Редактирование: Пельмени

Материал из Воршуда
Перейти к навигацииПерейти к поиску

Внимание! Вы не авторизовались на сайте. Ваш IP-адрес будет публично видимым, если вы будете вносить любые правки. Если вы войдёте или создадите учётную запись, правки вместо этого будут связаны с вашим именем пользователя, а также у вас появятся другие преимущества.

Правка может быть отменена. Пожалуйста, просмотрите сравнение версий, чтобы убедиться, что это именно те изменения, которые вас интересуют, и нажмите «Записать страницу», чтобы ваша отмена правки была сохранена.

Текущая версия Ваш текст
Строка 1: Строка 1:
'''[[Шутова Надежда Ивановна|Н. И. Шутова]]<ref name="shutova"> Надежда Ивановна Шутова | http://orcid.org/0000-0002-6288-8573 | nad_shutova@mail.ru | д.и.н., ведущий научный сотрудник | Удмуртский институт истории, языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН (ул. Ломоносова 4, Ижевск, 426004, Россия) </ref>. “Готов упасть я на колени пред тем, кто выдумал пельмени”: вопросы происхождения и семантики кулинарного блюда // Этнографическое обозрение. 2018. № 3. С. 168–183. Doi: 10.7868/S0869541518030120'''
+
'''Н. И. Шутова<ref name="shutova"> Надежда Ивановна Шутова | http://orcid.org/0000-0002-6288-8573 | nad_shutova@mail.ru | д.и.н., ведущий научный сотрудник | Удмуртский институт истории, языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН (ул. Ломоносова 4, Ижевск, 426004, Россия) </ref>. “Готов упасть я на колени пред тем, кто выдумал пельмени”: вопросы происхождения и семантики кулинарного блюда // Этнографическое обозрение. 2018. № 3. С. 168–183. Doi: 10.7868/S0869541518030120'''
  
  
''Статья посвящена характеристике такого широко известного кулинарного блюда, как пельмени: определена территория их первоначального распространения, описаны формы и разновидности пельменей, состав теста и начинок, способы приготовления и употребления, особенности применения в обрядовой сфере пермских народов (удмурты, коми-пермяки). Прослежено своеобразие пельменей в сравнении с типологически близкими блюдами пельменного типа других народов Приуралья и Среднего Поволжья. С привлечением данных лингвистики, археологии и этнографии рассмотрены дискуссионные вопросы о происхождении, месте и времени появления этого кушанья, приведены аргументы в пользу их изобретения в коми-удмуртской среде эпохи средневековья.''
+
Статья посвящена характеристике такого широко известного кулинарного блюда, как пельмени: определена территория их первоначального распространения, описаны формы и разновидности пельменей, состав теста и начинок, способы приготовления и употребления, особенности применения в обрядовой сфере пермских народов (удмурты, коми-пермяки). Прослежено своеобразие пельменей в сравнении с типологически близкими блюдами пельменного типа других народов Приуралья и Среднего Поволжья. С привлечением данных лингвистики, археологии и этнографии рассмотрены дискуссионные вопросы о происхождении, месте и времени появления этого кушанья, приведены аргументы в пользу их изобретения в коми-удмуртской среде эпохи средневековья.
  
  
Строка 52: Строка 52:
 
Пельмени считаются также одним из символов коми-пермяцкой кухни, на что еще в XIX в. обратил внимание исследователь Н.М. Рогов: “Собственно народное кушанье пермяков есть пельняни… Они делаются из небольших круглых ячневых сочней и свиного, разведенного водой, фарша. А в такой сочень кладется пол-ложки фарша. Сочень перегибается и защипывается по краям. Получается пирожок, который с прямого края выгибается дугой на большом пальце, отчего первоначальная форма его изменяется в другую, схожую с ухом человека. Для употребления пельмени варятся в воде” (цит. по: Черных 2007: 92–93). У коми-пермяков мясной фарш также включал несколько видов мяса: говядину, свинину, баранину; часто говядину со свининой; свинину с луком, свежей и квашеной капустой, пиканами/пестиками (Долдина 1999: 156–157). Помимо мяса, пермское население (русские, коми, удмурты и др.) лепило пельмени с капустой, творогом, редькой, грибами, квашеной капустой (кисленные пельяны), капустные из ржаной муки (холщовые пельмяни). “В выходной-то день настряпаю, бывало, пельяны капустные, мясные, твороженые, из редечки – всю неделю потом безбедно жили” (Борисова 2001: 82).
 
Пельмени считаются также одним из символов коми-пермяцкой кухни, на что еще в XIX в. обратил внимание исследователь Н.М. Рогов: “Собственно народное кушанье пермяков есть пельняни… Они делаются из небольших круглых ячневых сочней и свиного, разведенного водой, фарша. А в такой сочень кладется пол-ложки фарша. Сочень перегибается и защипывается по краям. Получается пирожок, который с прямого края выгибается дугой на большом пальце, отчего первоначальная форма его изменяется в другую, схожую с ухом человека. Для употребления пельмени варятся в воде” (цит. по: Черных 2007: 92–93). У коми-пермяков мясной фарш также включал несколько видов мяса: говядину, свинину, баранину; часто говядину со свининой; свинину с луком, свежей и квашеной капустой, пиканами/пестиками (Долдина 1999: 156–157). Помимо мяса, пермское население (русские, коми, удмурты и др.) лепило пельмени с капустой, творогом, редькой, грибами, квашеной капустой (кисленные пельяны), капустные из ржаной муки (холщовые пельмяни). “В выходной-то день настряпаю, бывало, пельяны капустные, мясные, твороженые, из редечки – всю неделю потом безбедно жили” (Борисова 2001: 82).
  
