Удмуртии / Голубкова А. Н., Чуракова Р. А. – Ижевск, 2004. – С. 225–258.
 
3. Голубкова, Ариадна Николаевна.  Вокальная музыка : хоровые сюиты, хоры, романсы 50–60-х гг. / Голубкова А. Н., Чуракова Р. А. // Музыкальная культура Удмуртии / Голубкова А. Н., Чуракова Р. А. – Ижевск, 2004. – С. 225–258.
  
4. Голубкова, А. Н. Инструментальная музыка композиторов Удмуртии / Голубкова А. Н., Чуракова Р. А. Музыкальная культура Удмуртии / Голубкова А. Н., Чуракова Р. А. – Ижевск, 2004. – С. 292–308.
+
4. Голубкова, Ариадна Николаевна. Инструментальная музыка композиторов Удмуртии / Голубкова А. Н., Чуракова Р. А. Музыкальная культура Удмуртии / Голубкова А. Н., Чуракова Р. А. – Ижевск, 2004. – С. 292–308.
  
5. Голубкова, А. Н. Содружество поэтов и композиторов / А. Н. Голубкова // На переломе эпох : Союзу писателей Удмуртии 70 лет, 1934–2004. – Ижевск, 2006. – С. 293–299.
+
5. Голубкова, Ариадна Николаевна. Содружество поэтов и композиторов / А. Н. Голубкова // На переломе эпох : Союзу писателей Удмуртии 70 лет, 1934–2004. – Ижевск, 2006. – С. 293–299.
  
6. Голубкова, А. Н. Фольклорные традиции и композиторское творчество / А. Н. Голубкова // Национальная проблема: пути решения : философско-психолого-экономические подходы. – Ижевск, 1997. – С. 125–130.
+
6. Голубкова, Ариадна Николаевна. Фольклорные традиции и композиторское творчество / А. Н. Голубкова // Национальная проблема: пути решения : философско-психолого-экономические подходы. – Ижевск, 1997. – С. 125–130.
  
7. Пузанова, Н. Н. Шестой ряд послал на сцену свой букет : вечер симфонической музыки Юрия Толкача / Нина Пузанова // Удмуртская правда. – 2009. – 18 февр. – С. 3 : фот.
+
7. Пузанова, Нина Николаевна. Шестой ряд послал на сцену свой букет : вечер симфонической музыки Юрия Толкача / Нина Пузанова // Удмуртская правда. – 2009. – 18 февр. – С. 3 : фот.
  
8. Пузанова, Н. Н. Музыкальное путешествие по планете : с авторского вечера композитора Юрия Толкача / Н. Пузанова // Удмуртская правда. – 2002. – 12 марта.
+
8. Пузанова, Нина Николаевна. Музыкальное путешествие по планете : с авторского вечера композитора Юрия Толкача / Н. Пузанова // Удмуртская правда. – 2002. – 12 марта.
  
9. Пузанова, Н. Н. Один из семи лучших : [Ю. Толкач стал лауреатом Первого всероссийского конкурса духовной  музыки] / Н. Пузанова // Удмуртская правда. – 2003. – 17 окт. – С. 13.
+
9. Пузанова, Нина Николаевна. Один из семи лучших : [Ю. Толкач стал лауреатом Первого всероссийского конкурса духовной  музыки] / Н. Пузанова // Удмуртская правда. – 2003. – 17 окт. – С. 13.
  
10. Пузанова, Н. Н. От мессы до мюзикла : [с отчётного авторского концерт композитора Ю. Толкача] / Н. Пузанова // Удмуртская правда. – 2004. – 13 февр. – С. 13.
+
10. Пузанова, Нина Николаевна. От мессы до мюзикла : [с отчётного авторского концерт композитора Ю. Толкача] / Н. Пузанова // Удмуртская правда. – 2004. – 13 февр. – С. 13.
  
 
=Литература=
 
=Литература=

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Воршуд» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Воршуд:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!