Пельмени были значимым блюдом для [[Национальная кухня|традиционной удмуртской]] и пермяцкой кухни. Важно отметить, что основным ареалом их распространения являлась территория Приуралья, на что неоднократно указывали исследователи: “Уральским блюдом считались пельмени. Начиняли их мясом, рыбой, капустой, грибами, творогом” (Чагин 1991: 77). “Любимым мясным блюдом в Приуралье повсюду были пельмени, они были одним из неизменных составляющих праздничных застолий” (Липинская 2003: 380). Многочисленные примеры отношения к пельменям как любимому и праздничному кушанью уральского городского и сельского населения Приуралья приведены П.А. Корчагиным (Корчагин 2015: 86–90). Среди русских Вятского края пельмени также считались любимым блюдом: мясо рубили сечкой; лепили по две-три сотни штук, т.к. семьи были большими; варили в несколько приемов. Поэтому и готовили пельмени в основном к большим праздникам. Региональная присказка о пельменях (Слободской уезд): “Покорно благодарю казанскому чеботарю: крепко шьет да быстро носится (пельмени)” (Трушкова 2003: 205–206). В целом же, как отмечено этнографами, русское население многих областей, кроме Урала и Сибири, этого блюда не знало (Маслова, Станюкович 1960: 147; Трушкова 1998: 182–183; Воронина 2001).
+
Пельмени были значимым блюдом для традиционной удмуртской и пермяцкой кухни. Важно отметить, что основным ареалом их распространения являлась территория Приуралья, на что неоднократно указывали исследователи: “Уральским блюдом считались пельмени. Начиняли их мясом, рыбой, капустой, грибами, творогом” (Чагин 1991: 77). “Любимым мясным блюдом в Приуралье повсюду были пельмени, они были одним из неизменных составляющих праздничных застолий” (Липинская 2003: 380). Многочисленные примеры отношения к пельменям как любимому и праздничному кушанью уральского городского и сельского населения Приуралья приведены П.А. Корчагиным (Корчагин 2015: 86–90). Среди русских Вятского края пельмени также считались любимым блюдом: мясо рубили сечкой; лепили по две-три сотни штук, т.к. семьи были большими; варили в несколько приемов. Поэтому и готовили пельмени в основном к большим праздникам. Региональная присказка о пельменях (Слободской уезд): “Покорно благодарю казанскому чеботарю: крепко шьет да быстро носится (пельмени)” (Трушкова 2003: 205–206). В целом же, как отмечено этнографами, русское население многих областей, кроме Урала и Сибири, этого блюда не знало (Маслова, Станюкович 1960: 147; Трушкова 1998: 182–183; Воронина 2001).
  
 
=Характерные черты удмуртских пельменей=
 
=Характерные черты удмуртских пельменей=
Строка 96: Строка 96:
 
Далее не поясняется, какую роль играло это блюдо в процессе совместной трапезы. Однако перечисленные начинки, среди которых фигурировали перец, тесто и мука, свидетельствуют о том, что такие изделия не могли использоваться лишь в утилитарных целях.
 
Далее не поясняется, какую роль играло это блюдо в процессе совместной трапезы. Однако перечисленные начинки, среди которых фигурировали перец, тесто и мука, свидетельствуют о том, что такие изделия не могли использоваться лишь в утилитарных целях.
  
К началу XX в. относятся случаи использования пельменей у закамских удмуртов (ныне Белебеевский р-н Башкортостана и Бугульминский р-н Татарстана). В процессе свадебного обряда в доме жениха перед первой брачной ночью “двое или трое из присутствующих парней в нецензурных выражениях при хохоте собравшейся молодежи…освящали приготовленные из луку, ягод и трав пельмени, а в других местах сваренное на этот случай толокно. Эти пельмени служат им не столько для еды, сколько для забавы – кидания ими друг в друга. Окончив эту церемонию, невесту с женихом насильно укладывают в приготовленную постель и уходят, оставляя кенос (летнее неотапливаемое спальное помещение. – Н.Ш.) запертым снаружи. В доме же тем временем идет усиленная пирушка” (Ильин 1926: 46–47). П.А. Корчагин, рассматривая эти данные, называет такие кулинарные изделия “странными пельменями”, называя их (что неверно) комочками или мячиками, которые использовали не как кушанье, а лишь как атрибут игрищ, для метания друг в друга (Корчагин 2015: 90–91). Аналогичный обряд ''азьла мынтӧм'' (плата на лугу), который был приурочен к Троице или Петрову дню, проводили удорские коми. Молодушки, вышедшие замуж в текущем году, одаривали присутствующих шаньгами, калачами, сушками и другими угощениями, а матери молодушек бросали участникам церемонии выпечку (Чудова 2011: 133).
+
К началу XX в. относятся случаи использования пельменей у закамских удмуртов (ныне Белебеевский р-н Башкортостана и Бугульминский р-н Татарстана). В процессе свадебного обряда в доме жениха перед первой брачной ночью “двое или трое из присутствующих парней в нецензурных выражениях при хохоте собравшейся молодежи…освящали приготовленные из луку, ягод и трав пельмени, а в других местах сваренное на этот случай толокно. Эти пельмени служат им не столько для еды, сколько для забавы – кидания ими друг в друга. Окончив эту церемонию, невесту с женихом насильно укладывают в приготовленную постель и уходят, оставляя кенос (летнее неотапливаемое спальное помещение. – Н.Ш.) запертым снаружи. В доме же тем временем идет усиленная пирушка” (Ильин 1926: 46–47). П.А. Корчагин, рассматривая эти данные, называет такие кулинарные изделия “странными пельменями”, называя их (что неверно) комочками или мячиками, которые использовали не как кушанье, а лишь как атрибут игрищ, для метания друг в друга (Корчагин 2015: 90–91). Аналогичный обряд азьла мынтӧм (плата на лугу), который был приурочен к Троице или Петрову дню, проводили удорские коми. Молодушки, вышедшие замуж в текущем году, одаривали присутствующих шаньгами, калачами, сушками и другими угощениями, а матери молодушек бросали участникам церемонии выпечку (Чудова 2011: 133).
  
Использование пельменей в ритуальных целях прослежено и в других удмуртских селениях. В д. Сибы (Можгинский р-н, Удмуртия) в доме жениха принято совершать ритуал ''пельнянь вӧсян'' (моление/освящение пельменей). “После приезда невесты молодых отправляют в амбар на час-два. Затем друзья жениха заходят к молодым с блюдом пельменей и произносят над этим блюдом моления шуточно-эротического содержания” (Чуракова 1986: 18). В этой же местности, в д. Ныши-Какси (офиц. Большие Сибы, Можгинский р-н, Удмуртия), обряд пельмен вӧсян проводили с некоторыми вариациями. При этом пельмень символизировал женский детородный орган. Обряд практиковали на следующий день после брачной ночи. “Женщины варили с утра пельмени, а затем запирали невесту в амбаре и ели возле запертой двери пельмени, сопровождая это шутливыми, часто непристойными песенками по поводу проведенной молодыми первой ночи. <…> Эта забава сопровождалась шутливой борьбой и перебранкой между участниками, импровизированными диалогами, остротами и общим весельем…” (Долганова, Морозов 2002: 47–48).
+
Использование пельменей в ритуальных целях прослежено и в других удмуртских селениях. В д. Сибы (Можгинский р-н, Удмуртия) в доме жениха принято совершать ритуал пельнянь вӧсян (моление/освящение пельменей). “После приезда невесты молодых отправляют в амбар на час-два. Затем друзья жениха заходят к молодым с блюдом пельменей и произносят над этим блюдом моления шуточно-эротического содержания” (Чуракова 1986: 18). В этой же местности, в д. Ныши-Какси (офиц. Большие Сибы, Можгинский р-н, Удмуртия), обряд пельмен вӧсян проводили с некоторыми вариациями. При этом пельмень символизировал женский детородный орган. Обряд практиковали на следующий день после брачной ночи. “Женщины варили с утра пельмени, а затем запирали невесту в амбаре и ели возле запертой двери пельмени, сопровождая это шутливыми, часто непристойными песенками по поводу проведенной молодыми первой ночи. <…> Эта забава сопровождалась шутливой борьбой и перебранкой между участниками, импровизированными диалогами, остротами и общим весельем…” (Долганова, Морозов 2002: 47–48).
  
По полевым данным фольклориста Т.Г. Владыкиной, в д. Непременная Лудзя (Завьяловский р-н, Удмуртия) на свадьбу стряпали пельмени с мохом (''ӝуен пельнянь''). В первую брачную ночь молодых укладывали в постель и закрывали в кеносе со словами: ''“Коть кокаськэ, коть лёгаськэ”'' (“Хоть стукайтесь, хоть топчитесь”). После этого молодые парни ели приготовленные ''ӝуен пельнянь'' с непристойными шутками и насмешками. В одном семантическом ряду с описанными действиями лежит обычай на второй день свадьбы есть ''ыжгонэн табань'' (табани с шерстью), соблюдавшийся в д. Якшур (Завьяловский р-н, Удмуртия) (устное сообщение Т.Г. Владыкиной). В свадебной обрядности коми-зырян подобные функции выполняли пирожки. Так, в вымской и нижневычегодской традиции на второй день свадьбы (у летских коми на третий день) в доме жениха молодая жена пекла пироги ''ичмонь пирӧг'' (пирог невесты). При этом все участники церемонии строили козни молодушке. В доме жениха происходил обряд выкупа невесты, при котором родителей со стороны молодой одаривали хлебом, банщицу – жареной уткой, а подруг – пирогами (Чудова 2011: 130, 132).
+
По полевым данным фольклориста Т.Г. Владыкиной, в д. Непременная Лудзя (Завьяловский р-н, Удмуртия) на свадьбу стряпали пельмени с мохом (ӝуен пельнянь). В первую брачную ночь молодых укладывали в постель и закрывали в кеносе со словами: “Коть кокаськэ, коть лёгаськэ” (“Хоть стукайтесь, хоть топчитесь”). После этого молодые парни ели приготовленные ӝуен пельнянь с непристойными шутками и насмешками. В одном семантическом ряду с описанными действиями лежит обычай на второй день свадьбы есть ыжгонэн табань (табани с шерстью), соблюдавшийся в д. Якшур (Завьяловский р-н, Удмуртия) (устное сообщение Т.Г. Владыкиной). В свадебной обрядности коми-зырян подобные функции выполняли пирожки. Так, в вымской и нижневычегодской традиции на второй день свадьбы (у летских коми на третий день) в доме жениха молодая жена пекла пироги ичмонь пирӧг (пирог невесты). При этом все участники церемонии строили козни молодушке. В доме жениха происходил обряд выкупа невесты, при котором родителей со стороны молодой одаривали хлебом, банщицу – жареной уткой, а подруг – пирогами (Чудова 2011: 130, 132).
  
Во второй половине XX в. пельмени готовили в большом количестве к свадьбе, ими кормили молодых в доме жениха. Как доброе пожелание новобрачным, в начинку некоторых из них клали соль, овес, ячмень, хвою, монетки. Все участники наблюдали, как едят пельмени жених с невестой, какая начинка им попадется. От этого зависело, будут ли счастливы молодые, каково будет их благосостояние. Если попадет соль или мука – будут жить счастливо, если ячмень – всю жизнь проживут в переживаниях и т.д. (Трофимова 1991: 89). У летских коми-зырян пекли пирожки ''ёсьта пирӧг'' (пирог с лучинками), в которые запекали кусочек лучинки или монетку (Чудова 2011: 132). Закамские удмурты для свадебного стола лепили особенно мелкие пельмени, края которых красиво прищипывали в виде узорного обрамления. В пельмени клали для удачи что-нибудь особое (тесто, монетку, даже кусочек угля) с пожеланием: кому достанется, тот окажется удачливым, счастливым или станет богатым (если попалась монета). Говорили при этом: “''Шудо муртлы сюроз''” (“Достанется счастливому человеку”) (устное сообщение этнолога Т.Г. Миннияхметовой). В свадебной обрядности русских Северного Прикамья упоминаются “заветные пельмени”, по которым гадали о судьбе: “Во второй день у нас еще пельмени заветные стряпали, по ним загадывали, исполнится желание или нет” (Подюков и др. 2004: 108).
+
Во второй половине XX в. пельмени готовили в большом количестве к свадьбе, ими кормили молодых в доме жениха. Как доброе пожелание новобрачным, в начинку некоторых из них клали соль, овес, ячмень, хвою, монетки. Все участники наблюдали, как едят пельмени жених с невестой, какая начинка им попадется. От этого зависело, будут ли счастливы молодые, каково будет их благосостояние. Если попадет соль или мука – будут жить счастливо, если ячмень – всю жизнь проживут в переживаниях и т.д. (Трофимова 1991: 89). У летских коми-зырян пекли пирожки ёсьта пирӧг (пирог с лучинками), в которые запекали кусочек лучинки или монетку (Чудова 2011: 132). Закамские удмурты для свадебного стола лепили особенно мелкие пельмени, края которых красиво прищипывали в виде узорного обрамления. В пельмени клали для удачи что-нибудь особое (тесто, монетку, даже кусочек угля) с пожеланием: кому достанется, тот окажется удачливым, счастливым или станет богатым (если попалась монета). Говорили при этом: “Шудо муртлы сюроз” (“Достанется счастливому человеку”) (устное сообщение этнолога Т.Г. Миннияхметовой). В свадебной обрядности русских Северного Прикамья упоминаются “заветные пельмени”, по которым гадали о судьбе: “Во второй день у нас еще пельмени заветные стряпали, по ним загадывали, исполнится желание или нет” (Подюков и др. 2004: 108).
  
В наши дни у кукморских удмуртов фольклорист Д.Л. Корнилов заснял на видео один из свадебных обрядов ''чумер сиён'' (чумер < тат. ''чумар'' – клецки, ''сиён'' – поедание, т.е. поедание клецок), который проводили с родственниками на следующий день после умыкания невесты или сватовства. Хотя этот ритуал называют ''чумер сиён'' (чумер – позднее тюркское заимствование), фактически это ''пельмен сиён'', т.к. в качестве обрядового кушанья выступают пельмени. Их лепят из разных продуктов: меда, варенья, соли, перца молотого и горошком, кусочков сыра, колбасы, шоколадных конфет, моркови, яблок, огурцов, лука, капусты, апельсинов. Собравшиеся гости берут руками по пельменю, а взамен кладут в специальный мешочек монеты. В зависимости от начинки определяют, какая будет жизнь – богатая, счастливая, сладкая и пр. (видео из личной коллекции Д.Л. Корнилова).
+
В наши дни у кукморских удмуртов фольклорист Д.Л. Корнилов заснял на видео один из свадебных обрядов чумер сиён (чумер < тат. чумар – клецки, сиён – поедание, т.е. поедание клецок), который проводили с родственниками на следующий день после умыкания невесты или сватовства. Хотя этот ритуал называют чумер сиён (чумер – позднее тюркское заимствование), фактически это пельмен сиён, т.к. в качестве обрядового кушанья выступают пельмени. Их лепят из разных продуктов: меда, варенья, соли, перца молотого и горошком, кусочков сыра, колбасы, шоколадных конфет, моркови, яблок, огурцов, лука, капусты, апельсинов. Собравшиеся гости берут руками по пельменю, а взамен кладут в специальный мешочек монеты. В зависимости от начинки определяют, какая будет жизнь – богатая, счастливая, сладкая и пр. (видео из личной коллекции Д.Л. Корнилова).
  
 
Среди уральцев, русских и коми-пермяков пельмени лепили для свадеб и поминок, на крестины, а также во время заговенья, разговения (Долдина 1999: 25, 157–158; Черных 2007: 92–93; Корчагин 2015: 88). По сведениям Г.Н. Чагина, русские крестьяне Среднего Урала в середине XIX – начале XX вв. навещали роженицу со специальной пищей, которая включала и пельмени. “Проведывая, женщины обязательно приносили как на праздник свое угощение – пельмени, шаньги, блины, оладьи, пироги с рыбой, сладкую стряпню” (Чагин 1991: 81).
 
Среди уральцев, русских и коми-пермяков пельмени лепили для свадеб и поминок, на крестины, а также во время заговенья, разговения (Долдина 1999: 25, 157–158; Черных 2007: 92–93; Корчагин 2015: 88). По сведениям Г.Н. Чагина, русские крестьяне Среднего Урала в середине XIX – начале XX вв. навещали роженицу со специальной пищей, которая включала и пельмени. “Проведывая, женщины обязательно приносили как на праздник свое угощение – пельмени, шаньги, блины, оладьи, пироги с рыбой, сладкую стряпню” (Чагин 1991: 81).
Строка 110: Строка 110:
 
Изучение свадебных обрядов удмуртов конца XIX – начала XX вв. позволяет сделать вывод о том, что сам пельмень, его форма, начинки из зерна и других характерных продуктов являлись символом женского полового органа и играли важную роль в магии плодородия. Их использовали до или после первой брачной ночи (у коми-зырян вместо пельменей были пирожки). В последующем семантика этих обычаев была утеряна, и к концу XX в. пельмени лепили уже скорее по традиции, как важное праздничное/свадебное угощение. Пельмени с особыми начинками стали своеобразными атрибутами гадания, призванного обеспечить молодым благополучие, плодовитость. С этой же целью у славянских народов практиковали обсыпание молодых зерном, крупой, хмелем, орехами, сладостями и пр. (Гура 2009: 108–109).
 
Изучение свадебных обрядов удмуртов конца XIX – начала XX вв. позволяет сделать вывод о том, что сам пельмень, его форма, начинки из зерна и других характерных продуктов являлись символом женского полового органа и играли важную роль в магии плодородия. Их использовали до или после первой брачной ночи (у коми-зырян вместо пельменей были пирожки). В последующем семантика этих обычаев была утеряна, и к концу XX в. пельмени лепили уже скорее по традиции, как важное праздничное/свадебное угощение. Пельмени с особыми начинками стали своеобразными атрибутами гадания, призванного обеспечить молодым благополучие, плодовитость. С этой же целью у славянских народов практиковали обсыпание молодых зерном, крупой, хмелем, орехами, сладостями и пр. (Гура 2009: 108–109).
  
Пельмени являлись торжественным блюдом, выполнявшим функцию объединения. В конце XIX в. удмурты Сосновского края (ныне Шарканский р-н, Удмуртия) “к Рождеству Христову заготавливают пельмени на весь праздник пудовки по две и по три; пельмени едят без уксуса и перца” (Верещагин 1995 [1886]: 28). Для удмуртов, коми-пермяков и русских Приуралья пельмени были и остаются до сих пор неотъемлемой составляющей праздничных семейных трапез. Это кушанье лепили вместе все члены семьи, а затем совершали совместную трапезу. Они считаются непременным атрибутом новогоднего угощения. Закамские удмурты ставят пельмени на стол в период новогодних праздников как главное блюдо, взамен освященной каши. Бывает, пельмени варят в мясном супе (устное сообщение Т.Г. Миннияхметовой). На праздники (''ӟумшан'' – гуляние, веселье – и ''ӟуон'' – пир, пиршество) приглашают гостей, а затем совершают гуляния и угощают пельменями, переходя из дома в дом. В 1960–1980-х годах при подготовке к праздничному застолью было принято лепить счастливые пельмени с начинкой из теста, меда, перца, других ингредиентов. В 1970–1980-х годах в удмуртских и коми деревнях зимой каждая семья заготавливала впрок целое ведро, мешок или кадку пельменей как для повседневного употребления, так и для угощения гостей. В зимнюю пору школьники могли прийти домой и самостоятельно отварить это горячее и калорийное кушанье (ПМА 2016–2017 гг.; Долдина 1999: 158).
+
Пельмени являлись торжественным блюдом, выполнявшим функцию объединения. В конце XIX в. удмурты Сосновского края (ныне Шарканский р-н, Удмуртия) “к Рождеству Христову заготавливают пельмени на весь праздник пудовки по две и по три; пельмени едят без уксуса и перца” (Верещагин 1995 [1886]: 28). Для удмуртов, коми-пермяков и русских Приуралья пельмени были и остаются до сих пор неотъемлемой составляющей праздничных семейных трапез. Это кушанье лепили вместе все члены семьи, а затем совершали совместную трапезу. Они считаются непременным атрибутом новогоднего угощения. Закамские удмурты ставят пельмени на стол в период новогодних праздников как главное блюдо, взамен освященной каши. Бывает, пельмени варят в мясном супе (устное сообщение Т.Г. Миннияхметовой). На праздники (ӟумшан – гуляние, веселье – и ӟуон – пир, пиршество) приглашают гостей, а затем совершают гуляния и угощают пельменями, переходя из дома в дом. В 1960–1980-х годах при подготовке к праздничному застолью было принято лепить счастливые пельмени с начинкой из теста, меда, перца, других ингредиентов. В 1970–1980-х годах в удмуртских и коми деревнях зимой каждая семья заготавливала впрок целое ведро, мешок или кадку пельменей как для повседневного употребления, так и для угощения гостей. В зимнюю пору школьники могли прийти домой и самостоятельно отварить это горячее и калорийное кушанье (ПМА 2016–2017 гг.; Долдина 1999: 158).
  
 
=Время и место изобретения пельменей=
 
=Время и место изобретения пельменей=
Строка 116: Строка 116:
 
Приведенные выше материалы показывают, что кулинарные изделия пельменного типа существовали на разных территориях у многих народов, однако в Приуралье сформировалась своя оригинальная традиция изготовления пельменей. Их лепили из круглой тестяной лепешки. Готовое изделие имело форму ушка маленьких размеров. Единственным способом приготовления являлось отваривание. Здесь выявлены сведения об архаичных разновидностях пельменей из теста из двух-трех сортов муки (в т.ч. ржаной) с 30–35 видами начинок, а также о мясных пельменях из смешанного фарша (два-три вида мяса). Дальнейшее усовершенствование пельменей шло по пути применения белой пшеничной муки с яйцом, преобладания мясной начинки и использования вкусовых добавок (перец, уксус, горчица, соус). Этимология термина пельмень/пельнянь (хлебное ушко), устойчивость наименования всех разновидностей пельменных изделий этим словом свидетельствуют об их коми-удмуртском происхождении.
 
Приведенные выше материалы показывают, что кулинарные изделия пельменного типа существовали на разных территориях у многих народов, однако в Приуралье сформировалась своя оригинальная традиция изготовления пельменей. Их лепили из круглой тестяной лепешки. Готовое изделие имело форму ушка маленьких размеров. Единственным способом приготовления являлось отваривание. Здесь выявлены сведения об архаичных разновидностях пельменей из теста из двух-трех сортов муки (в т.ч. ржаной) с 30–35 видами начинок, а также о мясных пельменях из смешанного фарша (два-три вида мяса). Дальнейшее усовершенствование пельменей шло по пути применения белой пшеничной муки с яйцом, преобладания мясной начинки и использования вкусовых добавок (перец, уксус, горчица, соус). Этимология термина пельмень/пельнянь (хлебное ушко), устойчивость наименования всех разновидностей пельменных изделий этим словом свидетельствуют об их коми-удмуртском происхождении.
  
Что касается тезиса об изобретении пельменей в первой половине XVII в. “вне хронологических рамок язычества” (Корчагин 2015: 86–91; 2016: 80–88), то отсутствие пельменей в качестве обрядовой пищи на дохристианских святилищах не может служить аргументом в пользу их позднего изобретения. В качестве пищевых жертвенных приношений семейно-родовым божествам и хозяевам дикой природы удмуртам служили простые продукты – крупа, яйцо, лепешка из пресного теста куарнянь (куар – лист, нянь – хлеб), яичные блины без соли и муки ''чужмильым'', горбушка хлеба, каша. Для общественной трапезы на капищах готовили кашу с мясом уток, гусей, овец и других крупных животных (Шутова 2001: 65–66, 72–79, 95 и др.; ПМА 1993–1995 гг.). Как правило, для молений прежде не использовали сложные изделия (пирожки, пресные ватрушки перепечи, пельмени и т.д.). К тому же в прошлом существовала определенная регламентация относительно предназначения тех или иных видов пищи для каждого обряда. Например, ватрушки ''перепечи'' (архаичное пересьмон – старение, старость) прежде пекли как поминальную пищу, а ныне это широко распространенное национальное кушанье. А приготовление пельменей, как описано выше, прочно связано со свадебной обрядностью и интимными отношениями молодых.
+
Что касается тезиса об изобретении пельменей в первой половине XVII в. “вне хронологических рамок язычества” (Корчагин 2015: 86–91; 2016: 80–88), то отсутствие пельменей в качестве обрядовой пищи на дохристианских святилищах не может служить аргументом в пользу их позднего изобретения. В качестве пищевых жертвенных приношений семейно-родовым божествам и хозяевам дикой природы удмуртам служили простые продукты – крупа, яйцо, лепешка из пресного теста куарнянь (куар – лист, нянь – хлеб), яичные блины без соли и муки чужмильым, горбушка хлеба, каша. Для общественной трапезы на капищах готовили кашу с мясом уток, гусей, овец и других крупных животных (Шутова 2001: 65–66, 72–79, 95 и др.; ПМА 1993–1995 гг.). Как правило, для молений прежде не использовали сложные изделия (пирожки, пресные ватрушки перепечи, пельмени и т.д.). К тому же в прошлом существовала определенная регламентация относительно предназначения тех или иных видов пищи для каждого обряда. Например, ватрушки перепечи (архаичное пересьмон – старение, старость) прежде пекли как поминальную пищу, а ныне это широко распространенное национальное кушанье. А приготовление пельменей, как описано выше, прочно связано со свадебной обрядностью и интимными отношениями молодых.
  
 
На наш взгляд, совершенно справедливо допущение П.А. Корчагина, что пельмени могли возникнуть у коми-пермяков, ибо с XII в. здесь получило распространение пашенное земледелие, имелись все исходные продукты (мука и мясо) для изготовления этого блюда (Корчагин 2016: 88). Однако в “ареал изобретения” пельменей следует включить территорию обитания не только коми-пермяцкого, но и средневековых удмуртов Приуралья. Как известно, уже с IX в. пермское население Верхнего Прикамья (предки современных коми-пермяков) и бассейна р. Чепцы (предки современных удмуртов) вело высокоразвитое комплексное хозяйство при господстве пашенного земледелия и животноводства (Иванова 1996: 23; Оборин 1999: 277–278). В рассматриваемое время здесь культивировали смешанные посевы яровых культур, состоявшие из двух и более видов злаков (пшеница, рожь, ячмень, овес), что гарантировало получение устойчивого урожая даже при неблагоприятных погодных условиях (Туганаев, Туганаев 2007: 43–44, 58–59, 63–64). Источником мясной пищи служили преимущественно домашние животные, среди которых преобладал крупный и – в меньшей степени – мелкий рогатый скот, а также лошади и свиньи. Рацион пополнялся и мясом диких животных, добытым на охоте (преимущественно лосятиной и олениной) (Иванова 1996: 24–26; Оборин 1999: 278–280).
 
На наш взгляд, совершенно справедливо допущение П.А. Корчагина, что пельмени могли возникнуть у коми-пермяков, ибо с XII в. здесь получило распространение пашенное земледелие, имелись все исходные продукты (мука и мясо) для изготовления этого блюда (Корчагин 2016: 88). Однако в “ареал изобретения” пельменей следует включить территорию обитания не только коми-пермяцкого, но и средневековых удмуртов Приуралья. Как известно, уже с IX в. пермское население Верхнего Прикамья (предки современных коми-пермяков) и бассейна р. Чепцы (предки современных удмуртов) вело высокоразвитое комплексное хозяйство при господстве пашенного земледелия и животноводства (Иванова 1996: 23; Оборин 1999: 277–278). В рассматриваемое время здесь культивировали смешанные посевы яровых культур, состоявшие из двух и более видов злаков (пшеница, рожь, ячмень, овес), что гарантировало получение устойчивого урожая даже при неблагоприятных погодных условиях (Туганаев, Туганаев 2007: 43–44, 58–59, 63–64). Источником мясной пищи служили преимущественно домашние животные, среди которых преобладал крупный и – в меньшей степени – мелкий рогатый скот, а также лошади и свиньи. Рацион пополнялся и мясом диких животных, добытым на охоте (преимущественно лосятиной и олениной) (Иванова 1996: 24–26; Оборин 1999: 278–280).
Строка 126: Строка 126:
 
При этом важно отметить, что понятием пельмень/пельнянь пользовались все пермские народы и его появление относится к общепермскому периоду в истории удмуртов, коми-пермяков и коми-зырян.
 
При этом важно отметить, что понятием пельмень/пельнянь пользовались все пермские народы и его появление относится к общепермскому периоду в истории удмуртов, коми-пермяков и коми-зырян.
  
Утверждения П.А. Корчагина о том, что пельмени впервые были изобретены на узкой территории современных Кочевского и Косинского р-нов Коми-Пермяцкого округа в первой половине XVII в., а образцами для них послужили русские ''кундюмы-ушки'', не имеют под собой оснований по ряду причин. Во-первых, в отличие от пельменей, для ''кундюмов-ушек'' раскатывалась тестяная лепешка треугольной или четырехугольной формы, а готовое изделие имело треугольную форму. Кундюмы-ушки отличались и по способу приготовления (припекались, а затем томились в горшке), и по составу теста (замешивалось на горячей воде и растительных маслах); использовалась только постная, чаще грибная, начинка. Во-вторых, если кундюмы-ушки послужили прототипом пельменей, непонятно, по какой причине русское население заимствовало пермский термин пельмени для обозначения этого кушанья. Логичнее выглядело было бы распространение русского термина ушки в коми-удмуртском ареале как результат русского воздействия на местную кухню.
+
Утверждения П.А. Корчагина о том, что пельмени впервые были изобретены на узкой территории современных Кочевского и Косинского р-нов Коми-Пермяцкого округа в первой половине XVII в., а образцами для них послужили русские кундюмы-ушки, не имеют под собой оснований по ряду причин. Во-первых, в отличие от пельменей, для кундюмов-ушек раскатывалась тестяная лепешка треугольной или четырехугольной формы, а готовое изделие имело треугольную форму. Кундюмы-ушки отличались и по способу приготовления (припекались, а затем томились в горшке), и по составу теста (замешивалось на горячей воде и растительных маслах); использовалась только постная, чаще грибная, начинка. Во-вторых, если кундюмы-ушки послужили прототипом пельменей, непонятно, по какой причине русское население заимствовало пермский термин пельмени для обозначения этого кушанья. Логичнее выглядело было бы распространение русского термина ушки в коми-удмуртском ареале как результат русского воздействия на местную кухню.
  
Все эти нестыковки могут объясняться тем, что появлению в Приуралье сведений о ''кундюмах-ушках'' предшествовала устойчивая традиция существования слова пельмени в лексике пермских народов, обусловленная длительной историей их бытования как излюбленного кушанья коми и удмуртов. Вследствие этого, несмотря на мощное влияние русской культуры в процессе колонизации края и христианизации местного финно-угорского населения, термин пельмень сохранил свои стойкие позиции на территории Приуралья. Что касается используемых коми-пермяками для наименования пельменей слов ''ушкеэз, пелиэз'', являющихся по П.А. Корчагину калькой с русского блюда ушки (Корчагин 2016: 80–81), то они имеют узколокальный характер, никогда не применялись удмуртским населением и обозначали преимущественно постные грибные пельмени. Это указывает на смешение представлений о двух самостоятельных, хотя и типологически близких, блюдах – русских ушках и пермских пельменях – в зоне тесного взаимодействия русских и северных коми-пермяков.
+
Все эти нестыковки могут объясняться тем, что появлению в Приуралье сведений о кундюмах-ушках предшествовала устойчивая традиция существования слова пельмени в лексике пермских народов, обусловленная длительной историей их бытования как излюбленного кушанья коми и удмуртов. Вследствие этого, несмотря на мощное влияние русской культуры в процессе колонизации края и христианизации местного финно-угорского населения, термин пельмень сохранил свои стойкие позиции на территории Приуралья. Что касается используемых коми-пермяками для наименования пельменей слов ушкеэз, пелиэз, являющихся по П.А. Корчагину калькой с русского блюда ушки (Корчагин 2016: 80–81), то они имеют узколокальный характер, никогда не применялись удмуртским населением и обозначали преимущественно постные грибные пельмени. Это указывает на смешение представлений о двух самостоятельных, хотя и типологически близких, блюдах – русских ушках и пермских пельменях – в зоне тесного взаимодействия русских и северных коми-пермяков.
  
 
Как известно, факты совмещения понятий и их содержания являются результатом этнокультурного взаимодействия. Так, в 1968 и 1979–1980-х гг. в Удмуртии были проведены два массовых этносоциологических исследования среди удмуртского и русского населения, как сельского, так и городского. Отвечая на вопрос: “Какие блюда Вы хотели бы подать на стол, если к Вам должны прийти гости?”, информаторы, удмурты и русские, в большинстве случаев на первое место ставили пельмени. Это кулинарное изделие часто встречалось и в ответах на другой вопрос анкеты: “Какие блюда Вы считаете своими национальными кушаньями?” Вместе с тем была выявлена парадоксальная ситуация: русские считали пельмени исконно русским блюдом, а часть удмуртов, утратив представление о пельменях как о своем национальном блюде, назвала их “сибирскими пельменями” (Трофимова 1985: 118). Хотя, как справедливо показал П.А. Корчагин, несмотря на это название, пельмени не могли иметь сибирские истоки из-за недостатка в северных регионах таких продуктов, как зерно, крупа, хлеб. Как известно, для снабжения первых русских поселений в Сибири хлеб завозили из европейской части России, в т.ч. из Чердыни, Соли Камской, Кайгорода, Вятки и других территорий (Корчагин 2015: 93–94).
 
Как известно, факты совмещения понятий и их содержания являются результатом этнокультурного взаимодействия. Так, в 1968 и 1979–1980-х гг. в Удмуртии были проведены два массовых этносоциологических исследования среди удмуртского и русского населения, как сельского, так и городского. Отвечая на вопрос: “Какие блюда Вы хотели бы подать на стол, если к Вам должны прийти гости?”, информаторы, удмурты и русские, в большинстве случаев на первое место ставили пельмени. Это кулинарное изделие часто встречалось и в ответах на другой вопрос анкеты: “Какие блюда Вы считаете своими национальными кушаньями?” Вместе с тем была выявлена парадоксальная ситуация: русские считали пельмени исконно русским блюдом, а часть удмуртов, утратив представление о пельменях как о своем национальном блюде, назвала их “сибирскими пельменями” (Трофимова 1985: 118). Хотя, как справедливо показал П.А. Корчагин, несмотря на это название, пельмени не могли иметь сибирские истоки из-за недостатка в северных регионах таких продуктов, как зерно, крупа, хлеб. Как известно, для снабжения первых русских поселений в Сибири хлеб завозили из европейской части России, в т.ч. из Чердыни, Соли Камской, Кайгорода, Вятки и других территорий (Корчагин 2015: 93–94).
Строка 134: Строка 134:
 
Широкую известность, как вполне убедительно доказал П.А. Корчагин, это блюдо могло получить с первой половины XVII в. в связи с эксплуатацией “московского пути” в Сибирь (участок Кай – Юксеевское – Коса – Соликамск), который проходил через территорию современного Коми-Пермяцкого округа Пермского края. Именно здесь требовалось горячее питание для ямщиков, следовавших в Сибирь с “хлебными запасами” по ненаселенному Юксеевскому волоку протяженностью 90 верст (Корчагин 2015: 93–94; 2016: 88–89). Встречающиеся в этом ареале фамилии Пельменёвы, Пельмениковы являются свидетельством того, что отдельные семьи занимались изготовлением пельменей или торговали ими (Корчагин 2015: 91–93; 2016: 78–79). Несомненно, дальнейшей популяризации этого блюда способствовал Сибирский тракт – транспортная магистраль, две ветви которой (северная из Петербурга и южная из Москвы) соединялись на территории современной Удмуртии. По ним проходили и проезжали служивые люди, каторжные и заключенные, конвоирующие их солдаты и казаки, а также путешественники, которые попутно знакомились с культурой и кухней местных народов Приуралья. Таким образом пельмени проникли в Сибирь, где и получили второе рождение и стали называться “сибирскими пельменями”. Важными факторами, способствовавшими широкому распространению этого кушанья, являлись, как уже было сказано, вкусовые достоинства пельменей, быстрота и удобство приготовления, простота хранения, а также возможность использовать их как горячее питание в дороге в зимнее время.
 
Широкую известность, как вполне убедительно доказал П.А. Корчагин, это блюдо могло получить с первой половины XVII в. в связи с эксплуатацией “московского пути” в Сибирь (участок Кай – Юксеевское – Коса – Соликамск), который проходил через территорию современного Коми-Пермяцкого округа Пермского края. Именно здесь требовалось горячее питание для ямщиков, следовавших в Сибирь с “хлебными запасами” по ненаселенному Юксеевскому волоку протяженностью 90 верст (Корчагин 2015: 93–94; 2016: 88–89). Встречающиеся в этом ареале фамилии Пельменёвы, Пельмениковы являются свидетельством того, что отдельные семьи занимались изготовлением пельменей или торговали ими (Корчагин 2015: 91–93; 2016: 78–79). Несомненно, дальнейшей популяризации этого блюда способствовал Сибирский тракт – транспортная магистраль, две ветви которой (северная из Петербурга и южная из Москвы) соединялись на территории современной Удмуртии. По ним проходили и проезжали служивые люди, каторжные и заключенные, конвоирующие их солдаты и казаки, а также путешественники, которые попутно знакомились с культурой и кухней местных народов Приуралья. Таким образом пельмени проникли в Сибирь, где и получили второе рождение и стали называться “сибирскими пельменями”. Важными факторами, способствовавшими широкому распространению этого кушанья, являлись, как уже было сказано, вкусовые достоинства пельменей, быстрота и удобство приготовления, простота хранения, а также возможность использовать их как горячее питание в дороге в зимнее время.
  
* * *
+
* * *
  
 
Приведенные выше материалы позволяют предположить, что пельмени как оригинальное кулинарное изделие были изобретены в IX–XIII вв. пермскими народами Приуралья (коми-пермяками и удмуртами). Это подтверждается широким распространением бытовых приспособлений для приготовления пельменей, а также с наличием всех необходимых ингредиентов для их лепки. Также в пользу этой версии свидетельствуют общепермское происхождение старинного термина пельнянь/пельмень и устойчивая традиция бытования этого кушанья в Приуралье.
 
Приведенные выше материалы позволяют предположить, что пельмени как оригинальное кулинарное изделие были изобретены в IX–XIII вв. пермскими народами Приуралья (коми-пермяками и удмуртами). Это подтверждается широким распространением бытовых приспособлений для приготовления пельменей, а также с наличием всех необходимых ингредиентов для их лепки. Также в пользу этой версии свидетельствуют общепермское происхождение старинного термина пельнянь/пельмень и устойчивая традиция бытования этого кушанья в Приуралье.
Строка 208: Строка 208:
 
Шутова Н. И. Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции: опыт комплексного исследования. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2001.
 
Шутова Н. И. Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции: опыт комплексного исследования. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2001.
  
'''Сведения об авторе'''
 
 
<references />
 
<references />
  
 
[[Категория:Этническая культура]] [[Категория:Материальная культура]] [[Категория:Национальная кухня]]
 
[[Категория:Этническая культура]] [[Категория:Материальная культура]] [[Категория:Национальная кухня]]

Пожалуйста, учтите, что любой ваш вклад в проект «Воршуд» может быть отредактирован или удалён другими участниками. Если вы не хотите, чтобы кто-либо изменял ваши тексты, не помещайте их сюда.
Вы также подтверждаете, что являетесь автором вносимых дополнений, или скопировали их из источника, допускающего свободное распространение и изменение своего содержимого (см. Воршуд:Авторские права). НЕ РАЗМЕЩАЙТЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ОХРАНЯЕМЫЕ АВТОРСКИМ ПРАВОМ МАТЕРИАЛЫ!